Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

II. Приоритеты государственной политики в сфере реализации подпрограммы, цели, задачи и показатели (индикаторы) достижения цели и решения задач, описание основных ожидаемых конечных результатов подпрограммы, сроков и контрольных этапов ее реализации

II. Приоритеты государственной политики в сфере реализации подпрограммы, цели, задачи и показатели (индикаторы) достижения цели и решения задач, описание основных ожидаемых конечных результатов подпрограммы, сроков и контрольных этапов ее реализации.

Подпрограмма разработана с учетом и во исполнение положений Стратегии социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2010 г. N 1485-р), Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р), Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 г. (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. N 1351), а также согласно нормативным правовым документам, регламентирующим социально-экономическое развитие на долгосрочный период субъектов Российской Федерации, входящих в СКФО, Краснодарского края и Республики Адыгея.

Приоритетами государственной политики в сфере реализации подпрограммы являются:

обеспечение условий для опережающего развития реального сектора экономики в субъектах Российской Федерации, входящих в состав СКФО;

создание новых рабочих мест в субъектах Российской Федерации, входящих в состав СКФО;

повышение уровня жизни населения в субъектах Российской Федерации, входящих в состав СКФО <1>.

--------------------------------

<1> Стратегия социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года, 2010 г.

При этом в рамках Стратегии социально-экономического развития СКФО до 2025 года запланирован переход субъектов Российской Федерации, входящих в СКФО, от политики стабилизации к политике форсированного роста, в рамках которой ключевыми направлениями государственной поддержки станут инвестиции в развитие экономики для постепенного обеспечения самостоятельного существования входящих в СКФО субъектов Российской Федерации, а также содействие их интеграции в национальную и мировую экономику.

При этом среди приоритетных направлений развития можно выделить:

создание основ современной индустрии туристско-рекреационных услуг и повышение ее конкурентоспособности на международном рынке;

создание перспективных центров опережающего экономического роста, к которым относятся: туристско-рекреационные кластеры на территориях с уникальными природными ресурсами и природными ландшафтами, а также богатым историко-культурным наследием, в частности, в приморских и горных регионах, обладающих высоким природно-рекреационным потенциалом (Республика Дагестан, Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Северная Осетия - Алания, Республика Ингушетия);

развитие лечебно-оздоровительного и горнолыжного туризма как ключевых направлений туристической отрасли СКФО, стимулирующих развитие культурно-познавательного, делового, экологического, спортивного, этнического и других видов туризма;

реализацию потенциала экспорта транспортных и туристических услуг Российской Федерации.

Цель подпрограммы - создание условий для развития экономики и повышения благосостояния населения Северо-Кавказского федерального округа, Краснодарского края и Республики Адыгея.

Основными задачами подпрограммы являются:

создание условий для привлечения инвестиций для создания конкурентоспособных всесезонных горноклиматических и прибрежных туристско-рекреационных комплексов туристического кластера в Северо-Кавказском федеральном округе, Краснодарском крае и Республике Адыгея;

создание кластера конкурентоспособных курортов, обеспеченных развитой туристической, инженерно-технической инфраструктурой;

увеличение среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников, занятых на территории туристического кластера;

создание новых рабочих мест;

продвижение туристских продуктов на внутреннем и внешнем рынках туристских услуг;

увеличение туристского потока на курорты туристического кластера.

Туристический кластер создается на следующих территориях:

в Республике Северная Осетия - Алания на территории Алагирского и Ирафского районов - курорт "Мамисон", основное мероприятие "Мамисон";

в Карачаево-Черкесской Республике на территориях Зеленчукского и Урупского районов - курорт "Архыз", основное мероприятие "Архыз";

в Кабардино-Балкарской Республике на территориях Черекского, Чегемского, Эльбрусского и Зольского районов - курорт "Эльбрус-Безенги", основное мероприятие "Эльбрус-Безенги";

в Республике Ингушетия на территории Джейрахского и Сунженского районов - курорты "Армхи" и "Цори", основное мероприятие "Армхи" и "Цори";

в Республике Адыгея на территории Майкопского района и в Краснодарском крае на территории Апшеронского района - курорт "Лагонаки", основное мероприятие "Лагонаки";

в Республике Дагестан на территории Хунзахского района - курорт "Матлас", основное мероприятие "Матлас"; на территории Дербентского, Карабудахкентского, Каякентского и Магарамкентского районов - кластер прибрежных курортов на Каспийском море, основное мероприятие "Прибрежные курорты".

