Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

IX. Анализ рисков реализации подпрограммы и описание мер управления рисками реализации подпрограммы

IX. Анализ рисков реализации подпрограммы и описание мер управления рисками реализации подпрограммы.

Существует множество методов оценки инвестиционного климата. В основе всех методов лежит разделение категории инвестиционного климата на три подсистемы: инвестиционный потенциал, инвестиционную активность, а также инвестиционный риск. Инвестиционный риск представляет собой совокупность финансовых, экономических, политических, социальных, инфраструктурных и других факторов риска инвестирования. Реализация подпрограммы подвержена влиянию следующих групп рисков и негативных факторов.

К внешнему риску можно отнести высокую зависимость показателей социально-экономического развития Российской Федерации от мировых цен на энергоносители и другие сырьевые товары, динамика которых подвержена влиянию не только фундаментальных, но и спекулятивных факторов и не может быть точно спрогнозирована.

Это обстоятельство снижает точность прогнозов социально-экономического развития инвестиционной привлекательности. Резкое ухудшение ценовой ситуации на сырьевых рынках может поставить под угрозу достижение целей подпрограммы и возможности бюджетного финансирования отдельных ее мероприятий. Данный риск является существенным и может повлиять на сроки достижения целевых индикаторов подпрограммы, объем и сроки реализации основных мероприятий. Минимизация влияния данного риска возможна на основе:

обеспечения приоритетной реализации направлений подпрограммы, связанных со стимулированием диверсификации российской экономики, модернизации традиционных секторов экономики и развития новых;

совершенствования методов прогнозирования социально-экономического развития, повышения надежности и оперативности предоставления статистических данных для формирования краткосрочных и среднесрочных прогнозов социально-экономического развития;

внедрения механизмов мониторинга и корректировки планов реализации подпрограммы с учетом параметров краткосрочного прогноза социально-экономического развития в целях принятия мер, упреждающих возникновение кризисных явлений в экономике и социальной сфере.

К внутренним рискам реализации подпрограммы можно отнести следующие.

Организационно-финансовые риски, которые предполагают возможное прекращение инвестором исполнения обязательств по реализации проекта, недофинансирование мероприятий по реализации инвестиционных проектов государственно-частного партнерства, а также существенное снижение объемов или полное прекращение предоставления государственных гарантий.

В целях минимизации указанных рисков постановлением Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2008 г. N 815 установлена обязанность высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации по возврату субсидий в случае прекращения реализации проекта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением участниками проекта своих обязательств по инвестиционному соглашению (в отношении проектов, имеющих региональное или межрегиональное значение).

Инфраструктурные риски, которые связаны с возможным недофинансированием объектов инфраструктуры, необходимой для реализации инвестиционных проектов.

Минимизация инфраструктурных рисков осуществляется с помощью механизмов реализации Инвестиционного фонда Российской Федерации.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2010 г. N 880 "О порядке распределения и предоставления за счет бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий на реализацию проектов, имеющих региональное и межрегиональное значение" предоставление бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации субъектам Российской Федерации в виде субсидий осуществляется, в первую очередь, в целях создания транспортной, энергетической и инженерной инфраструктуры.

Межрегиональный дисбаланс уровня инвестиционного развития субъектов Российской Федерации, входящих в состав СКФО.

Высокий уровень межрегиональной конкуренции и межрегиональных различий в развитии инфраструктуры, кадрового потенциала, качества государственных институтов может снизить общий эффект от предпринимаемых мер по стимулированию инвестиций, повышению качества государственного управления.

Существующие различия обуславливают разный уровень финансовых возможностей субъектов Российской Федерации по поддержке реализации мероприятий Программы, а также качества государственных институтов в субъектах Российской Федерации. Данный фактор риска усугубляется проблемами, связанными с недостаточным уровнем межведомственной и межуровневой координации органов государственной власти, органов местного самоуправления и принципалов. Поддержка отдельных приоритетных проектов в отдельных секторах экономики и в отдельных территориях в рамках настоящей Программы может привести к дальнейшему росту межрегиональных различий в состоянии инвестиционного климата. Минимизация данного риска возможна путем обеспечения активного участия субъектов Российской Федерации в реализации настоящей подпрограммы, разработка и реализация аналогичных программ на уровне субъектов Российской Федерации.

Недостаточная активность органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления в принятии управленческих решений в сфере инвестиционной привлекательности, высокий уровень коррупции.

Минимизации данного риска возможна с помощью эффективной работы федеральных органов исполнительной власти, осуществления регулярного мониторинга, а также финансового контроля в процессе реализации подпрограммы.

Возможные риски террористического характера связаны с неблагоприятной социально-экономической обстановкой в округе, что снижает уровень инвестиционной привлекательности региона среди инвесторов.

Комплексное решение социально-экономических проблем округа, создание новых рабочих мест, улучшение качества жизни населения будут способствовать снижению экстремизма и терроризма в регионе.

Минимизация данного риска возможна за счет организационной работы по обеспечению комплексной безопасности в регионе, эффективной работы правоохранительных органов, работы по информированию общественности в целях предотвращения совершения преступлений, использования мирового опыта стран, осуществляющих активное инвестиционное развитие и эффективно снижающих уровень данного риска.