Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

II. Приоритеты государственной политики в сфере реализации подпрограммы, цели, задачи и показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач, описание основных ожидаемых конечных результатов подпрограммы, сроков и этапов реализации подпрограммы

II. Приоритеты государственной политики в сфере реализации

подпрограммы, цели, задачи и показатели (индикаторы)

достижения целей и решения задач, описание основных

ожидаемых конечных результатов подпрограммы, сроков

и этапов реализации подпрограммы

Подпрограмма разработана на основании приоритетов государственной политики в сфере охраны окружающей среды, содержащихся в Основах государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Экологической доктрине Российской Федерации, Комплексной программе развития биотехнологий в Российской Федерации на период до 2020 года, Стратегии развития морской деятельности Российской Федерации до 2030 года, и Стратегией инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года.

В соответствии с Основами государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, стратегической целью государственной политики в данной сфере является решение социально-экономических задач, обеспечивающих экологически ориентированный рост экономики, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов для удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, реализации права каждого человека на благоприятную окружающую среду, укрепление правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.

Как отмечается в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, приоритеты развития страны до 2020 года по переходу к новому, постиндустриальному обществу требуют существенной корректировки действующей экологической политики. В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года целью государственной экологической политики является значительное улучшение качества окружающей среды и экологических условий жизни человека, формирование сбалансированной экологически ориентированной модели развития экономики и экологически конкурентоспособных производств. Успешная реализация Россией программы экологического развития является важнейшим вкладом страны в сохранение глобального потенциала биосферы и поддержание глобального экологического равновесия.

Целевыми ориентирами реализации Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года по направлениям экологии производства и человека определены:

снижение удельных уровней воздействия на окружающую среду в 3 - 7 раз в зависимости от отрасли;

сокращение числа городов с высоким и очень высоким уровнем загрязнения не менее чем в 5 раз.

Исходя из существующих тенденций к ежегодному ухудшению качества атмосферного воздуха достижение установленных ориентиров возможно только путем ужесточения требований к методам государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и прогнозам изменения качества атмосферного воздуха при территориальном планировании и принятии градостроительных решений, особенно в районах поселений, и существенно зависит от достижения и дальнейшего превышения целевых значений индикаторов Транспортной стратегии Российской Федерации, Энергетической стратегии России на период до 2030 года и других отраслевых стратегий.

Экологическая доктрина Российской Федерации, одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2002 г. N 1225-р, к стратегическим целям государственной политики в области экологии относит сохранение природных систем, поддержание их целостности и жизнеобеспечивающих функций для устойчивого развития общества, повышения качества жизни, улучшения здоровья населения и демографической ситуации, обеспечения экологической безопасности страны.

Защита окружающей среды и ликвидация негативных экологических последствий хозяйственной деятельности относятся к стратегическим целям, установленным в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года.

Одной из задач Комплексной программы развития биотехнологий в Российской Федерации на период до 2020 года является решение экологических проблем страны методами и средствами биотехнологии.

В соответствии со Стратегией инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года приоритетами экологического регулирования являются использование соответствующих инструментов стимулирования предприятий совершенствовать производственные технологии и предъявлять спрос на инновации и формирование системы стимулов для развития приоритетных технологий и секторов экономики на основе ужесточения экологических требований и требований в части технического регулирования.

Одной из стратегических целей Стратегии развития морской деятельности Российской Федерации до 2030 года является защита и сохранение морской среды в районах, находящихся под суверенитетом и юрисдикцией Российской Федерации. Стратегическими задачами в рамках достижения данной цели являются проектирование и строительство природоохранного флота и совершенствование экологического надзора морских объектов.

Важной задачей в области управления качеством атмосферного воздуха на перспективу до 2020 года является соблюдение обязательств Российской Федерации по международным договорам, в том числе по Киотскому протоколу к Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата, Венской конвенции об охране озонового слоя и Монреальского протокола по веществам, разрушающим озоновый слой, Конвенции о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния и ее протоколов, а также эффективное использование предусмотренных в них механизмов регулирования качества атмосферного воздуха.

Исходя из целей государственной политики была сформулирована цель настоящей подпрограммы - снижение общей антропогенной нагрузки на окружающую среду на основе повышения экологической эффективности экономики.

Достижение указанной цели характеризуется следующими индикаторами:

доля уловленных и обезвреженных загрязняющих атмосферный воздух веществ в общем количестве отходящих загрязняющих веществ от стационарных источников;

доля использованных и обезвреженных отходов производства и потребления в общем количестве образующихся отходов I - IV класса опасности;

доля устраненных нарушений из числа выявленных нарушений в сфере природопользования и охраны окружающей среды;

инвестиции в основной капитал, направленные на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов.

