Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

2. Приоритеты государственной политики в сфере реализации подпрограммы, цели (при необходимости), задачи и показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач, описание основных ожидаемых конечных результатов подпрограммы, сроков и контрольных этапов реализации подпрограммы

Приоритеты государственной политики в сфере реализации подпрограммы определяются государственной долговой политикой на этапах ее реализации. В 2013 - 2015 годах государственная долговая политика будет направлена на обеспечение финансирования дефицита федерального бюджета путем привлечения ресурсов на российском и международном рынках капитала на благоприятных условиях, обеспечение оптимального соотношения дюрации и доходности суверенных долговых обязательств, поддержание высокого уровня кредитных рейтингов страны, формирование адекватных ориентиров по уровню кредитного риска для российских корпоративных заемщиков. Одновременно будет решаться задача по совершенствованию системы мониторинга внешних заимствований корпоративного сектора и механизма предоставления государственных гарантий.

На долговую политику государства в предстоящем периоде будет оказывать влияние введение "бюджетного правила", ограничивающего расчетный дефицит федерального бюджета одним процентом ВВП. Это правило, с одной стороны, ограничит вероятность резкого увеличения потребности в долговом финансировании и существенного роста государственного долга. С другой стороны, оно не накладывает ограничения на объем заимствований, что даст возможность занимать больше 1% ВВП при благоприятной конъюнктуре.

В ближайшие три года планируется использовать эту возможность, занимая в объемах, заметно превышающих бюджетный дефицит. Это позволит накапливать средства в Резервном фонде, реализуя таким образом стратегию "занимай и сберегай". В случае развития кризисных тенденций в мировой экономике долговой рынок может быть фактически "закрыт". В такой ситуации средства Резервного фонда позволят гарантировать исполнение расходных обязательств бюджета.

После достижения объема Резервного фонда, установленного Бюджетным кодексом, целесообразно продолжить реализацию стратегии "занимай и сберегай", накапливая средства в Фонде национального благосостояния в целях увеличения резерва для долгосрочной финансовой поддержки национальной пенсионной системы и осуществления антикризисных мер.

Показатели государственного долга Российской Федерации являются весьма низкими и выгодно отличают ее от значительного большинства стран. Вместе с тем, в случае приближения долговых индикаторов к пороговым, критическим значениям потребуется проводить политику ограничения государственных расходов и заимствований.

В среднесрочной перспективе внутренний рынок капитала сохранит возлагаемую на него роль основного источника финансирования дефицита федерального бюджета. Планируется, что совокупное ежегодное привлечение сохранится на весьма высоком для рынка уровне - в среднем более 1,0 трлн. рублей. Таким образом, преобладающая часть государственных заимствований будет обеспечена за счет внутренних займов, при этом доля внутреннего долга в совокупном объеме государственного долга Российской Федерации существенно не изменится и составит в среднем 75%, объем ежегодного привлечения средств на внешних рынках капитала составит 7 млрд. долл. США.

Решение задачи поддержания высокой ликвидности внутреннего рынка, обеспечения присутствия на нем широкого круга инвесторов и стимулирования инвестиционного спроса требует дальнейшей реализации комплекса мер по повышению привлекательности рынка государственных ценных бумаг.

В сфере управления государственными финансовыми активами ключевой является задача повышения доходов от управления средствами, накопленными в Резервном фонде и Фонде национального благосостояния. Обеспечение роста доходности от размещения средств суверенных фондов требует перехода к менее консервативным и более эффективным стратегиям инвестирования, использование которых возможно только профессиональным участником финансовых рынков. В качестве такого профессионального участника выступит новый специализированный институт, ориентированный на реализацию на финансовых рынках государственной политики в сфере управления суверенными фондами и государственным долгом Российской Федерации - Российское финансовое агентство.

Перед Российским финансовым агентством стоит задача повысить доходность инвестирования средств суверенных фондов при приемлемом уровне риска. Этого предполагается достичь посредством расширения перечня активов, в которые размещаются средства фондов, за счет более доходных инструментов, в том числе акций и корпоративных облигаций. Кроме того, активные операции Российского финансового агентства с государственными ценными бумагами Российской Федерации должны улучшить структуру государственного долга, оптимизировать набор применяемых инструментов, повысить ликвидность долгового рынка и, в конечном счете, снизить стоимость государственных заимствований до уровня, превышающего инфляцию не более чем на 1,5 процентных пункта.

