Статистические данные и анализ дорожно-транспортных происшествий с участием транспортных средств, перевозивших опасные грузы, 2005 - 2007 годы

Статистические данные и анализ

дорожно-транспортных происшествий с участием транспортных

средств, перевозивших опасные грузы, 2005 - 2007 годы

Перевозки опасных грузов автомобильным транспортом осуществляются в соответствии со специальными правилами.

Правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом предусматривают реализацию дополнительных мер, позволяющих предупредить или снизить негативное воздействие свойств указанных грузов на население и территории. При этом особое внимание уделяется классификации грузов, их упаковке, способам и условиям перевозки, специальной подготовке персонала к участию в перевозочном процессе и соблюдению этим персоналом требований безопасности, а также конструкции и дополнительному оборудованию транспортных средств, используемых для перевозок.

Последствия дорожно-транспортных происшествий при перевозках опасных грузов отличаются, как правило, высокой тяжестью, во многом обусловленной свойствами указанных грузов. Характерно, что эти последствия нередко проявляются не только в отношении непосредственных участников происшествий. Так, например, в ряде случаев существенное значение имеет информация об объектах, расположенных в непосредственной близости от места происшествия.

Названные обстоятельства вызывают необходимость в сборе и анализе указанных сведений в целях изучения причин и условий возникновения происшествий при перевозках опасных грузов и принятия мер по устранению этих причин и условий.

Кроме того, информация о происшествиях при перевозках опасных грузов весьма актуальна для персонала, связанного с ликвидацией последствий этих происшествий, поскольку эта деятельность сопряжена с риском для их жизни и здоровья.

Происшествия при перевозках опасных грузов автомобильным транспортом квалифицируются как дорожно-транспортные происшествия <1> и согласно Правилам учета дорожно-транспортных происшествий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 1995 г. N 647, подлежат учету органами внутренних дел, владельцами транспортных средств, государственными органами управления автомобильными дорогами, владельцами ведомственных и частных дорог.

--------------------------------

<1> Дорожно-транспортное происшествие - событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

Однако в государственную статистическую отчетность включаются только сведения о дорожно-транспортных происшествиях, в которых погибли или были ранены люди. По этой причине происшествия, последствиями которых является лишь полная или частичная утрата опасного груза, в государственную статистическую отчетность не входят.

Согласно установленному порядку на каждое дорожно-транспортное происшествие, в результате которого пострадали люди, оформляется карточка учета, в которой, наряду с другими сведениями, указывают допущенные водителем транспортного средства нарушения, явившиеся причинами происшествия. Формат карточки предусматривает возможность указывать на нарушение правил перевозки опасных грузов в качестве причины происшествия. Вместе с тем большинство происшествий при перевозках опасных грузов с данным видом нарушений не связано.

Таким образом, выделить из общего массива сведений, включенных в государственную статистическую отчетность, можно только те дорожно-транспортные происшествия, в результате которых погибли или получили ранения люди, причиной которого явилось нарушение водителем правил перевозки опасных грузов.

Эти обстоятельства существенно затрудняют сбор необходимой информации о дорожно-транспортных происшествиях при перевозках опасных грузов автомобильным транспортом.

В 2005 - 2007 годах в МВД России поступила информация о 219 дорожно-транспортных происшествиях с участием транспортных средств, перевозивших опасные грузы. В результате этих происшествий погибли 82 и получили ранения 159 человек, утрачено более 900 т опасных грузов.

Характерно, что количество происшествий и число погибших в 2007 году сопоставимо с соответствующими показателями двух предыдущих лет вместе взятых.

Тяжесть последствий происшествий при перевозках опасных грузов составила 34 погибших на 100 пострадавших, что более чем в три раза выше, чем в дорожно-транспортных происшествиях, не связанных с такими перевозками.

Основную часть опасных грузов, находившихся на транспортных средствах при происшествиях, составляли легковоспламеняющиеся вещества (дизельное топливо, бензин, нефть, пропан, метанол, изопропанол, этилацетат, газовый конденсат).

Способ перевозки и Количество ДТП

наименование опасного груза

В цистернах:

дизельное топливо 81

бензин 65

нефть 46

пропан 9

кислород сжиженный 2

фенол 1

метанол 1

изопропанол 1

аргон охлажденный жидкий 1

этилацетат 1

углерода диоксид 1

газовый конденсат 1

керосин 1

соляная кислота 1

азот охлажденный жидкий 1

В упаковках:

кислород 1

пропан 1

ингибитор коррозии 1

аргон сжатый, углерода диоксид 1

азотная кислота 1

ортофосфорная кислота 1

Для перевозки опасных грузов использовались как одиночные механические транспортные средства, так и автопоезда. В среднем на каждом автомобиле или автопоезде находилось 13 т опасных грузов. 124 происшествия произошли при перевозках опасных грузов автопоездами.

Происшествия при перевозках опасных грузов по видам распределись следующим образом:

опрокидывание транспортного средства - 97;

столкновение транспортных средств - 89;

наезд на стоящее транспортное средство - 13;

наезд на пешехода - 8;

наезд на препятствие - 3;

иные - 9.

Все опрокидывания (за исключением одного) произошли с транспортными средствами-цистернами (одиночное механическое транспортное средство или прицеп (полуприцеп)-цистерна в составе автопоезда). При этом 84 происшествия связаны с несоблюдением водителями этих транспортных средств требований безопасности дорожного движения, 10 - с технической неисправностью транспортных средств. Каждое третье (29 из 84) опрокидывание произошло на криволинейных участках автодорог. В 85 из 97 опрокидываний происходила полная или частичная утрата опасных грузов. Всего при опрокидываниях было утрачено около 620 т таких грузов. В результате 12 опрокидываний происходило их возгорание.

Из общего количества столкновений 29 - явились следствием несоблюдения водителями транспортных средств с опасными грузами требований безопасности дорожного движения, 60 - водителями иных транспортных средств. В 31 из 89 столкновений происходила полная или частичная утрата опасных грузов. Всего при столкновениях было утрачено более 193 т таких грузов. В результате 6 столкновений происходило их возгорание.

Происшествия по местам совершения:

вне населенных пунктов - 187 происшествий;

в населенных пунктах - 32 происшествия.

Происшествия по времени суток:

дневное время (с 6 до 22 ч) - 189 происшествий;

ночное время (с 22 до 6 ч) - 30 происшествий.

Водители транспортных средств с опасными грузами, участвовавшие в происшествиях, как правило, имели свидетельства о прохождении соответствующей специальной подготовки. Исключение из этого положения составили 5 происшествий, в результате которых утрачено 54,1 т опасных грузов.

Средний стаж работы водителей транспортных средств с опасными грузами, участвовавших в происшествиях, составил 17 лет.

Грубые нарушения режима труда и отдыха установлены в 8 происшествиях, когда водители без отдыха управляли транспортными средствами от 10 до 22 часов. В других происшествиях среднее время нахождения водителя за рулем составило около 3 часов.

В 2007 году произошло 31 происшествие (29% общего количества происшествий), связанное с несоблюдением собственниками (владельцами) транспортных средств, перевозивших опасные грузы, требований нормативных правовых актов, регламентирующих:

- порядок выполнения перевозок тяжеловесных грузов (13 происшествий);

- допуск транспортных средств к перевозкам опасных грузов (7 происшествий);

- режим труда и отдыха водителей (6 происшествий);

- допуск водителей к перевозкам опасных грузов (5 происшествий).