В качестве базового года для индикаторов подпрограммы определен 2007 год, который также является базовым годом для Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.

Достижение цели подпрограммы требует решения следующих задач:

задача 1 - внедрение системы нормирования негативного воздействия на окружающую среду, основанной на принципах наилучших доступных технологий;

задача 2 - снижение негативного воздействия на атмосферный воздух;

задача 3 - ликвидация прошлого экологического ущерба;

задача 4 - снижение негативного воздействия отходов производства и потребления на окружающую среду;

задача 5 - обеспечение эффективного комплексного государственного экологического надзора;

задача 6 - ограничение и предупреждение негативного воздействия на окружающую среду и обеспечение эффективного функционирования системы государственной экологической экспертизы.

В рамках задачи 1 будет обеспечено внедрение новой системы нормирования допустимого воздействия на окружающую среду, предусматривающей отказ от установления индивидуальных разрешений для каждого предприятия и установление нормативов и планов поэтапного снижения загрязнения до уровней, соответствующих наилучшим экологически безопасным мировым технологиям, внедрение технических и технологических нормативов, обеспечивающих снижение общей антропогенной нагрузки на окружающую среду. В рамках задачи 1 также предусматривается разработка и включение экологических требований в законодательство о техническом регулировании, разработка и внедрение экономических механизмов, стимулирующих снижение негативного воздействия на окружающую среду. Реализация указанных мер будет, способствовать выполнению международных обязательств Российской Федерации в сфере охраны окружающей среды, создаст условия для реализации Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, а также обеспечит создание условий для решения остальных задач подпрограммы.

Основными показателями решения данной задачи являются:

доля выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух сверх нормативов в общем объеме выбросов вредных (загрязняющих) веществ;

индекс удельных выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от отраслей топливно-энергетического комплекса;

индекс удельных выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в металлургии;

текущие затраты на охрану окружающей среды;

доля выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, приходящихся на хозяйствующих субъектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору;

доля сбросов загрязненных сточных вод, приходящихся на крупнейших водопользователей, в общем объеме сбросов загрязненных сточных вод.

В рамках задачи 2 предусматривается комплекс мероприятий по обеспечению снижения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, в том числе выполнение международных обязательств Российской Федерации в сфере загрязнения атмосферного воздуха, сокращения потребления озоноразрушающих веществ и выбросов парниковых газов, в том числе подготовка к присоединению Российской Федерации к протоколам к Конвенции о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния.

Основными показателями решения задачи 2 являются:

снижение потребления озоноразрушающих веществ;

выбросы в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ, отходящих от стационарных источников;

выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от автомобильного транспорта (с учетом реализации инновационного сценария Транспортной стратегии Российской Федерации);

доля выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, приходящихся на хозяйствующих субъектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору;

доля сбросов загрязненных сточных вод, приходящихся на крупнейших водопользователей, в общем объеме сброса загрязненных сточных вод.

В рамках задачи 3 предусматривается комплекс мероприятий по разработке нормативного правового регулирования вопросов ликвидации экологического ущерба, причиненного в результате прошлой хозяйственной деятельности, проведению инвентаризации и оценки объектов прошлого экологического ущерба (в том числе в прибрежных зонах и на морских акваториях), разработка технологий экологической реабилитации территорий, подвергшихся влиянию прошлого экологического ущерба, а также реализация практических работ, направленных на ликвидацию прошлого экологического ущерба, в том числе с использованием технологий биоремедиации. В связи с тем, что в настоящее время решение проблемы ликвидации прошлого экологического ущерба финансируется в ограниченном объеме, а возможности привлечения внебюджетных источников для решения данной проблемы ограничены, реализация данной задачи требует привлечения дополнительных бюджетных ассигнований.

Основным показателем решения задачи 3 является площадь земель, реабилитированных в результате ликвидации экологического ущерба от прошлой хозяйственной и иной деятельности.

В рамках задачи 4 будет реализован комплекс мероприятий, направленных на совершенствование государственного регулирования в сфере обращения с отходами производства и потребления и реализации практических мероприятий по обеспечению использования и обезвреживания отходов, в том числе по энергетической утилизации отходов.

