Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

3. Характеристика ведомственных целевых программ и основных мероприятий подпрограммы

В рамках подпрограммы 3 будут реализовываться следующие основные мероприятия (направления деятельности).

3.1. Нормативное правовое регулирование и методическое обеспечение по вопросам контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере, надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о финансово-бюджетном надзоре, валютного законодательства, а также внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, определенных Федеральным законом "Об аудиторской деятельности".

Реализация данного мероприятия предполагает выработку государственной политики, нормативное правовое регулирование и методическое обеспечение организации и осуществления внутреннего государственного финансового контроля и координации деятельности органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля субъектов Российской Федерации (муниципальных образований), валютного контроля, внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, определенных Федеральным законом "Об аудиторской деятельности", а также контроля за использованием региональным оператором по финансированию капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах средств, формирующих фонды капитального ремонта.

В рамках этого направления планируется:

1) утверждение Административного регламента осуществления Росфиннадзором государственной функции внутреннего государственного финансового контроля;

2) утверждение Административного регламента осуществления Росфиннадзором государственной функции внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, осуществляющих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 3 статьи 5 Федерального закона "Об аудиторской деятельности";

3) внесение необходимых изменений в Административный регламент Росфиннадзора по исполнению государственной функции органа валютного контроля, утвержденный приказом Минфина России от 6 ноября 2007 г. N 98н;

4) утверждение порядка осуществления контроля за использованием региональным оператором по финансированию капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах средств, формирующих фонды капитального ремонта.

3.2. Обеспечение реализации подпрограммы.

Обеспечивает достижение ожидаемого результата мероприятий 3.1 при помощи проведения ревизий и проверок правомерности и эффективности использования средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов и материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности.

3.3. Организация и осуществление контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации при использовании средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности.

Контроль и надзор в финансово-бюджетной сфере является неотъемлемой составляющей государственного управления, обеспечивает соблюдение законности, целесообразности и результативности образования, распределения и использования государственных финансовых ресурсов (денежных средств, материальных ценностей и нематериальных активов, находящихся в собственности государства) и финансовых ресурсов в негосударственном секторе экономики.

Совершенствование и реформирование государственного финансового контроля и развитие внутреннего контроля является одним из базовых условий реализации Программы повышения эффективности бюджетных расходов.

Контроль и надзор в финансово-бюджетной сфере направлен на:

соблюдение бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения;

обеспечение достоверности, полноты и соответствия нормативным требованиям бюджетной отчетности;

обеспечение экономности, результативности и эффективности использования средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Принципы эффективного и ответственного управления общественными финансами в сфере реализации подпрограммы предполагают:

наличие и соблюдение нормативно установленных процедур внешней и внутренней проверки соблюдения и ответственности за нарушения бюджетного законодательства;

переориентацию внешнего финансового контроля на оценку эффективности.

Существующая система управления государственными финансовыми ресурсами в стране характеризуется недостаточно эффективным механизмом контроля. Основными причинами недостаточного уровня государственного финансового контроля являются:

отсутствие законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, определяющих понятие и систему, формы, методы и объекты государственного и муниципального финансового контроля;

отсутствие системной методической базы контроля за эффективностью расходования бюджетных средств в условиях перехода к бюджетированию, ориентированному на результат;

отсутствие установленных законодательно мер ответственности за каждое нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации;

недостаточно налаженная система взаимодействия между органами государственного (муниципального) финансового и аудиторского контроля и правоохранительными органами, отсутствие регламентации информационных обменов, устанавливающей общие требования к порядку и формату обмена информацией.

Необходимо принятие системных решений, направленных на совершенствование контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере, повышение его эффективности путем создания условий, способствующих соблюдению общепринятых международных принципов финансового контроля, разработки единых стандартов контроля, соответствующих рекомендациям Международной организации высших контрольных органов (INTOSAI), Европейской организацией высших органов финансового контроля (ЕВРОСАИ), определения критериев эффективности и полезности произведенных государственных расходов и принятых обязательств.

Переход к программному бюджету и внедрение новых форм финансового обеспечения государственных (муниципальных) услуг требуют комплексного реформирования системы государственного финансового контроля, основанной на конституционных принципах разграничения предметов ведения и полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления.

