Распоряжением Правительства РФ от 06.10.2021 N 2816-р утвержден Перечень инициатив социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года.

4.5. РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ

Поддержка культуры является одним из приоритетных направлений социально-экономического развития России.

Прогноз развития сферы культуры до 2030 года предполагает создание необходимых условий для устойчивого развития сферы культуры, направленных на обеспечение максимальной доступности для граждан России культурных благ и образования в сфере культуры и искусства; сохранение культурного наследия России; повышение качества и разнообразия услуг, предоставляемых в сфере культуры; совершенствование организационных, экономических и правовых механизмов сферы культуры.

Это нашло свое отражение в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" (далее - Указ), а также в государственной программе "Развитие культуры и туризма" на 2013 - 2020 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 г. N 2567-р (далее - Государственная программа).

Предполагается, что Государственная программа обеспечит качественное развитие сферы культуры и туризма и формирование необходимого потенциала для эффективного функционирования отрасли в долгосрочной перспективе. Ее реализация позволит к 2020 году оптимизировать и модернизировать сеть государственных и муниципальных учреждений, создать условия, обеспечивающие равный и свободный доступ населения ко всему спектру культурных благ и услуг, активизировать интеграцию России в мировой культурный процесс, укрепить позитивный образ страны за рубежом.

Общий объем финансирования Государственной программы из всех источников предусматривается в размере 3572,6 млрд. рублей.

Общий объем бюджетных ассигнований федерального бюджета предусматривается в размере 907,9 млрд. рублей, в том числе в 2013 году - 100,4 млрд. рублей, в 2014 году - 101,0 млрд. рублей, в 2015 году - 104,5 млрд. рублей.

В качестве основных направлений использования вышеуказанных финансовых средств определены следующие мероприятия:

В качестве основных направлений использования вышеуказанных финансовых средств определены следующие мероприятия:

- обеспечение максимальной доступности для граждан России культурных благ и образования в сфере культуры и искусства; формирование сети многофункциональных культурных комплексов (многопрофильных учреждений, соединяющих в едином центре клуб, библиотеку, музей, галерею, детскую школу искусств и др.); развитие и поддержка межрегиональной гастрольной, выставочной и фестивальной деятельности; обеспечение доступности культурных благ и услуг для граждан с ограниченными возможностями; совершенствование системы поддержки детского и юношеского творчества; укрепление материально-технической, учебной и вспомогательной баз образовательных учреждений отрасли; сохранение и развитие кадрового потенциала учреждений культуры и искусства;

- создание условий для повышения качества и разнообразия услуг, предоставляемых в сфере культуры, в том числе: модернизация и обеспечение инновационного развития организаций культуры путем масштабного инвестирования в технологическое обновление, повсеместное внедрение и распространение новых информационных продуктов и технологий; развитие механизмов поддержки творческой деятельности в сфере культуры и искусства, в том числе традиционной народной культуры; развитие системы стимулирования и поддержки новых направлений, видов и жанров искусства; развитие производства и проката произведений отечественной кинематографии, в том числе для детей и юношества; содействие развитию культурного потенциала регионов, поддержка региональных культурных инициатив;

- выявление, охрана, популяризация культурного наследия народов Российской Федерации, в том числе сохранение и пополнение библиотечного, музейного, архивного, кино-, фото-, видео- и аудиофондов; проведение реставрационных работ, улучшение технического состояния объектов культурного наследия, позволяющих вернуть их в хозяйственный и культурный оборот; обеспечение эффективного использования имущественных прав собственников на объекты культурного наследия; перевод в электронный вид архивных, библиотечных, музейных кино-, фото-, видео- и аудиофондов, создание инфраструктуры доступа населения к ним с использованием сети Интернет;

- использование культурного потенциала России для формирования положительного образа страны за рубежом, в том числе: развитие культурного сотрудничества с иностранными государствами, прежде всего с государствами - участниками СНГ; реализация проектов двустороннего и многостороннего культурного сотрудничества, в том числе поддержка международных фестивалей и выставок, проходящих в регионах.

