4. Принципы, задачи и основные направления развития досудебного разрешения налоговых споров в Российской Федерации

4. Принципы, задачи и основные направления

развития досудебного разрешения налоговых споров

в Российской Федерации

4.1. Принципы развития досудебного разрешения налоговых споров в системе налоговых органов Российской Федерации:

- надлежащее обеспечение прав и интересов участников налоговых правоотношений;

- соблюдение норм национального и международного права;

- преемственность - Концепция основывается на накопленном опыте реализации политики досудебного урегулирования налоговых споров в системе налоговых органов Российской Федерации;

- клиентоориентированность, упрощение способов взаимодействия налогоплательщиков (иных лиц) с налоговыми органами;

- информационная открытость - доступность информации о порядке подачи и рассмотрения жалоб, стадиях их рассмотрения.

4.2. Задачи досудебного разрешения налоговых споров в системе налоговых органов Российской Федерации включают:

- повышение качества контроля за законностью и обоснованностью решений, вынесенных нижестоящими налоговыми органами;

- создание условий и стимулов для разрешения налоговых споров во внесудебном порядке;

- разработку дифференцированных механизмов разрешения налоговых споров;

- стимулирование развития примирительных процедур в сфере разрешения налоговых споров;

- содействие формированию конструктивного взаимодействия между налогоплательщиками (иными лицами) и налоговыми органами.

4.3. Основные направления развития досудебного разрешения налоговых споров в системе налоговых органов Российской Федерации предполагают:

- переход от досудебного порядка разрешения налоговых споров к внесудебному, урегулирование споров без участия суда, в том числе развитие примирительных процедур;

- дальнейшее сокращение количества жалоб, подаваемых в налоговые органы, в связи с принятием решений по результатам налоговых проверок или в связи с действиями (бездействием) должностных лиц налоговых органов;

- снижение нагрузки на судебную систему;

- совершенствование нормативно-правовой базы, своевременная подготовка предложений по изменению налогового законодательства;

- введение обязательной досудебной процедуры для всех налоговых споров с одновременным увеличением сроков на подачу жалоб (для апелляционных жалоб - до 1 месяца, для иных жалоб - до 1 года);

- разработку дифференцированных механизмов разрешения налоговых споров (в зависимости от стадии, универсальный и упрощенный порядок, мировое соглашение и т.д.);

- совершенствование интернет-сервисов, облегчающих подачу жалоб и отслеживание стадий их рассмотрения, развитие электронных сервисов и услуг. Целевой результат - прием жалоб и документальных доказательств посредством интернет-сервисов на официальном сайте налогового органа (при аутентификации пользователя), а также участие налогоплательщиков в рассмотрении жалоб (при необходимости) с использованием конференцсвязи;

- информирование налогоплательщиков о преимуществах досудебного порядка разрешения налоговых споров перед судебным разбирательством. Использование механизма обратной связи посредством текущего анкетирования налогоплательщиков;

- надлежащее и оперативное реагирование на допущенные ведомственные нарушения с целью повышения качества налогового администрирования;

- создание информационных баз с основными положениями и позициями решений по жалобам, а также сводными аналитическими материалами, в том числе, по результатам оперативного анализа судебной практики;

- постоянный мониторинг и анализ содержания налоговых споров, проблем в организации деятельности территориальных налоговых органов;

- развитие института профессионального налогового консультирования.