Внутренний водный транспорт

Планируется устранение участков, лимитирующих пропускную способность Единой глубоководной системы европейской части Российской Федерации (далее - глубоководная система), развитие портовой инфраструктуры на внутренних водных путях международного значения, увеличение протяженности внутренних водных путей с гарантированными габаритами судовых ходов и освещаемой обстановкой, реконструкция гидротехнических сооружений, реконструкция пассажирских вокзалов.

1. Нижегородский низконапорный гидроузел, строительство на р. Волге, пропускной способностью не менее 25 млн. тонн в год (Нижегородская область, Балахнинский муниципальный район, Городецкий район, городской округ г. Бор, Сормовский район, г. Нижний Новгород).

(в ред. распоряжений Правительства РФ от 04.08.2017 N 1678-р, от 30.12.2017 N 3003-р)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Нижне-Свирский гидроузел (пос. Свирьстрой, Ленинградская область), строительство второй нитки шлюза Нижне-Свирского гидроузла, протяженность реконструируемого участка внутренних водных путей - 118 км.

Реализация указанных мероприятий позволит создать на лимитирующих участках единые для глубоководной системы гарантированные глубины 4 метра, снять ограничения на внутренних водных путях протяженностью более 4,2 тыс. км и увеличить их пропускную способность в 1,8 раза.

3. Багаевский гидроузел, строительство гидроузла на р. Дон пропускной способностью не менее 18 млн. тонн в год (Багаевский район Ростовской области, хутор Арпачин).

(п. 3 в ред. распоряжения Правительства РФ от 13.04.2017 N 688-р)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Комплексная реконструкция гидротехнических сооружений глубоководной системы проводится с целью повышения комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы в европейской части Российской Федерации, повышения уровня безопасности судоходных гидротехнических сооружений и доведения их технического состояния до уровня, соответствующего требованиям, и создания сбалансированной инфраструктуры водных путей.

В составе комплексной реконструкции глубоководной системы реализуется 8 комплексных проектов по бассейнам, включающих реконструкцию гидроузлов:

1) гидроузлы канала имени Москвы: Иваньковский гидроузел (г. Дубна, Московская область), гидроузел N 4 (Дмитровский район, Московская область), гидроузел N 6 (Дмитровский район, Московская область), гидроузлы N 7 - 9 (г. Москва), Карамышевский гидроузел (г. Москва), гидроузел "Перерва" (г. Москва), гидроузлы Москворецко-Окской системы по Московской области "Трудкоммуна" (Люберецкий район), "Андреевка" (Ленинский район), "Фаустово" (Воскресенский район), "Северка" (Коломенский район), "Софьино" (Раменский район), "Белоомут" (Луховицкий район), гидроузел "Кузьминск" (Рязанская область, Рыбновский район).

Объекты относятся к техногенно опасным объектам, максимальный напор воды 2 - 16 м. Два сооружения имеют опасный уровень безопасности. В результате реконструкции планируется оснастить техническими средствами транспортной безопасности все гидроузлы и повысить уровень безопасности, сведя к нулю число гидросооружений с опасным уровнем. Пропускная способность шлюзов от 13,4 до 18,7 млн. тонн.

Реализуется проект реконструкции Рыбинского гидроузла (Рыбинский район, Ярославская область). Максимальный напор воды 20 м, пропускная способность шлюза 37,2 млн. тонн;

2) гидроузлы Беломорско-Балтийского канала N 2 - 9 (Медвежьегорский район, Республика Карелия), N 11 (Сегежский район, Республика Карелия), N 12, 14, 15, 17 и 18 (Беломорский район, Республика Карелия).

Объекты относятся к техногенно опасным объектам, максимальный напор воды 2 - 16 м, 13 объектов имеют неудовлетворительную оценку уровня безопасности. Пропускная способность шлюзов Беломорско-Балтийского канала составляет 10,1 млн. тонн.

Реконструкция ведется по замене рабочих и аварийно-ремонтных ворот, штанговых затворов на шлюзах и оснащению техническими средствами транспортной безопасности, в результате реконструкции планируется повысить уровень безопасности и снизить долю гидросооружений с неудовлетворительным уровнем безопасности;

3) реконструкция Северо-Двинского бассейна включает шлюз N 2, Топорнинский, Кузьминский, 1-й Вазеринский, 2-й Вазеринский, Кишемский судоходные каналы, Топорнинская, Кишемская заградительные плотины гидроузла N 2 Северо-Двинской шлюзованной системы (Кирилловский район, Вологодская область).