В результате реализации проекта Государственной программы будут достигнуты следующие показатели:

- уровень удовлетворенности граждан Российской Федерации качеством предоставления государственных и муниципальных услуг в сфере культуры, предполагается довести до 100% к 2030 году;

- количество посещений организаций культуры по отношению к 2010 году в процентах будет увеличен с 109,19 в 2013 году до 135,72% в 2020 году;

- повышение с 56,1% в 2013 году до 100% к 2018 году соотношения среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников государственных (муниципальных) учреждений культуры и искусства к среднемесячной номинальной начисленной заработной плате по экономике в соответствующем регионе;

- доля объектов культурного наследия, находящихся в удовлетворительном состоянии, в общем количестве объектов культурного наследия федерального, регионального и местного значения составит к 2015 году до 32,79% и к 2020 году до 37 процентов;

- доля документов федеральных архивов, находящихся в условиях, обеспечивающих их постоянное (вечное) хранение, в общем количестве архивных документов составит в 2020 году 60,3 процента;

- охват населения библиотечным обслуживанием составит к 2013 году - 37,46%, к 2014 году - 37,57%, к 2015 году - 37,68 процента;

- увеличение количества проведенных за рубежом выставок музеев, гастролей концертных организаций, самостоятельных коллективов и театров по сравнению с 2010 годом до 30% к 2020 году;

- доля учреждений культуры, имеющих свой информационный портал от общего числа учреждений культуры, к 2018 году составит 94 процента;

- доля фильмов российского производства в общем объеме проката на территории Российской Федерации к 2018 году достигнет 28 процентов.

Эффект от реализации вышеназванных мероприятий выразится в повышении качества и доступности государственных и муниципальных услуг в сфере культуры; повышении культурного уровня населения Российской Федерации; укреплении единого культурного пространства, культурных связей между районами, регионами, обеспечение доступа к культурным ценностям и информационным ресурсам различных групп граждан; сохранении и повышении разнообразия национальных культур; росте зрительского интереса к мероприятиям учреждений культуры; повышении профессионального уровня работников учреждений культуры в соответствии с новыми технологиями и формами работы.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 мая 2012 г. N 636 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" Минкультуры России переданы функции по координации деятельности по реализации приоритетных направлений государственного регулирования туристской деятельности в Российской Федерации. В связи с этим в проект Государственной программы включены ФЦП "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)" и подпрограмма "Туризм".

Среди основных приоритетов социальной и экономической политики в сферы туризма на данном этапе выделяются следующие:

- создание основ современной индустрии туристско-рекреационных услуг и повышение ее конкурентоспособности на международном рынке; обеспечение прорыва на новые рынки услуг в сфере туризма на основе успешной модернизации соответствующих секторов экономики и умелого позиционирования в нишах мирового рынка;

- создание туристско-рекреационных кластеров на территориях с уникальными природными ресурсами и ландшафтами, природно-климатическими условиями, что должно внести существенный вклад в региональное развитие Российской Федерации;

- содействие развитию культурно-познавательного туризма, обеспечение комплексного подхода к сохранению культурно-исторического наследия, облика исторических поселений. Использование культурного потенциала страны создаст также предпосылки для формирования положительного образа страны за рубежом;

- стимулирование интереса молодежи к историческому и культурному наследию и культурно-познавательному туризму. Содействие формированию культурных и нравственных ценностей среди молодежи и изучению своей Родины позволит решить задачи гражданского образования и патриотического воспитания молодежи;

- осуществление мер по встраиванию объектов культуры в систему туристической деятельности.

В приморских и горных районах, обладающих высоким природно-рекреационным потенциалом, необходимо сконцентрировать усилия на приоритетном развитии туристической отрасли рекреационных услуг с высоким уровнем менеджмента и сервиса.

На данном этапе развития отрасли туризма необходимо осуществление инвестиций в строительство объектов культурно-туристической инфраструктуры.

Растущий спрос даст импульс развитию современного гостиничного бизнеса, связанного с ним производства товаров и услуг. Кроме того, повысится конкурентоспособность услуг в сфере туризма на внутреннем и внешних рынках, будет реализован потенциал экспорта туристических услуг.

Предстоит усовершенствовать нормативную правовую базу для развития культурно-познавательного туризма, создать условия для расширения сервисной инфраструктуры в историко-культурных зонах городов и других территорий Российской Федерации, оказать содействие развитию сельского туризма.

Также необходимо продолжить обеспечение участия Российской Федерации в международных мероприятиях и организациях в сфере туризма, создание и обеспечение деятельности представительств Российской Федерации по туризму за пределами Российской Федерации.

