Распоряжением Правительства РФ от 06.10.2021 N 2816-р утвержден Перечень инициатив социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года.

Инвестиции в основной капитал

2011 - 2015 гг.

107,2

106,3

105,9

105,6

106,4

106,5

109,1

108,2

109,7

2016 - 2020 гг.

106,6

105,2

109,2

107,3

109,2

107,9

103,8

108,0

105,9

2021 - 2025 гг.

105,5

105,1

105,9

105,7

106,3

105,9

105,1

104,9

106,5

2026 - 2030 гг.

104,8

104,3

105,1

104,9

105,5

105,1

104,3

104,1

105,7

2012 - 2030 гг.

105,8

102,9

107,4

106,5

104,8

105,6

108,6

106,0

110,0

Прогнозируемые параметры развития экономики регионов до 2015 года в инновационном и консервативном вариантах оказываются близкими, энерго-сырьевой тип развития в среднесрочный период сможет обеспечить достаточно высокие темпы роста экономики. Потенциал инновационного развития начнет реализовываться после 2015 года, что позволит поддерживать высокие темпы роста во всех регионах после исчерпания инерционных факторов роста.

На межрегиональную дифференциацию темпов роста существенное влияние оказывает эффект масштаба: регионы с более низкими базовыми показателями растут более высокими темпами, что обеспечивает реальную пространственную диверсификацию экономического роста и смягчение процессов межрегиональной дифференциации.

Распределение производства по регионам будет определяться реализацией энергетических и транспортных проектов в южных, восточных и северных районах страны, а также созданием новых центров экономического роста, реализующих инновационный потенциал, имеющийся и создаваемый в отдельных регионах. Повышение темпов роста ВРП в восточных районах страны предполагается именно за счет реализации инновационного потенциала, который позволит смягчить путем опережающего роста производительности труда, в том числе и на Дальнем Востоке, жесткие ограничения по трудовым ресурсам.

Реализация многополярной модели пространственного роста и опережающий рост восточных районов не приведут к существенному изменению территориальных пропорций распределения ВРП. Доли Северо-Западного и Сибирского округов останутся практически неизменными, доли Центрального, Южного, Северо-Кавказского и Дальневосточного федеральных округов немного увеличатся за счет снижения долей Уральского и Приволжского округов. Для Уральского округа снижение доли в ВРП обусловлено значительным падением добычи полезных ископаемых, масштабы которого не смогут компенсировать развивающиеся на юге инновационные производства. Снижение доли Приволжского округа будет обусловлено более низкими темпами развития непромышленных видов деятельности, поскольку доля округа в промышленном производстве будет устойчиво возрастать.

Устойчивость пространственной структуры ВРП определяется тем, что примерно половина, а в ряде регионов и более 50% ВРП создается за счет неторгуемых отраслей, производящих немобильные товары и услуги, динамика развития которых определяется динамикой численности и доходов проживающего в регионе населения. Сдвиги в территориальной структуре доходов населения и конечного потребления в инновационном варианте связаны с повышением доли восточных и южных районов страны за счет центральных районов, что обеспечивает к концу прогнозного периода более равномерное распределение конечного потребления по территории страны.