Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

1.2. Сфера туризма

Сфера туризма охватывает туризм международный (въездной и выездной) и внутренний (для граждан России в пределах Российской Федерации).

Туристские ресурсы России являются мощным потенциалом для полноценного и качественного отдыха граждан, пропаганды здорового образа жизни. Туризм - это эффективный инструмент преодоления кризисных явлений, способствующий активизации социально-экономического развития регионов.

Отечественная туристская отрасль обладает всеми необходимыми ресурсами для активного развития практически всех видов отдыха и имеет в своем активе более 12 тыс. гостиниц, 477 исторических городов, более 144 тыс. памятников истории и культуры, 108 музея-заповедника и 142 национальных парка. В настоящее время в Российской Федерации действует 101 государственный природный заповедник, 35 национальных парков и 69 заказников федерального значения.

Обладая значительными туристско-рекреационными ресурсами, Российская Федерация занимает незначительное место на мировом рынке туристских услуг (около 1 процента мирового туристского потока), хотя ее потенциальные возможности позволяют (при соответствующем уровне развития туристской индустрии) принимать до 40 млн. иностранных туристов в год по сравнению с 7,4 млн. человек в настоящее время (по оценке Всемирной туристской организации Россия может ежегодно принимать до 70 млн. российских и иностранных туристов).

В России туристская деятельность находится в стадии реформирования и развития. Имеющиеся туристические ресурсы используются не полностью, однако динамика туристического рынка России свидетельствует о тенденциях к росту числа туристов вообще, а иностранных - в частности. Анализ современного состояния туризма в Российской Федерации показывает, что в последние годы эта сфера в целом развивается стабильно и динамично. Отмечается ежегодный рост внутреннего туристского потока. Быстро растущий спрос на туристские услуги внутри страны вызвал бум строительства малых гостиниц, в основном, в курортных регионах, а также увеличение числа гостиниц международных гостиничных цепей в Москве, Санкт-Петербурге и других крупнейших городах страны, создание отечественных гостиничных цепей. Резко увеличился объем инвестиционных предложений по гостиничному строительству как со стороны иностранных, так и со стороны отечественных инвесторов.

К наиболее значимым проблемам сферы туризма относятся:

недостаточно развитая туристская инфраструктура в большинстве регионов страны, малое количество гостиничных средств размещения туристского класса с современным уровнем комфорта;

высокая стоимость проживания, питания, транспортного и другого туристского обслуживания, существенно превышающая среднеевропейский уровень;

невыгодные экономические условия для привлечения инвестиций в туристскую инфраструктуру, отсутствие готовых инвестиционных площадок, наличие административных барьеров;

дефицит квалифицированных кадров, который влечет за собой невысокое качество обслуживания во всех секторах туристской индустрии, несмотря на некоторое изменение ситуации к лучшему за последние 2 - 3 года;

устаревшая и недостаточно эффективно используемая ресурсная база в сфере санаторно-курортного, оздоровительного и медицинского туризма (пансионаты и санатории);

лимитированное по разнообразию число туров, сформированных с помощью устаревших методов;

высокая стоимость туров в Россию;

"сезонность" российской туристской дестинации (до 80 процентов доходов туриндустрии приходится на высокий сезон с середины мая по конец августа ("золотые сто дней"), в остальное время принимающий туристский бизнес в целом убыточен и в основном финансируется из выручки высокого сезона);

дефицит современных туристских автобусов, круизных судов и других транспортных средств;

неблагоприятный имидж России за рубежом, формирующийся, в значительной степени, под влиянием СМИ;

несовершенство порядка выдачи российских виз туристам из миграционно безопасных иностранных государств (стран Европы, Японии, Республики Корея, Австралии, Швейцарии, Канады и др.);

недостаточная государственная реклама туристских возможностей как на зарубежных направляющих рынках, так и внутри страны, что связано с ограниченным бюджетным финансированием;

неразвитость некоторых видов туризма, которые могли бы составить неоспоримое конкурентное преимущество России на мировом рынке и внести значительный вклад в ВВП (водный туризм, событийный туризм, деловой туризм, образовательно-культурный туризм и др.);

неразвитость в большинстве районов страны транспортной инфраструктуры (низкое качество дорог и уровня придорожного обслуживания, неудовлетворительное состояние аэропортов и т.д.). По опросу, проводившемуся Росстатом среди иностранных туристов, больше всего нареканий у них вызывает именно качество транспортного обслуживания при переездах внутри страны.

