Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

Общая характеристика сферы реализации Программы, в том числе формулировки основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития

Характеристика итогов реализации государственной политики в сфере здравоохранения, выявление потенциала развития сферы здравоохранения и существующих ограничений в сфере реализации Программы

С 1990 по 2011 годы в Российской Федерации существенно возросло число случаев заболеваний, приводящих к смерти. Число случаев заболеваний системы кровообращения возросло в 2 раза, случаев заболеваний злокачественными новообразованиями - на 60,0%. Число болезней костно-мышечной системы и соединительной ткани, приводящих к инвалидности, возросло в 2 раза. В структуре заболеваемости преобладают болезни органов дыхания (24,3%) и болезни системы кровообращения (14,2%).

Здоровье граждан, как социально-экономическая категория, является неотъемлемым фактором трудового потенциала общества и представляет собой основной элемент национального богатства страны. Ценность здоровья, как важнейшего ресурса, необходимого для производства материальных и культурных благ, определяется современными тенденциями снижения воспроизводства населения, процессом его старения и, таким образом, уменьшением численности населения.

Основной целевой установкой Программы является создание необходимых условий для сохранения здоровья населения страны. Достижение указанной цели требует обеспечения доступности профилактики, диагностики и лечения заболеваний с использованием современных медицинских изделий, а также качественной и эффективной лекарственной терапии.

Таким образом, создание условий для повышения качества и доступности медицинской помощи гражданам Российской Федерации с учетом демографической ситуации является приоритетным направлением государственной политики в сфере здравоохранения.

В посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации в 2005 - 2006 годах были обозначены пути улучшения ситуации в сфере здравоохранения:

- возрождение системы профилактики заболеваний;

- формирование культуры здорового образа жизни;

- создание условий, благоприятствующих рождению и воспитанию детей;

- укрепление системы первичной медико-санитарной помощи;

- обеспечение доступности и высокого качества медицинской помощи, в том числе медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения;

- повышение доступности высокотехнологичных медицинских услуг.

В последние годы значительные инвестиции государства направлены на решение указанных проблем. Инициированы и реализуются крупномасштабные проекты:

- приоритетный национальный проект "Здоровье";

- федеральная целевая программа "Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями (2007 - 2012 годы)";

- региональные программы модернизации здравоохранения.

Итоги реализации указанных государственных инициатив к 2012 году (к началу реализации Программы) характеризуются следующими показателями:

- перелом в тенденции снижения численности населения - в 2011 году был обеспечен прирост численности населения на 190,9 тыс. человек (в период 2000 - 2005 годов численность населения уменьшалась в среднем за год на 600 - 700 тыс. человек);

- увеличение рождаемости - в 2011 году родилось 1 796,6 тыс. детей, что на 0,4% больше, чем в 2010 году;

- снижение показателей смертности - общий показатель смертности, то есть число умерших от всех причин на 1000 человек, в 2011 году составил 13,5 (в 2010 г. - 14,2), что отражает положительную динамику;

- снижение показателей младенческой смертности - младенческая смертность на 1000 родившихся живыми в 2011 году снизилась на 2,3% по сравнению с 2010 годом и составила 7,4 на 1000 родившихся живыми;

- повышение эффективности скорой медицинской помощи - по сравнению с 2006 годом количество смертей в машинах скорой помощи сократилось практически в 10 раз;

- увеличение ожидаемой продолжительность жизни - в период 2006 - 2011 годов ожидаемая продолжительность жизни увеличилась на 5,0 лет с 65,3 лет в 2005 году 70,3 лет в 2011 году.

В области правового регулирования сферы охраны здоровья проведен целый ряд структурных реформ. За период 2006 - 2011 годов приняты принципиальные решения и нормативные документы, основными из которых, с точки зрения влияния на состояние и развитие здравоохранения, являются:

- Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации";

- Федеральный закон от 22 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации";

- Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. N 51-ФЗ "О присоединении Российской Федерации к Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака";

- Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. N 1351;

- Концепция реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года, одобренная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. N 2128-р;

- Концепция осуществления государственной политики противодействия потреблению табака на 2010 - 2015 годы, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. N 1563-р;

- Основы государственной политики Российской Федерации в области здорового питания населения на период до 2020 года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2010 г. N 1873-р;

- План мероприятий по реализации Основ государственной политики Российской Федерации в области здорового питания населения на период до 2020 года, утвержденные распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2012 г. N 1134-р;

- Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 9 июня 2010 г. N 690;

- Федеральный закон от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности";

- Федеральный закон от 12 апреля 2010 г. N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств";

- Федеральный закон от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений".

Таким образом, к настоящему моменту удалось добиться ряда значительных сдвигов как в структуре организации медицинской помощи, так и в результативности функционирования системы здравоохранения. Во многом преодолены негативные тенденции в состоянии системы диагностики и лечения основных социально значимых заболеваний. Произошли значительные положительные изменения в демографической ситуации, обусловленной последствиями 90-х годов. Заложены основы дальнейшего улучшения показателей здоровья населения, их постепенного приближения к европейскому уровню.