Правительством РФ утверждена новая редакция "Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года" от 14.05.2015.

II. Целевые ориентиры

Совокупность сложившихся вызовов и условий экономического развития определяет в качестве основной цели повышение конкурентоспособности российской экономики на основе интенсивного роста производительности труда. Требуется формирование стабильных высококонкурентных внутренних рынков, повышение инвестиционной и деловой привлекательности российской экономики, использование факторов роста, не задействованных ранее в полной мере, резкое усиление инновационной составляющей экономического развития, укрепление международных позиций России, расширение использования преимуществ международной интеграции.

На этой основе Правительству Российской Федерации предстоит с учетом указанных ограничений и вызовов обеспечить устойчивое и динамичное повышение качества жизни россиян, решение демографических, социальных и экологических задач, надежное обеспечение национальной безопасности. В частности, необходимо создать благоприятные условия для роста располагаемых доходов населения в 1,3 - 1,4 раза с 2013 по 2018 год.

Достижение этого требует формирования новой модели экономического развития.

Россия в 2012 году по показателю валового внутреннего продукта на душу населения достигла уровня 21 тыс. долларов США (по паритету покупательной способности), к 2018 году достигнет около 30 тыс. долларов США, что составит около 85 процентов сегодняшнего среднего уровня стран еврозоны. В то же время по показателю производительности труда Россия отстает от развитых стран в 2,5 - 3 раза. В этих условиях рост производительности труда необходим не только для повышения конкурентоспособности экономики, но и в целях сохранения уже достигнутого уровня потребления.

Формирование новой модели развития требует:

повысить национальную конкурентоспособность и производительность труда, создать условия для эффективного развития внутренних и внешних рынков;

повысить качество и доступность услуг в социальной сфере, ориентировав их на эффективное удовлетворение запросов и потребностей людей;

решить в основном жилищную проблему, развернув массовое строительство качественного и доступного жилья, а также повысить качество и надежность предоставления коммунальных услуг населению;

повысить эффективность государственного управления и качество предоставляемых государственных услуг;

обеспечить сбалансированное региональное развитие и создать новые центры экономического развития на юге и востоке страны.

Необходимыми условиями реализации поставленных задач являются формирование и сохранение макроэкономических условий для устойчивого экономического роста, что подразумевает долгосрочную стабилизацию бюджетных расходов и налоговой нагрузки при оптимизации их структуры, осуществление мер по снижению инфляционных рисков, повышение эффективности финансового сектора и реализацию мер по повышению эффективности государственных расходов и инвестиций, завершение перехода к программной структуре федерального бюджета. Указанные и другие направления будут реализовываться в том числе в рамках программы повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года.

В рамках модернизации бюджетного процесса в условиях внедрения программно-целевых методов управления предстоит обеспечить:

развитие системы стратегического планирования;

разработку и реализацию государственных (муниципальных) программ как основного инструмента повышения эффективности бюджетных расходов;

развитие системы государственного и муниципального финансового контроля.

Для обеспечения открытости и прозрачности общественных финансов необходимы:

общедоступность информации о состоянии и тенденциях развития в области общественных финансов;

открытость деятельности органов власти по разработке, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов;

рассмотрение и утверждение законодательными органами бюджетных параметров и бюджетной отчетности исходя из целей государственной политики и результатов ее осуществления;

регулярная оценка (мониторинг) прозрачности деятельности ведомств, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований по управлению общественными финансами;

обеспечение широкого участия общественности в процессе принятия решений о распределении общественных финансов.

В связи с этим необходимо обеспечить публичность процесса управления общественными финансами, правовой основой для которой должно стать законодательное закрепление нормы, гарантирующей обществу право на доступ к открытым государственным данным.

Для достижения указанных целей следует реализовать мероприятия по следующим основным направлениям:

ежегодная оценка хода реализации и эффективности государственных программ Российской Федерации;

публичное рассмотрение проектов государственных программ и отчетов об их реализации;

организация деятельности по участию граждан в бюджетном процессе в рамках системы раскрытия информации о разрабатываемых проектах нормативных правовых актов в сфере управления общественными финансами, результатах их общественных обсуждений.