Основными результатами реализации Государственной программы в отрасли туризма будут являться:

- доведение уровня удовлетворенности граждан Российской Федерации качеством предоставления туристских услуг с 68% в 2012 году до 90% в 2020 году;

- увеличение объема платных услуг, оказанных населению в сфере внутреннего и въездного туризма (включая услуги турфирм, гостиниц и аналогичных средств размещения) с 246 млрд. рублей в 2012 году до 1250,2 млрд. рублей в 2020 году.

Также планируется завершить работу по разграничению прав собственности на объекты культурного наследия, по формированию законодательства в части создания финансового механизма, гарантирующего проведение выставок культурных ценностей, временно ввозимых на территорию Российской Федерации, а также защиту интересов российских музеев при осуществлении ими выставочной деятельности на территории Российской Федерации и за рубежом с использованием передового международного опыта в данной сфере.

Будет разработана концепция развития музейной деятельности в Российской Федерации, в рамках которой будут определены приоритетные направления развития музейной деятельности, предусматривающие, в том числе, расширение практики обмена выставками между музеями Российской Федерации, по работе музеев в вечернее и ночное время, и обеспечена ее реализация.

В прогнозный период предстоит сформировать четкую систему государственного учета и общественного мониторинга культурного наследия и в целом перейти от охраны отдельных объектов к комплексной охране центров исторических городов и поселений.

Особое внимание будет уделено малым городам России с их уникальной культурой и культурным наследием, где, в том числе, кроется и мощный ресурс для развития туристической сферы с ее колоссальными возможностями для малого и среднего бизнеса, для создания десятков тысяч новых рабочих мест. Планируется разработать комплекс мер и мероприятий по развитию культуры в малых и средних городах, в том числе с организацией их общественного обсуждения.

Консервативный сценарий развития сферы культуры предполагает относительно устойчивое развитие отрасли без проведения существенных структурных преобразований. Расходы бюджетной системы на культуру и кинематографию к 2030 году снизятся до 0,6% ВВП (0,7% ВВП в 2012 году). Главной задачей органов государственной власти в этих условиях будет решение текущих проблем в сфере культуры. Не в полной мере будут реализованы мероприятия по сохранению объектов культурного наследия народов Российской Федерации, совершенствованию материально-технической базы учреждений культуры, поддержке нематериальной культуры, гастрольной и выставочной деятельности, что скажется на качестве предоставляемых услуг культуры.

Инновационный сценарий предусматривает увеличение расходов бюджетной системы на культуру и кинематографию до 1,5% ВВП. Кроме того, инновационный сценарий подразумевает существенное привлечение в сферу культуры и туризма финансовых средств из внебюджетных источников, развитие механизмов государственно-частного партнерства, спонсорства, меценатства и других. Благоприятная макроэкономическая ситуация будет способствовать росту доходов населения. В результате значительно возрастет платежеспособный спрос населения на культурные и туристические услуги.

В случае реализации инновационного сценария будет обеспечено формирование необходимого задела для эффективного функционирования отраслей в долгосрочной перспективе.

Важными задачами образования в сфере культуры и искусства должны стать воспитание личности, обучение критически самостоятельно мыслить, формирование внутренней культуры и вкуса человека, его ценностных ориентиров и мировоззрения.

Государство продолжит полноценно обеспечивать адекватное финансирование проектов в сфере культуры, уровень доходов работников культурной сферы, а также создавать правовые условия для расширения государственно-частного партнерства в этой сфере.

Форсированный сценарий развития сферы культуры позволит обеспечить развитие культурной среды в Российской Федерации и творческого потенциала нации, широкий доступ всех социальных слоев к ценностям отечественной и мировой культуры; сохранение культурных ценностей и традиций народов Российской Федерации, материального и нематериального культурного наследия России и использование его в качестве ресурса духовного и экономического развития; воспитание подрастающего поколения в духе гражданственности и патриотизма, приобщение к мировой и отечественной культуре, свободу творчества; поддержание высокого престижа российской культуры за рубежом и расширение международного культурного сотрудничества. Будут внедрены механизмы государственно-частного партнерства в целях сохранения культурного наследия и развития туризма. Предусматривается приведение в удовлетворительное состояние объектов культурного наследия, представляющих уникальную ценность для народов России.

Будет повышена эффективность бюджетных средств, направляемых на оказание услуг государственными и муниципальными учреждениями культуры, а также обеспечено их качество. Расходы бюджетной системы на культуру и кинематографию к 2030 году возрастут до 1,6% ВВП.