Объекты относятся к техногенно опасным объектам, максимальный напор воды 2 - 3,6 м, сооружения имеют неудовлетворительный уровень безопасности. В результате реконструкции планируется оснастить техническими средствами транспортной безопасности все гидроузлы, повысить уровень безопасности гидроузлов. Пропускная способность шлюзов Северо-Двинской шлюзованной системы составляет 10,5 млн. тонн.

По понтонным переправам Кузьминская, Поздышская, Благовещенская, расположенным на р. Северная Двина (Вологодская область), планируется замена на поворотные мосты металлической конструкции для обеспечения безопасности судоходства и координации прохода судов и транспортных средств;

4) Волго-Балтийский водный путь включает по Вологодской области шлюз N 1 Вытегорского гидроузла (г. Вытегра), шлюз N 2 Белоусовского гидроузла, шлюзы N 3 и 4 Новинкинского гидроузла, шлюзы N 5 и 6 Девятинского гидроузла (Вытегорский район), Шекснинский гидроузел (Шекснинский район), по Ленинградской области гидроузлы Нижне-Свирский (Лодейно-Польский район), Верхне-Свирский, (г. Подпорожье), Волховский (г. Волхов).

Объекты относятся к техногенно опасным объектам, максимальный напор воды 3,9 - 17 м. Один гидроузел имеет неудовлетворительный уровень безопасности, остальные пониженный.

В результате реконструкции планируется оснащение техническими средствами транспортной безопасности всех гидроузлов и обеспечение повышения уровня безопасности и надежной работы судоходных гидротехнических сооружений.

Реконструкция лимитирующих участков в устье р. Вытегра (892 - 893,5 км судового хода) и р. Свирь обеспечит повышение пропускной и провозной способности Волго-Балтийского водного пути.

Проект также включает создание навигационной обстановки и системы централизованного управления движением судов на Волго-Балтийском канале.

Пропускная способность шлюзов Волго-Балтийского водного пути 37,2 млн. тонн;

5) по Волжскому бассейну гидроузлы Самарский (г. Тольятти, Самарская область), Саратовский (г. Балаково, Саратовская область), Городецкий (г. Городец, Нижегородская область), Чебоксарский гидроузел (г. Новочебоксарск, Чувашская Республика).

Объекты относятся к техногенно опасным объектам, максимальный напор воды 6,2 - 15,5 м. Два гидроузла имеют неудовлетворительный уровень безопасности, остальные пониженный.

Реконструкция элементов напорного фронта, гидроэлектромеханического оборудования шлюзов, укрепление стенок камер шлюзов, рымов откосов, пришлюзовых причалов Городецкого, Чебоксарского, Самарского и Саратовского гидроузлов, а также реконструкция лимитирующего участка внутренних водных путей р. Волги Саралевского водного узла (участок р. Волги от 2633 км - с. Булгаков до 2675 км - с. Каменный Яр) обеспечат повышение уровня безопасности судоходных гидротехнических сооружений, сокращение аварийных ситуаций и безопасность судоходства на средней и нижней части р. Волга.

Все гидросооружения будут оснащены техническими средствами транспортной безопасности.

Пропускная способность шлюзов на р. Волге составляет от 20,8 до 36,9 млн. тонн;

6) каскад судоходных гидросооружений Камского бассейна включает на р. Каме Чайковский шлюз (г. Чайковский, Пермский край), Пермский шлюз (г. Пермь, Пермский край), Нижне-Камский шлюз (г. Набережные Челны, Республика Татарстан), на р. Белой Павловский шлюз (Нуримановский район, Республика Башкортостан).

Объекты относятся к техногенно опасным объектам, максимальный напор воды 12,8 - 33 м (самый высокий Павловский шлюз). Все гидроузлы имеют пониженный уровень безопасности.

Реконструкция напорных сооружений, приводов, распределительных устройств, подходных каналов и пришлюзовых причалов Чайковского, Пермского, Нижне-Камского и Павловского гидроузлов обеспечит устойчивую работу судоходных гидротехнических сооружений и безопасность судоходства в Камском бассейне. Все гидроузлы будут оснащены техническими средствами транспортной безопасности.

Пропускная способность шлюзов составляет на р. Каме от 15,8 до 23,6 млн. тонн, на р. Белой (Павловский шлюз) - 0,93 млн. тонн;

7) Волго-Донской бассейн охватывает гидроузлы, расположенные в Волгоградской области N 1, 2 и 3 (г. Волгоград), N 4 - 9 (Светлоярский район), Водораздельный гидроузел N 10, Береславский, Мариновский, N 11 и 12, Ильевский гидроузел N 13 (Калачевский район) и в районе Цимлянского водохранилища Ростовской области гидроузлы N 14 и 15 (г. Волгодонск), Константиновский (г. Константиновск) Волго-Донского судоходного канала.