Подпрограмма включает в себя комплексное развитие туристической, транспортной и инженерной инфраструктуры: строительство отелей, коттеджей, апартаментов, ресторанов, торгово-развлекательных центров, канатных дорог, горнолыжных спусков, обустройство пляжей на Каспийском море, модернизацию и строительство автомобильных и железных дорог, аэропортов, линий связи, водо- и газопроводных сетей, объектов генерации и распределения электроэнергии.

Создание туристического кластера будет во многом способствовать развитию смежных отраслей промышленности и сельского хозяйства, что окажет благоприятное воздействие на экономику региона и будет способствовать созданию большого количества новых рабочих мест. Также создаются предпосылки для развития среднего и малого бизнеса в области курортно-рекреационных услуг с опорой на местную экономику.

Целевыми индикаторами подпрограммы являются:

количество введенных в эксплуатацию мест/коек в коллективных средствах размещения на территории курортов туристического кластера;

площадь введенных в эксплуатацию горнолыжных склонов на территории курортов туристического кластера;

пропускная способность введенных в эксплуатацию подъемников на территории курортов туристического кластера;

объем инвестиций, включая капитальные вложения, осуществленных резидентами ОЭЗ на территориях ОЭЗ, входящих в туристический кластер;

объем средств, направленных на создание объектов инженерной, транспортной, социальной, инновационной и иных инфраструктур ОЭЗ, входящих в туристический кластер (ОАО "Курорты Северного Кавказа", федеральный бюджет, бюджет субъектов Российской Федерации, местный бюджет);

количество рабочих мест, созданных резидентами ОЭЗ, входящих в туристический кластер, на его территории, накопленным итогом;

среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников, занятых на территории курортов туристического кластера;

количество ночевок в коллективных средствах размещения на территории курортов туристического кластера;

объем налогов, уплаченных резидентами ОЭЗ, входящих в туристический кластер, в бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, в т.ч. в региональные бюджеты;

объем выручки от продажи продукции, товаров, услуг за вычетом налога на добавленную стоимость, акцизов и (или) сумма доходов, полученных резидентами ОЭЗ, входящих в туристический кластер в соответствии с соглашением об осуществлении деятельности.

В качестве целевых индикаторов подпрограммы выбраны индикаторы, непосредственно связанные с созданием и развитием курортов туристического кластера, а также с ожидаемым социально-экономическим эффектом от развития туризма в регионе. Возможные показатели, отражающие строительство объектов внешней инфраструктуры (например, длина построенных автомобильных дорог, количество подстанций и т.д.), не были включены в состав целевых показателей подпрограммы, так как являются второстепенными, обеспечивающими достижение основных показателей.

Детальная информация об ожидаемых конечных результатах реализации подпрограммы за период с 2013 года по 2025 год приведена в приложениях к текстовой части 1 и . Методика оценки эффективности реализации подпрограммы приведена в разделе 9.

Социально-экономический эффект от реализации подпрограммы оценивается на основании пяти ожидаемых конечных результатов:

совокупная чистая приведенная стоимость <1> основных мероприятий подпрограммы (ожидается, что совокупная чистая приведенная стоимость основных мероприятий подпрограммы по созданию курортов будет положительной и составит 146 223 254,9 тыс. рублей);

--------------------------------

<1> Чистая приведенная стоимость - сумма всех текущих и будущих поступлений и расходов по инвестиционному проекту, приведенная к текущему моменту времени. Используется при анализе эффективности инвестиционных проектов и показывает величину денежных средств, которую инвестор ожидает получить от проекта, после того как денежные поступления от него окупят его первоначальные инвестиционные затраты и периодические расходы, связанные с осуществлением проекта.

