Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

1. Характеристика сферы реализации подпрограммы, описание основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития

В последнее десятилетие в сфере управления общественными финансами проведен целый ряд реформ, в ходе которых были выдвинуты новые требования к составу и качеству информации о финансовой деятельности публично-правовых образований. В результате возникали новые информационные потоки, обрабатываемые локальными автоматизированными системами, функционирование которых позволило:

создать механизм эффективного управления единым счетом федерального бюджета;

организовать оперативную обработку всех операций в процессе кассового обслуживания исполнения бюджетов с использованием средств удаленного взаимодействия Федерального казначейства с распорядителями и получателями бюджетных средств;

создать механизм предварительного контроля над соблюдением бюджетных ограничений в ходе оплаты расходных обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

проводить мониторинг и существенно повысить качество финансового менеджмента главных распорядителей средств федерального бюджета, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Таким образом, к началу 2011 года сложился определенный уровень автоматизации различных функций и процессов, адекватный уровню развития сферы управления общественными финансами.

Однако до настоящего времени:

не во всех сферах управления общественными финансами применяются современные и эффективные способы удаленного взаимодействия участников бюджетного процесса;

не решены вопросы исключения дублирования рутинных операций по многократному вводу и обработке данных;

не осуществлена полная автоматизация с последующей интеграцией всех процессов управления финансово-хозяйственной деятельности организаций;

не внедрены информационные технологии, обеспечивающие увязку информации об исполнении бюджета с результатами деятельности организаций сектора государственного управления;

не создан механизм реализации закрепленного в Бюджетном кодексе принципа прозрачности (открытости) бюджетных данных для широкого круга заинтересованных пользователей;

не раскрыта информация об активах и обязательствах публично-правовых образований, их финансовом состоянии.

В рамках создания системы "Электронный бюджет" предусматривается интеграция процессов бюджетного планирования, управления доходами, расходами, долгом и финансовыми активами, денежными средствами, закупками, нефинансовыми активами, кадровыми ресурсами, бухгалтерского и управленческого учета, финансового контроля.

Функциональные возможности системы "Электронный бюджет" обеспечат доступ к функциям системы "Электронный бюджет" различным категориям пользователей в соответствии с регламентируемым доступом к отчетности и первичным документам. Использование возможностей распределенного доступа позволит пользователям работать с отчетностью в интерактивном режиме (в том числе с использованием мобильных устройств). В интерактивном режиме будут в полном объеме поддерживаться функции оперативной аналитической обработки данных отчета (детализация, агрегирование, изменение формы представления отчетов и др.).

При создании системы "Электронный бюджет" предусматривается реализовать комплекс мер, включающих:

создание и внедрение единой системы формуляров, используемой при формировании электронной информации о деятельности публично-правовых образований в сфере управления общественными финансами;

переход на юридически значимый электронный документооборот в сфере управления общественными финансами;

создание централизованных или "облачных" технологий хранения и обработки информации, обеспечивающих необходимый уровень отказоустойчивости и катастрофоустойчивости;

автоматизация учетной деятельности, интеграция и обеспечение взаимосвязи всех видов учета и отчетности публично-правовых образований;

интеграция процессов управления деятельностью публично-правовых образований в сфере управления общественными финансами;

обеспечение взаимосвязи информации о финансовых показателях публично-правовых образований с показателями результативности их деятельности;

обеспечение прозрачности и публичности информации о деятельности публично-правовых образований в сфере управления общественными финансами.

Реализация и развитие системы "Электронный бюджет" будет осуществляться по следующим направлениям:

1. Переход на стандартизацию и унификацию формирования финансовой информации в электронном виде.