Объекты относятся к техногенно опасным объектам, максимальный напор воды 3,5 - 11,4 м. Три гидроузла имеют неудовлетворительный уровень безопасности, один - нормальный, остальные - пониженный.

На шлюзах запланированы работы по реконструкции механического, электрического оборудования, замене рабочих и аварийных ворот, восстановлению гидротехнической части.

Продолжатся работы по техническому переоснащению насосных станций Волго-Донского канала.

В результате реконструкции значительно снизится доля гидроузлов с неудовлетворительным уровнем безопасности, повысится надежность и безаварийность их работы. Все гидроузлы будут оснащены техническими средствами транспортной безопасности.

Пропускная способность Волго-Донского судоходного канала составляет по шлюзам N 1 - 13 - 15,5 млн. тонн, по шлюзам N 14 - 15 - 23,6 млн. тонн, по шлюзам Николаевский, Константиновский - 17,6 млн. тонн;

8) гидроузлы Азово-Донского бассейна Ростовской области - на р. Дон Кочетовский (Семикаракорский район), Северско-Донецкой шлюзованной системы на р. Северский Донец: N 2 (Усть-Донецкий район), N 3 (Константиновский район), N 4 и 5 (Белокалитвенский район), N 6 и 7 (Каменский район) и Манычской шлюзованной системы на р. Маныч - Веселовский (Веселовский район), Пролетарский (Сальский район), Усть-Манычский (Багаевский район).

Объекты относятся к техногенно опасным объектам, максимальный напор воды 3,2 - 8,5 м. Три гидроузла имеют неудовлетворительный уровень безопасности, один - нормальный и остальные - пониженный.

На гидроузлах будут проведены реконструкция шлюзов с заменой рабочих ворот, плотин, рыбопропускного устройства Кочетовского гидроузла, Северско-Донецкой (6 гидроузлов) и Манычской (3 гидроузла) шлюзованных систем и устранение лимитирующих участков на р. Дон. Все гидроузлы будут оснащены техническими средствами транспортной безопасности. В результате реконструкции повысится уровень безопасности судоходных гидротехнических сооружений. Надежная работа гидротехнических сооружений обеспечит безопасное и безаварийное судоходство на нижнем Дону.

Пропускная способность шлюзов Азово-Донского бассейна составляет от 4,7 (Северско-Донецкая и Манычская шлюзованные системы) до 17,6 млн. тонн на транзите р. Дон (Кочетовский, Николаевский шлюзы).

5. Комплексная реконструкция гидротехнических сооружений и внутренних водных путей Сибири и Дальнего Востока включает мероприятия по реконструкции Красноярского судоподъемника (г. Дивногорск, Красноярский край), восстановлению водных трасс на р. Енисей (участок водного пути от г. Красноярска до устья р. Ангары) и на р. Амур и по реконструкции выправительных сооружений в Ленском бассейне, а также:

(в ред. распоряжения Правительства РФ от 23.12.2022 N 4137-р)

(см. текст в предыдущей редакции)

поддержание гарантированных габаритов судового хода, а при необходимости - их увеличение, восстановление устойчивости напорного фронта на гидротехнических сооружениях Обского и Енисейского бассейнов, восстановление выправительных сооружений и водных трасс в Ленском, Амурском и Енисейском бассейнах;

реконструкцию Красноярского судоподъемника (г. Дивногорск) на р. Енисей, нижнего подходного канала Новосибирского шлюза;

реконструкцию и восстановление внутренних водных путей на р. Енисей (на участке г. Красноярск - устье р. Ангары) протяженностью 339 км, 22 участка на р. Амур в условиях эксплуатации Бурейской гидроэлектростанции до устья протяженностью 174 км.

Основные ожидаемые результаты реализации указанных мероприятий:

соответствие оценки судоходных гидротехнических сооружений нормальному уровню безопасности;

создание воднотранспортной системы с гарантированными габаритами судовых ходов;

снижение вероятности угрозы возникновения аварийных ситуаций;

обеспечение безопасной и доступной для пользователей инфраструктуры внутренних водных путей, включая доставку грузов в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности;

обеспечение условий по совместному содержанию пограничных внутренних водных путей в соответствии с российско-китайскими соглашениями.

Реализация всех указанных мероприятий необходима для обеспечения безопасности Российской Федерации.