Целью подпрограммы является эффективное управление государственных долгом и государственными финансовыми активами Российской Федерации.

Достижение цели подпрограммы требует решения ее задач:

1. Достижение приемлемых и экономически обоснованных объема и структуры государственного долга Российской Федерации.

2. Минимизация стоимости заимствования.

3. Поддержание суверенных кредитных рейтингов Российской Федерации на инвестиционном уровне, создание предпосылок для повышения рейтингов до категории "А".

4. Выполнение финансовых обязательств по заключенным с правительствами иностранных государств - заемщиков международным договорам.

5. Управление средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния.

6. Совершенствование государственной политики в сфере государственного долга субъектов Российской Федерации.

Описание целевых индикаторов и показателей подпрограммы:

1. Доля расходов на обслуживание государственного долга Российской Федерации в общем объеме расходов федерального бюджета.

Показатель рассчитывается как отношение объема расходов на обслуживание государственного долга Российской Федерации за соответствующий год к расходам федерального бюджета за соответствующий год, представленным в федеральных законах об исполнении федерального бюджета, а также в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

2. Отношение годовой суммы платежей на погашение и обслуживание государственного долга Российской Федерации к доходам федерального бюджета.

Показатель рассчитывается как отношение суммы выплат по погашению и обслуживанию государственного долга Российской Федерации за соответствующий год к доходам федерального бюджета за соответствующий год. Значения указанных показателей отражены в федеральных законах об исполнении федерального бюджета, а также в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

3. Отношение государственного долга Российской Федерации к доходам федерального бюджета.

Показатель рассчитывается как отношение объема государственного долга Российской Федерации на конец года к доходам федерального бюджета за соответствующий год. Показатель объема государственного долга Российской Федерации включен в Федеральный план статистических работ. Объем доходов федерального бюджета отражен в федеральных законах об исполнении федерального бюджета, а также в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

4. Разница между фактической доходностью размещения средств Фонда национального благосостояния и доходностью эталонного инвестиционного портфеля долговых обязательств иностранных государств со сроком до погашения от 1 года до 3 лет (США - 45%, Германия - 25%, Франция - 20%, Великобритания - 10%).

Сведения о фактической доходности размещения средств Фонда национального благосостояния доступны в Отчете об управлении средствами Фонда национального благосостояния, представляемом в Правительство Российской Федерации в составе отчетности об исполнении федерального бюджета. Для расчета эталонного инвестиционного портфеля долговых обязательств иностранных государств используются индексы совокупного дохода для государственных обязательств США, Германии, Франции и Великобритании со сроком погашения от 1 года до 3 лет из информационно-аналитической системы Блумберг (Bloomberg).

5. Целевое значение доходности к погашению портфеля облигаций федеральных займов на конец соответствующего года.

Показатель является оценкой стоимости заимствований Российской Федерации в рублях.

6. Доля государственного внутреннего долга Российской Федерации в общем объеме государственного долга Российской Федерации.

Рассчитывается как отношение государственного долга Российской Федерации, выраженного в валюте Российской Федерации, к общему объему государственного долга Российской Федерации. Показатели объема государственного долга Российской Федерации включены в Федеральный план статистических работ. Плановые показатели объема государственного долга Российской Федерации отражены в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

7. Дюрация рыночного портфеля облигаций федеральных займов.

Показатель отражает средний срок до погашения облигаций федеральных займов.

Включение показателей в Федеральный план статистических работ не требуется.

Количественные значения показателей реализации подпрограммы по годам реализации представлены в таблице 1 приложения 1.

Ожидаемые результаты реализации подпрограммы:

1. Сохранение объема государственного долга Российской Федерации на уровне, не превышающем 15 - 20% ВВП.

2. Создание долгосрочного источника финансирования дефицита федерального бюджета и поддержки пенсионной системы Российской Федерации посредством обеспечения сохранности средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния и стабильного уровня доходов от их размещения.

Подпрограмма носит постоянный характер. В силу постоянного характера решаемых в рамках подпрограммы задач, выделение отдельных этапов ее реализации не предусматривается.