Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

4. Обобщенная характеристика мер государственного регулирования

4. Обобщенная характеристика мер

государственного регулирования

Комплекс мер государственного регулирования направлен на создание условий для эффективной реализации приоритетных задач Программы и достижение ее целей и включает финансово-экономические, правовые, и административно-управленческие меры государственного регулирования.

Формирование и организация практического применения мер государственного регулирования осуществляется в рамках основного мероприятия подпрограммы "Обеспечение реализации Программы".

Финансово-экономические меры государственного регулирования включают налоговые, таможенно-тарифные и иные меры, направленные на повышение эффективности функционирования транспортного комплекса и учитывающие его особенности как инфраструктурной отрасли.

Налоговые и таможенно-тарифные меры предусматривают:

установление льгот и преимуществ по тарифам на услуги железнодорожного транспорта общего пользования, в частности на услуги по использованию инфраструктуры в пригородном сообщении;

усиление антимонопольного регулирования в сфере услуг аэропортовой инфраструктуры, в частности, упорядочивание роста аэропортовых тарифов во времени посредством ограничения количества обращений субъектов естественных монополий в аэропортах в Федеральную службу по тарифам Российской Федерации по вопросам установления (изменения) цен (тарифов и сборов) на аэропортовые услуги двумя обращениями в год;

снижение таможенных пошлин при ввозе, в том числе временном, на территорию таможенного союза иностранных воздушных судов, аналоги которых не производятся на территории Российской Федерации;

упрощение таможенных процедур для морских судов и перевозимых ими товаров, а также установление особенностей оформления для судов заграничного плавания, заходящих в два и более порта на территории Российской Федерации для выгрузки импортных грузов.

Стабильная система финансирования транспортной отрасли направлена на создание транспортной инфраструктуры, отвечающей потребностям инновационного социально-экономического развития Российской Федерации, посредством нормализации процессов ее содержания и ремонта, формирования механизмов мобилизации инвестиционных средств на ее развитие и повышения качества транспортных услуг для потребителей.

Финансирование мероприятий в сфере дорожного хозяйства за счет средств федерального бюджета осуществляется в рамках Федерального дорожного фонда. К дополнительным источникам формирования федерального дорожного фонда отнесены доходы от использования имущества автомобильных дорог общего пользования федерального значения, плата за оказание услуг по присоединению объектов дорожного сервиса, за проезд транспортных средств массой более 12 тонн, плата в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам федерального значения транспортными средствами, осуществляющими перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов, и штрафы за нарушение данных правил, сборы за проезд автотранспортных средств, зарегистрированных на территории иностранных государств, плата по договорам аренды земельных участков, расположенных в полосе отвода федеральных автомобильных дорог, а также различные безвозмездные поступления в доход федерального бюджета, предусмотренные законодательством.

Основными направлениями расходования средств Федерального дорожного фонда являются капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог федерального значения, содержание федеральных государственных учреждений и реализация инвестиционных проектов в рамках федеральных целевых программ. Создание Федерального дорожного фонда увеличит объем расходов на ремонт и содержание автомобильных дорог с 38% от нормативов затрат <1> в 2009 году до 100% в 2014 году.

--------------------------------

<1> Нормативы затрат на ремонт и содержание автомобильных дорог федерального значения утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 23 августа 2007 г. N 539.

Перспективным вариантом развития финансирования на магистральном железнодорожном транспорте является поэтапный переход на сетевой контракт, который позволит увязать требования к содержанию и развитию железнодорожной инфраструктуры, формированию государственной тарифной политики и объему бюджетных инвестиций.

В целях обеспечения стабильного функционирования авиатранспортного комплекса для потребителей услуг необходимо проработать меры по созданию фонда гарантирования исполнения обязательств перевозчиков перед пассажирами.

Повышение качества услуг и безопасности городского общественного транспорта зависит от обновления парка транспортных средств. Решить эту задачу можно путем реализации программы обновления парка городского транспорта (автобусный и наземный электрический транспорт) на условиях государственной поддержки с применением различных механизмов (утилизация, лизинг, субсидии).