В большинстве туристически развитых стран основная часть туроператоров занимается внутренним и въездным туризмом. В России из примерно 5 тыс. туроператоров, включенных в федеральный реестр на первом этапе обеспечения финансовых гарантий, только около 1,5 тыс. зарегистрировались как туроператоры по внутреннему туризму. Из остальных, зарегистрировавшихся в качестве международных туроператоров, менее 10 процентов занимаются въездным туризмом.

В настоящее время индустрия туризма в мире является одной из наиболее динамично развивающихся сфер в международной торговле услугами. В последние 20 лет среднегодовые темпы прироста числа прибытий иностранных туристов в мире составили 5,1 процента, а валютных поступлений - 14 процентов.

Согласно прогнозам, к 2020 году число международных туристских прибытий должно составить 1,56 млрд. человек, из которых 1,18 млрд. будут путешествовать в пределах своих регионов (имеются в виду Европа, Америка, Африка и др.), и только 377 млн. будут совершать дальние путешествия в другие регионы мира. Однако в целом в течение рассматриваемого периода число дальних поездок в другие регионы мира будет расти быстрее, чем путешествий внутри своих регионов.

Соотношение между внутрирегиональными и межрегиональными путешествиями к 2020 году может составить до 76 к 24. При этом ожидается следующее распределение туристов по регионам: лидирующее место будет занимать Европа - 717 млн. туристов, второе место - Восточная Азия/Тихоокеанский регион - 397 млн. туристов, третье - Америка - 282 млн. туристов, за ней последуют (в порядке убывания) Африка, Ближний Восток и Южная Азия. Предполагается, что к 2020 году Россия займет девятое место в мире по количеству туристских посещений.

Исследования Всемирной туристической организации (ВТО) дают возможность утверждать, что тенденции роста туристической индустрии будут сохраняться и в дальнейшем. В период с 2000 до 2020 года прогнозируется двукратное увеличение числа туристских прибытий.

По прогнозам ВТО, Россия относится к числу государств, в которых в начале XXI века прогнозируются наивысшие темпы развития туризма при государственной поддержке данной отрасли. Согласно этим прогнозам, к 2020 году Россия войдет в первую десятку стран как по приему туристов (47,1 млн. человек в год, что составит 2,9 процента мирового потока туристов), так и по выезду туристов за пределы государства (30,5 млн. человек, 1,9 процента мирового потока туристов). Причем указанные цифры не включают объемов внутреннего туризма, которые многократно превосходят въездной и выездной обороты.

Одним из приоритетных направлений перехода к инновационному, социально ориентированному типу экономического развития страны является обеспечение качества и доступности услуг в сфере туризма, повышение конкурентоспособности российской туристической отрасли, что требует более активных, целенаправленных и эффективных действий по развитию сферы туризма на основе принятия комплекса соответствующих мер.

Необходимые результаты могут быть достигнуты за счет совершенствования и диверсификации существующего турпродукта, развития новых перспективных видов туризма, количественного и качественного развития туристских кластеров.

Туристский кластер в ближайшие годы будет являться локомотивом социально-экономического развития: одним из самых мощных генераторов увеличения количества рабочих мест, плательщиком налогов в бюджет, катализатором развития малого и среднего бизнеса.

Основными направлениями, увеличивающими доходность туристской отрасли, являются:

увеличение количества повторных посещений - 80 процентов туристов возвращаются в Париж повторно и не раз, 77 процентов туристов, посетивших Великобританию, приезжают туда снова;

увеличение продолжительности нахождения гостей в стране (сегодня не хватает крупных современных туристических объектов, которые могли бы удержать гостей на более длительный период и дополнили бы богатейшее культурно-историческое наследие);

более равномерное "географическое" распределение туристских потоков, нивелирование сезонности - большая часть доходов туриндустрии приходится на высокий сезон с середины мая по конец августа.

Необходимым и решающим фактором конкурентоспособности отрасли туризма сегодня является ее широкое присутствие в сети Интернет, причем уже не столько в маркетинговых целях, сколько для фактического ведения бизнеса в онлайн среде.