Это означает:

перевод всей информации о финансово-хозяйственной деятельности в электронный вид, структурирование ее по заданным правилам с обязательным использованием единых реестров и классификаторов;

обеспечение однократности ввода информации. Информация должна создаваться непосредственно в системе один раз в момент совершения события и в дальнейшем только использоваться;

внесение изменений в Бюджетный кодекс по вопросам информационного обеспечения бюджетного процесса, а также наделения Минфина России полномочиями по определению электронных форматов и стандартов прохождения финансовой информации, подлежащих всеобщему обязательному применению.

2. Совершенствование действующей системы систематизации и кодирования информации в целях ее однозначной идентификации во всех информационных системах.

Особое значение при создании и развитии единых стандартов финансовой информации имеет использование единых реестров и классификаторов. Поддержка их в актуальном состоянии должна осуществляться путем обеспечения сохранения предыдущих версий структур справочников (данных), а также связей между реквизитами нормативных документов, определяющих состав и правила ведения реестров и классификаторов.

Анализ действующей системы классификации свидетельствует о том, что, несмотря на определение постановлением Правительства Российской Федерации от 10 ноября 2003 г. N 677 "Об общероссийских классификаторах технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области" общероссийских классификаторов как однозначных идентификаторов объектов правоотношений, а также установление обязательности разработки, ведения и применения федеральными органами исполнительной власти общероссийских классификаторов, на сегодняшний день ситуация в данной сфере характеризуется:

многократным дублированием информации в различных классификаторах, реестрах и справочниках;

наличием противоречий между классификаторами, реестрами и справочниками при описании одного и того же объекта (предмета);

непроведением систематических и своевременных работ по совершенствованию и пересмотру классификаторов, реестров и справочников, в том числе, актуализации наименований позиций классификаторов, реестров и справочников;

несовершенством и разнородностью применяемых в различных классификаторах, реестрах и справочниках структур кодов, приводящим к невозможности сопоставления данных между различными информационными ресурсами;

недостаточной гармонизацией общероссийских классификаторов с международными классификаторами по соответствующим направлениям деятельности (отраслям);

отсутствием методологии применения общероссийских классификаторов и реестров, приводящим к невозможности систематизации информации и ее анализа.

Вышеназванные проблемы не позволили обеспечить повсеместное использование общероссийских классификаторов, привели к необходимости формирования многочисленных дублирующих друг друга ведомственных информационных ресурсов. Для изменения ситуации в данной сфере предлагается:

законодательно закрепить полномочия по проведению государственной политики в сфере систематизации и кодирования одного федерального органа исполнительной власти по общей методологии разработки и ведения общероссийских классификаторов, реестров, кадастров, а также создания на их основе ведомственных информационных ресурсов;

формирование механизма, а также нормативное закрепление обеспечения постоянной достоверности, полноты и актуальности информации в общероссийских классификаторах;

пересмотр порядков ведения общероссийских классификаторов, реестров и справочников;

обеспечение преемственности информации в общероссийских классификаторах и информационных ресурсах, сохранности ретроспективных данных, а также определение порядков автоматического изменения на уведомительной основе сведений реестров, регистров и кадастров одновременно с изменением версий общероссийских классификаторов;

предоставление круглосуточного непрерывного доступа в электронном виде к информационным ресурсам общероссийских классификаторов, реестрам, каталогам для получения сведений всеми заинтересованными пользователями (за исключением информации ограниченного доступа).

3. Обеспечение максимальной автоматизации учетных операций, стандартизация бизнес-процессов финансово-хозяйственной деятельности, придание электронным данным юридической силы.

Унификация и стандартизация процессов управления государственными финансами, внедрение юридически значимого документооборота в финансово-хозяйственную деятельность организаций сектора государственного управления повышает степень интеграции всех процессов управления государственными финансами и создает возможность автоматизации и интеграции всех видов учета и отчетности по принципу однократности ввода информации в режиме реального времени.

Для реализации указанного принципа предлагается осуществить автоматическое преобразование введенной в систему формуляров информации в учетные записи согласно установленным правилам и отражение информации по соответствующим регистрам и счетам бухгалтерского и управленческого учета. Автоматизация учетной деятельности обеспечит интеграцию всех видов учета в электронном бюджете. При этом каждый ввод новых данных в систему будет обновлять учетные записи в регламентном порядке.