Для привлечения инвестиций в транспортный комплекс необходима реализация следующих мер:

заключение долгосрочных контрактов (контракты "жизненного цикла") на проектирование, строительство и последующее содержание объектов транспортной инфраструктуры, включая разработку оптимальных организационных, управленческих и финансовых схем исполнения контрактов;

совершенствование норм и регламентов проектирования, ценообразования и государственной экспертизы;

развитие схем совершенствования механизмов государственно-частного партнерства;

развитие механизмов проектного финансирования, определение приоритетности проектов и источников их финансирования, в том числе с учетом возможности привлечения государственных гарантий, облигационных займов, средств Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда национального благосостояния.

В настоящее время реализуется программа государственных гарантий Российской Федерации по кредитам либо облигационным займам, привлекаемым юридическими лицами на осуществление инвестиционных проектов. Отбору подлежат инвестиционные проекты, осуществляемые в рамках модернизации российской экономики, имеющие общегосударственное значение.

Такие гарантии получены Государственной компанией "Российские автомобильные дороги", а также другими проектными компаниями, реализующими дорожные концессионные соглашения по строительству скоростной автомобильной дороги Москва - Санкт-Петербург на участке 15-й км - 58-й км, автомобильной дороги "Западный скоростной диаметр" в г. Санкт-Петербурге, нового выхода на Московскую кольцевую автомобильную дорогу с федеральной автомобильной дороги М-1 "Беларусь" Москва - Минск.

Административно-управленческие меры государственного регулирования включают дальнейшее развитие структурной реформы на железнодорожном транспорте в соответствии с Целевой моделью рынка грузовых железнодорожных перевозок на период до 2015 года, развитие пригородного железнодорожного сообщения, реформирование системы управления внутренними водными путями, создание эффективной системы управления государственной собственностью, в том числе за счет оптимизации состава государственного имущества и его приватизации, создание федеральных казенных предприятий и повышение эффективности деятельности организаций транспортного комплекса.

Будет продолжена работа по развитию региональных воздушных перевозок, в том числе применению механизмов поддержки региональных аэродромов, субсидирования региональных и внутрирегиональных перевозок, упрощению процедур сертификации региональных аэропортов с низкой интенсивностью полетов, обеспечению условий развития конкуренции в сфере наземного обслуживания, разработке маршрутной сети региональных перевозок в Российской Федерации.

В среднесрочном периоде предусмотрена разработка концепции развития экспедиторской системы в Российской Федерации, отраслевых концепций и стратегий развития отдельных видов транспорта и деятельности в сфере транспортного комплекса.

Сведения об оценке применения основных мер государственного регулирования в сфере реализации Программы на среднесрочный период приведены в Приложении 3.

Эффективное и динамичное развитие транспортной системы, конкурентоспособность российских транспортных предприятий обусловлено в значительной мере нормативным правовым регулированием в этой сфере.

Основными направлениями совершенствования нормативного правового регулирования на транспорте являются:

развитие конкурентного рынка транспортных услуг, включая создание правовых инструментов государственного регулирования его развития, а также содействие развитию малого и среднего предпринимательства в транспортном комплексе;

развитие механизмов государственно-частного партнерства, обеспечивающих четкое законодательное распределение прав, ответственности и рисков между государством и инвестором на транспорте, а также предоставление владельцам инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования права заключения в отношении отдельных участков инфраструктуры соглашений, аналогичных концессионным;

развитие долгосрочного тарифного регулирования на железнодорожном транспорте;

гармонизация российской и международной правовой базы транспортной системы, унификация технических стандартов и транспортных технологий в целях интеграции России в мировое транспортное пространство и реализации транзитного потенциала страны;

обеспечение гарантированного уровня доступности и качества транспортных услуг для населения, включая разработку и внедрение минимальных социальных транспортных стандартов, а также разработку нормативной базы, регулирующей допуск к коммерческой транспортной деятельности в области пассажирских перевозок;

обеспечение безопасности и устойчивости транспортной системы, включая обеспечение безопасности в транспортной отрасли, развитие транспортной системы с учетом требований по обеспечению антитеррористической и военной безопасности Российской Федерации, а также сокращение вредного воздействия транспорта на окружающую среду и здоровье человека.

Сведения об основных мерах правового регулирования на транспорте представлены в Приложении 4.

Отсутствие необходимых нормативных актов рассматривается как серьезное препятствие в реализации стратегических целей и фактор снижения значений индикаторов реализации Программы.

Административно-управленческие меры государственного регулирования реализуются системой управления реализацией Программы в соответствии с Порядком разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2010 г. N 588.