Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

1.3. Прогноз развития сферы реализации подпрограммы

Прогноз развития сферы реализации подпрограммы соотносится с изменениями криминальной ситуации в стране.

Количественные показатели зарегистрированной в Российской Федерации по итогам 2011 года преступности свидетельствуют о продолжающемся в течение четырех последних лет существенном снижении общего числа регистрируемых преступлений. Доля тяжких и особо тяжких преступлений в структуре преступности уменьшалась более низкими темпами. Несмотря на негативные последствия кризисных явлений экономического характера, также снизилось количество имущественных преступлений.

В ходе проведенных криминологических исследований подтверждено, что преступность отражает результат интеграции происходящих в обществе процессов, является следствием наличия в нем определенных общественно-политических и социально-экономических дисгармоний и деформаций, нарушающих баланс интересов личности, общества и государства.

Криминальная ситуация обусловлена влиянием целого ряда внешних и внутренних факторов. К внешним факторам относят широкий спектр явлений экономического, политического, социального, правового, организационного, демографического, психологического, национального, территориально-географического, климатического и иного характера, совокупность преступлений и административных правонарушений, к внутренним - ресурсное обеспечение и результаты деятельности правоохранительных органов.

В период реализации подпрограммы наиболее вероятен вариант развития криминальной ситуации <1>, обусловленный выходом Российской Федерации на докризисные темпы развития экономики и последовательным повышением уровня ресурсного обеспечения органов внутренних дел. При этом адекватная реакция государства и его правоохранительных органов на негативные изменения криминальной ситуации будет несколько запаздывать.

--------------------------------

<1> Прогноз подготовлен с использованием методов экстраполяции и экспертных оценок.

Прогнозируется, что в среднесрочной перспективе (3 - 5 лет) в связи с ростом уровня правосознания и социальной активности граждан число обращений в органы внутренних дел Российской Федерации будет увеличиваться.

При этом предположительно сохранятся тенденции уменьшения количества совершаемых преступлений практически всех основных составов, в том числе убийств, фактов умышленного причинения тяжкого вреда здоровью, грабежей и краж, однако темпы снижения количества преступлений данных видов будут ежегодно замедляться.

В то же время с большой вероятностью повысятся качественные характеристики совершаемых преступлений и тяжесть вызванных ими последствий. Возможен рост числа особо тяжких преступлений корыстно-насильственной направленности, связанных с разбойными нападениями на объекты кредитно-финансовой сферы, организации, предприятия и частные домовладения граждан.

Можно ожидать увеличения числа пресеченных фактов коррупции и объемов установленного материального ущерба по выявленным преступлениям экономической направленности.

При этом сохранится вероятность возникновения очагов социальной напряженности, вызванных попытками экстремистских организаций дестабилизировать обстановку в обществе. Возможен рост числа несанкционированных митингов и протестных акций, а также количества их участников.

В течение 2013 - 2014 годов с большой вероятностью увеличится количество несовершеннолетних участников преступлений, но к 2015 году данная тенденция будет преодолена.

Прогнозируется некоторое увеличение массива рецидивной преступности и числа преступлений, совершаемых в общественных местах.

Потребуются существенные усилия для повышения уровня законности в процессе производства дознания.

Деятельность подразделений вневедомственной охраны полиции, вероятнее всего, будет характеризоваться увеличением числа охраняемых объектов и повышением качества оказываемых услуг. В том числе по этим причинам уверенность граждан в защищенности своих личных и имущественных интересов с 2013 года будет последовательно повышаться.

Сохранится серьезная потребность в повышении уровня профессиональной подготовки сотрудников, а также интеллектуализации организации деятельности органов внутренних дел Российской Федерации, реализации прогрессивных направлений ее научного обеспечения.

В долгосрочной перспективе (5 - 10 лет) в результате принимаемых государством последовательных мер предполагается стабилизация общественно-политической ситуации в стране и устойчивый рост экономики. Принимаемые государством меры по улучшению социально-экономического положения и совершенствованию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации приведут к существенному улучшению макроэкономических показателей и найдут необходимую поддержку среди широких слоев населения.

В этих условиях будет возрастать степень влияния на состояние криминальной обстановки внутренних факторов.

Уровень преступности к 2020 году вероятнее всего стабилизируется либо будет незначительно повышаться. Снижение количества регистрируемых преступлений с низким уровнем латентности (убийств, фактов умышленного причинения тяжкого вреда здоровью, разбойных нападений, грабежей, краж и фактов неправомерного завладения транспортными средствами, в том числе совершенных в общественных местах и на улицах) предположительно будет компенсироваться увеличением числа преступлений выявляемых составов (коррупционных, экономической направленности, налоговых преступлений, совершенных ОГ и ПС, связанных с незаконным оборотом наркотиков и оружия, превентивной направленности), рост которых станет результатом прогнозируемого повышения эффективности деятельности органов внутренних дел Российской Федерации.

Социально-криминологическая характеристика лиц, совершивших преступления, вероятно, будет сопровождаться снижением уровня подростковой преступности. Также возможно сокращение числа преступлений, совершенных иностранными гражданами и лицами без гражданства, не имеющими постоянного источника дохода, в том числе безработными. Количество преступлений, совершенных лицами, имеющими криминальный опыт, предположительно сохранится на прежнем уровне.

Эволюция криминальной ситуации и конкретные значения регистрируемой преступности будут определяться состоянием развития общественно-политических и социально-экономических факторов, результатами деятельности подразделений полиции и иных правоохранительных органов, уровнем их ресурсного обеспечения, а также возможными изменениями в уголовном законодательстве, которые будут иметь место в реально складывающейся обстановке.

При этом необходимо подчеркнуть важность доведения до логического завершения процесса реформирования системы МВД России и выполнения государством социальных обязательств перед ее сотрудниками.