Основными показателями решения задачи 4 являются:

доля твердых бытовых отходов, вывезенных на промышленные предприятия для переработки, в общем объеме вывезенных твердых бытовых отходов;

объем образованных отходов I - IV класса опасности, в том числе по классам опасности;

объем образованных отходов I - IV класса опасности, которые не были обезврежены и использованы, в том числе по классам опасности.

В рамках реализации задачи 5 предусматривается проведение комплексного государственного экологического надзора, а также мероприятий по совершенствованию научно-методического и материально-технического обеспечения комплексного государственного экологического надзора. Реализация указанной задачи в значительной степени влияет на решение задач 2 - 5 подпрограммы.

Реализация предусмотренных подпрограммой мер государственного регулирования, в том числе установление категорирования объектов хозяйственной деятельности в зависимости от уровня негативного воздействия на окружающую среду, позволит сконцентрировать ресурсы на осуществлении федерального государственного экологического надзора в отношении наиболее крупных загрязнителей.

Основными показателями решения задачи 5 являются:

доля водопользователей, снизивших массу вредных (загрязняющих) веществ в сточных водах, в общем количестве проверенных водопользователей;

доля хозяйствующих субъектов, снизивших массу вредных (загрязняющих) веществ, выбрасываемых в атмосферный воздух, в общем количестве проверенных хозяйствующих субъектов.

В рамках задачи 6 предусматривается осуществление разрешительной деятельности в части, касающейся ограничения негативного воздействия (в том числе в части создания и эксплуатации государственной информационной системы учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду), в области обращения с отходами (за исключением радиоактивных отходов), проведения государственной экологической экспертизы и совершенствования процедур ее проведения. Реализация указанной задачи значительно влияет на решение задач 2 - 6 подпрограммы.

Основными показателями решения задачи 6 являются:

доля предприятий, осуществляющих хозяйственную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, без получения разрешений, в общем количестве наблюдаемых предприятий;

доля заключений государственной экологической экспертизы, отмененных в судебном порядке, в общем количестве заключений государственной экологической экспертизы.

Реализация подпрограммы обеспечит получение следующих результатов к 2020 году.

В качественном отношении:

улучшение состояния окружающей среды, снижение экологических рисков, обусловленных прошлой и текущей хозяйственной деятельностью;

создание современной системы регулирования в области охраны окружающей среды, создающей условия для модернизации российской экономики;

снижение административных барьеров для предприятий, оказывающих незначительное и умеренное воздействие на окружающую среду;

исключение объектов, оказывающих минимальное воздействие на окружающую среду, из сферы применения мер государственного регулирования в области охраны окружающей среды;

сокращение заболеваемости населения, вызванной неблагоприятными экологическими условиями проживания (прежде всего - уровнем загрязнения атмосферного воздуха в городах, а также воздействием факторов накопленного экологического ущерба), увеличение средней продолжительности жизни;

реабилитация территорий, загрязненных в результате прошлой хозяйственной деятельности;

развитие рынка экологических товаров и услуг, создание условий для формирования индустрии утилизации и вторичного использования отходов производства и потребления, в том числе использования отходов в целях получения тепла и электроэнергии;

выполнение международных обязательств Российской Федерации в сфере снижения загрязнения атмосферного воздуха, охраны морской среды.

В количественном отношении к концу 2020 года будут получены следующие результаты:

рост доли уловленных и обезвреженных загрязняющих атмосферный воздух веществ в общем количестве отходящих вредных (загрязняющих) веществ от стационарных источников до 77,4 процента;

рост доли использованных и обезвреженных отходов производства и потребления в общем количестве образующихся отходов I - IV класса опасности до 82 процентов (в 2,2 раза по сравнению с 2007 годом);

поддержание доли устраненных нарушений из числа выявленных нарушений по результатам государственного экологического надзора на уровне не ниже 70 процентов на протяжении реализации подпрограммы;

прирост инвестиций в основной капитал на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов на 50 процентов к уровню 2007 года (в сопоставимых ценах).

Реализация подпрограммы будет способствовать снижению административных издержек хозяйствующих субъектов, оказывающих минимальное, незначительное и умеренное воздействие на окружающую среду путем реализации предусмотренных в рамках подпрограммы мер государственного регулирования.

Реализация подпрограммы рассчитана на период с 2012 по 2020 годы. Выделение этапов реализации подпрограммы не предусматривается, что обеспечит непрерывность решения задач и достижения целей подпрограммы.

Значения показателей, характеризующих достижение цели и решение задач подпрограммы по годам ее реализации, представлены в приложении N 1 к Государственной программе.