Использование единых для всех пользователей портальных решений, системы формуляров, а также применение реестров и классификаторов позволит создать условия для централизованного ведения бухгалтерского учета в электронном виде в рамках публично-правового образования (формирование единой главной книги). Переход к электронной регистрации, учету и контролю исполнения документов создаст возможность автоматически формировать управленческие документы и регламентную отчетность.

Функциональные возможности системы "Электронный бюджет" обеспечат их предоставление различным категориям пользователей в соответствии с регламентируемым доступом к отчетности и первичным документам. Использование возможностей распределенного доступа позволит пользователям работать с отчетностью в интерактивном режиме (в том числе с использованием мобильных устройств). В интерактивном режиме будут в полном объеме поддерживаться функции оперативной аналитической обработки данных отчета (детализация, агрегирование, изменение формы представления отчетов и др.).

4. Интеграция процессов управления финансовой деятельностью организаций сектора государственного управления и публично-правовых образований.

В рамках создания системы "Электронный бюджет" предусматривается интеграция процессов бюджетного планирования, управления доходами, расходами, долгом и финансовыми активами, денежными средствами, закупками, нефинансовыми активами, кадровыми ресурсами, бухгалтерского и управленческого учета, финансового контроля.

Автоматизация указанных процессов позволит обеспечить мониторинг результативности и эффективности финансовой деятельности организаций сектора государственного управления и публично-правовых образований, упорядочить процедуры управления в различных сферах финансово-хозяйственной деятельности указанных организаций и образований. Интеграция процессов управления в сфере государственных финансов осуществляется по установленным регламентам и форматам взаимодействия и на основании использования единых реестров, классификаторов и формуляров.

Интеграция подсистем, входящих в систему "Электронный бюджет", между собой и интеграция системы "Электронный бюджет" с внешними информационными системами позволит перейти к современным стандартам организации управления информационными потоками, а также создаст предпосылки для повышения эффективности бюджетных расходов.

Для обеспечения взаимосвязи информации о финансовых показателях деятельности публично-правовых образований с показателями результативности их деятельности предусматривается внедрение программно-целевого принципа организации деятельности публично-правовых образований путем создания условий для интеграции стратегических целей и всей совокупности мер для их достижения в рамках государственных и муниципальных программ.

Реализация этого направления создаст инструменты для взаимосвязи стратегического и бюджетного планирования, определения плановых результатов бюджетных расходов и мониторинга их достижения, а также обеспечит возможность установления измеримых результатов, характеризующих объем и качество оказания государственных услуг.

Интегрируя процессы финансово-хозяйственной деятельности, система "Электронный бюджет" будет содержать в себе информацию об объектах учета, которая также используется в иных информационных системах, реализующих отдельные процессы управления либо агрегирующих информационные потоки для обеспечения принятия управленческих решений.

В целях координации информационных потоков предусматривается обязательное информационное взаимодействие системы "Электронный бюджет" с уже созданными и действующими информационными системами федеральных органов власти.

С системой "Электронный бюджет" должны быть интегрированы и информационные системы субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, которые автоматизируют отдельные процессы управления общественными финансами. Информационное взаимодействие системы "Электронный бюджет" с иными информационными системами создаст информационную среду в сфере управления общественными финансами и позволит обеспечить взаимосвязь информации о финансовых показателях деятельности публично-правовых образований с данными о результатах их деятельности.

5. Публикация на Едином портале бюджетной системы Российской Федерации информации о деятельности публично-правовых образований в сфере управления общественными финансами в формате открытых данных.