В этой связи в сфере реализации этого направления подпрограммы предполагается:

принятие системных поправок к Бюджетному кодексу и иным законодательным актам, регулирующих содержание и порядок осуществления внешнего и внутреннего бюджетного контроля, а также основания для применения и меры ответственности за нарушения бюджетного законодательства;

осуществление контроля за достижением планируемых непосредственных результатов использования бюджетных средств;

установление закрытого перечня мер принуждения, применяемых к нарушителям бюджетного законодательства, как совокупности мер бюджетно-правового принуждения и мер административно-правового принуждения;

увязка определенных фактов нарушения бюджетного законодательства с конкретными бюджетно-правовыми или административно-правовыми мерами принуждения;

установление административных наказаний за нарушения бюджетного законодательства;

исключение возможности необоснованных проверок хозяйствующих субъектов.

3.4. Организация и осуществление надзора за исполнением органами финансового контроля федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с полномочиями, закрепленными Положением о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, Росфиннадзор осуществляет контроль и надзор за исполнением органами финансового контроля федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления законодательства Российской Федерации о финансово-бюджетном контроле и надзоре.

Совершенствование и развитие внутреннего контроля также является одним из базовых условий реализации Программы повышения эффективности бюджетных расходов.

В сфере реализации данного основного мероприятия предполагается развитие в органах исполнительной власти внутреннего контроля, а также осуществление внешней оценки (проверки) эффективности систем внутреннего финансового (бюджетного) контроля.

3.5. Организация и осуществление контрольно-надзорной деятельности в сфере валютных правоотношений; ведение административного производства по делам об административных правонарушениях в валютной сфере.

Контроль за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования является необходимым для обеспечения единой государственной валютной политики, предотвращения резких колебаний курса национальной валюты, резкого сокращения золотовалютных резервов и обеспечения финансовой дисциплины.

Система валютного регулирования и валютного контроля, являясь составной частью общей системы финансово-правового регулирования, направлена на сохранение и повышение устойчивости функционирования экономики, предотвращение и подавление кризисных ситуаций, обеспечение финансовой и экономической стабильности и безопасности страны.

В условиях мирового финансового кризиса совершенствование государственного финансового контроля над осуществлением валютных операций является достаточно актуальным.

От результативности системы валютного регулирования и валютного контроля зависит уровень развития экономики страны, устойчивости национальной валюты, стабильности финансово-кредитной системы, состояния финансового рынка и инвестиционного климата в стране.

Эти обстоятельства обусловили необходимость проведения анализа процесса реализации государственного финансового контроля над осуществлением валютных операций с целью выработки рекомендаций по методологии и принципам валютного контроля. Особо необходимым является выработка и реализация механизмов совершенствования реализации функций по валютному контролю.

3.6. Организация и осуществление внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, определенных Федеральным законом "Об аудиторской деятельности".

Внешний контроль качества работы аудиторских организаций обеспечивает реализацию прав пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности на получение достоверной информации о бухгалтерской (финансовой) отчетности, консолидированной отчетности общественно значимых организаций, указанных в части 3 статьи 5 Федерального закона "Об аудиторской деятельности", является одним из наиболее эффективных средств повышения эффективности оказания аудиторских услуг высокого качества.

Надлежащее исполнение Росфиннадзором внешнего контроля качества работы аудиторских организаций будет способствовать повышению квалификации и качества работы аудиторских организаций, вытеснению с рынка аудиторских услуг недобросовестных и неквалифицированных участников, идентификации качества работы аудиторских организаций в целом и состояния внутреннего контроля над качеством предоставляемых услуг.

Исполнение государственной функции планируется осуществлять путем проведения проверок качества работы аудиторских организаций в соответствии с ежегодными планами Росфиннадзора и ее территориальных органов по осуществлению внешнего контроля качества работы аудиторских организаций.

В целях повышения эффективности и качества исполнения государственной функции будет осуществляться взаимодействие Росфиннадзора с Советом по аудиторской деятельности, саморегулируемыми организациями аудиторов, международными и национальными надзорными органами иностранных государств, осуществляющими внешний контроль (инспектирование) качества работы аудиторских организаций.