А. Бюджетная политика

6. В целях создания прочной основы для государственных финансов дефицит бюджета расширенного правительства в 1997 году ограничен 6 процентами ВВП. В соответствии с данным предельным показателем дефицит федерального бюджета ограничен примерно 5,5 процента ВВП. В то же время динамика дефицита бюджета расширенного правительства в значительной степени будет зависеть от консолидированного баланса местных бюджетов и внебюджетных фондов. В этой связи Правительство Российской Федерации будет тщательно следить за финансовым положением Пенсионного фонда Российской Федерации, а также за выпуском долговых обязательств органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. На 1998 и 1999 годы дефицит расширенного правительства ограничивается показателями, примерно равными 4 и 3 процентам ВВП соответственно.

7. Чтобы обеспечить выполнение целевого показателя по дефициту федерального бюджета, Правительство Российской Федерации осуществит ряд мер, направленных на значительное увеличение кассовых доходов федерального бюджета в 1997 г. Важнейшей первоочередной задачей 1997 г. остается своевременное и полное поступление доходов; для этого в настоящее время осуществляется ряд мер, направленных на безусловное выполнение разработанного в конце 1996 г. комплексного плана действий по улучшению поступлений доходов в бюджет (а также при необходимости расширение данного плана), и начинается реализация мер по коренному изменению налоговой системы.

8. В рамках указанного плана действий по мобилизации доходов принимаются меры организационного и процедурного характера для повышения результативности деятельности налоговых органов, направленных на улучшение сбора налогов. Среди этих мер - поэтапное создание подразделений по работе с крупными налогоплательщиками в пятнадцати регионах, а также меры по увеличению сбора налогов на алкогольную продукцию. Последнее будет достигнуто путем введения начисления акцизов на отечественную алкогольную продукцию по методу отгрузки товара, совершенствования системы специальных акцизных марок, а также ужесточения контроля за коммерческими перевозками алкогольной продукции и других подакцизных товаров внутри страны.

9. В рамках указанного плана будут предприняты масштабные действия по обеспечению соблюдения налогового законодательства, а также выдвинуты законодательные инициативы, направленные на улучшение сбора налогов. В соответствии с этим принимаются меры по сбору недоимки с пятнадцати крупных предприятий, имеющих наибольший объем задолженности по уплате налогов, и при необходимости будут начаты процедуры банкротства этих предприятий. Кроме того, Правительство Российской Федерации и Центральный банк Российской Федерации совместно с Государственной Думой намерены работать над внесением поправок в Гражданский кодекс Российской Федерации для восстановления первоочередности уплаты некоторых налогов по отношению к заработной плате. Кроме того, на рассмотрение вносится законопроект о повышении величины акциза на нефть до 70 тыс. рублей за тонну.

10. В то же время Правительство Российской Федерации намерено провести радикальную реформу налоговой системы. Будет принят Налоговый кодекс Российской Федерации, призванный значительно улучшить существующее налоговое законодательство. Среди прочих изменений он предусматривает ликвидацию или постепенную отмену практически всех существующих льгот по уплате налога на добавленную стоимость (НДС), а также уменьшение базы налога на прибыль на величину всех расходов, связанных с ведением хозяйственной деятельности. Помимо этого, Налоговый кодекс предусматривает:

переход к ведению бухгалтерского учета по методу начисления для НДС и налога на прибыль;

индексацию специфических ставок акцизов с учетом инфляции;

ликвидацию льготных ставок налога на прибыль;

упрощение требований к представлению отчетности по налогу на прибыль и подоходному налогу с физических лиц.

Кроме того, Правительство Российской Федерации и Центральный банк Российской Федерации намерены работать совместно с Государственной Думой над дальнейшем упрощением и прояснением части 1 Налогового кодекса, в особенности относительно определения базы налога на прибыль и процедур, связанных с взиманием налогов.

11. Стало очевидно, что не удастся профинансировать предусмотренный в федеральном бюджете на 1997 год объем расходов. В целях обеспечения наибольшей открытости государственной политики в области расходов, а также сведения к минимуму негативных последствий нефинансирования бюджетных расходов Правительство Российской Федерации намерено представить в Государственную Думу законопроект об установлении предельных максимальных сумм расходов на 1997 год в соответствии с настоящей Программой. Такой объем расходов будет достаточным для выполнения Правительством Российской Федерации обязательств и не приведет к накоплению новой задолженности.