Реализация комплекса мероприятий по созданию системы "Электронный бюджет" позволит обеспечить формирование данных, публикуемых на Едином портале бюджетной системы Российской Федерации, в соответствии со следующими основными принципами, определенными международными стандартами открытых данных:

полноты - открытыми должны быть все государственные данные (за исключением данных, которые подпадают под ограничения доступа, определенные законом);

первичности - публикуются первичные данные, возможна публикация объединенных или преобразованных данных, с обязательной детализацией до первичных данных;

актуальности - данные публикуются так быстро, насколько это необходимо для сохранения их актуальности;

доступности - данные должны быть доступны для широкой аудитории и для самых разнообразных целей без идентификации и регистрации;

машиночитаемости - данные должны быть представлены в электронном структурированном виде для последующей автоматизированной обработки;

открытых форматов - данные публикуются в открытых форматах, для чтения которых не требуется исключительных средств;

без лицензий - данные не подлежат положениям авторского права, товарных знаков, патентов и торговых секретов. Ограничения на конфиденциальность, безопасность и доступность к данным реализуются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Создание системы "Электронный бюджет" должно привести и к внутренней эффективности в сфере управления государственными и муниципальными финансами. Стандартизация бизнес-процессов управления общественными финансами и переход к автоматическому формированию учетных записей создает предпосылки для передачи типовых функций организаций сектора государственного управления специализированным организациям. Специализация работ позволит организациям сектора государственного управления сконцентрироваться на основной деятельности, повысить профессионализм выполнения обеспечивающих функций, а также сократить расходы за счет использования автоматизированных инструментов бухгалтерского и управленческого учета.

В рамках системы "Электронный бюджет" необходимо разработать и внедрить подсистему, позволяющую по единой методике оценивать качество финансового менеджмента всех государственных (муниципальных) учреждений вне зависимости от их подчиненности к конкретному публично-правовому образованию, ранжировать их положение (с учетом отраслевой принадлежности). В данной подсистеме должна быть предусмотрена возможность интерактивного доступа как для уполномоченных должностных лиц учредителей, так и для государственных (муниципальных) учреждений.

С целью повышения эффективности затрат организаций государственного сектора на организацию ведения бухгалтерского учета, составление и представление бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также в рамках реализации Концепции создания и развития государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет" необходимо:

разработать и обеспечить внедрение единых федеральных и отраслевых стандартов бухгалтерского учета сектора государственного управления с привлечением к обсуждению проектов федеральных (отраслевых) стандартов методического совета по стандартам бухгалтерского учета в секторе государственного управления, созданного при Минфине России, включающего представителей профессионального сообщества (финансовых органов субъектов Российской Федерации, органов государственного финансового контроля (надзора), федеральных органов исполнительной власти (государственных учреждений) по компетенции, ведущих учреждений высшего образования);

разработать Минфину России совместно с указанным советом рекомендации по внедрению федеральных (отраслевых) стандартов бухгалтерского учета в секторе государственного управления и применению унифицированной номенклатуры документов бухгалтерского учета с использованием единых информационных ресурсов по созданию, обобщению и представлению информации, организационным формам ведения бухгалтерского учета, переходу организациями государственного сектора на современные технологии ведения бухгалтерского учета, иным вопросам в области бухгалтерского учета;

создать на базе Федерального казначейства единый информационный ресурс, обеспечивающий реализацию в отношении публичного представления бухгалтерской (финансовой) отчетности организациями государственного сектора принципа "одного окна".

В целях обеспечения функционирования информационной среды управления общественными финансами предусматривается также информационное взаимодействие системы "Электронный бюджет" с внешними информационными системами федеральных органов власти, иных государственных органов и органов управления государственными внебюджетными фондами, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, реализующими отдельные процессы управления в установленных сферах деятельности, посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия.

При создании и развитии информационной системы предлагается ориентироваться на максимальное использование результатов информатизации, достигнутых органами государственной власти и органами местного самоуправления, а также исключить дублирование прикладных и инфраструктурных решений, реализованных в рамках введенных в промышленную эксплуатацию систем и элементов электронного правительства.