период окупаемости <1> основных мероприятий подпрограммы (период окупаемости основных мероприятий подпрограммы по созданию курортов оценивается в 18,8 года);

--------------------------------

<1> Период окупаемости - период времени, необходимый для того, чтобы доходы, генерируемые инвестиционным проектом, покрыли первоначальные затраты на инвестиционный проект.

вклад предприятий туристического кластера в ВРП субъектов Российской Федерации, входящих в состав СКФО, на территории которых расположены курорты туристического кластера, Краснодарского края и Республики Адыгея (ожидается, что совокупный вклад в ВРП субъектов Российской Федерации, входящих в состав СКФО, на территории которых будет реализована подпрограмма, Краснодарского края и Республики Адыгея за период 2013 - 2025 годов составит 668 284 379,9 тыс. рублей, достигнув 124 379 076 тыс. рублей к 2025 году);

объем налоговых поступлений от туристического кластера в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации, входящих в состав СКФО, на территории которых расположены курорты туристического кластера, Краснодарского края и Республики Адыгея (ожидается, что совокупный объем налоговых поступлений от курортов туристического кластера за время реализации подпрограммы составит за период с 2013 по 2025 год 550 056 608,8 тыс. рублей, из них в региональные бюджеты - 275 108 544,1 тыс. рублей);

количество созданных рабочих мест в субъектах СКФО, на территории которых расположены курорты туристического кластера, Краснодарского края и Республики Адыгея (ожидается, что в результате реализации подпрограммы к 2025 году будет создано 187 588 новых рабочих мест, из них в туристической отрасли 75 954 новых рабочих мест, в смежных с туризмом отраслях - 111 634 новых рабочих мест).

Подпрограмму предусматривается реализовать в 2013 - 2025 годах в два этапа:

I этап (ввод в эксплуатацию первых очередей курортов "Мамисон", "Архыз", "Матлас", проведение проектно-изыскательских работ для строительства первых очередей всех курортов): 2013 - 2015 годы - уточнение границ особых экономических зон для курортов туристического кластера, выполнение предпроектных и проектно-изыскательских работ для строительства первых очередей всех курортов туристического кластера и части внешней инженерной и транспортной инфраструктуры, строительство и ввод в эксплуатацию первых очередей курортов "Мамисон", "Архыз" и "Матлас", строительство и модернизация пяти объектов инженерной и транспортной инфраструктуры, осуществление мероприятий по продвижению курортов и повышению инвестиционной привлекательности курортов туристического кластера.

Основным итогом первого этапа станет утверждение границ ОЭЗ для курортов туристического кластера, ввод в эксплуатацию первых очередей курортов и части внешней инфраструктуры, реализация мер по созданию благоприятных условий для привлечения инвестиций в туристический кластер.

Строительство курортов туристического кластера начинается со строительства первых очередей курортов "Мамисон", "Архыз" и "Матлас", так как для остальных курортов туристического кластера необходимо решение земельно-имущественных отношений, уточнение границ ОЭЗ, проведение метеонаблюдений и предварительных проектно-изыскательских работ, разработка концепций курортов.

II этап (ввод в эксплуатацию последующих очередей курортов "Мамисон", "Архыз" и "Матлас" и курортов "Эльбрус-Безенги", "Лагонаки", "Армхи" и "Цори", прибрежных курортов): 2016 - 2025 годы - эксплуатация первых очередей курортов "Мамисон", "Архыз" и "Матлас", проведение предпроектных и проектно-изыскательских работ для строительства последующих очередей всех курортов, строительство и ввод в эксплуатацию остальных очередей курортов "Мамисон", "Архыз" и "Матлас", строительство и ввод в эксплуатацию всех очередей курортов "Эльбрус-Безенги", "Лагонаки", "Армхи и Цори" и прибрежных курортов, выполнение предпроектных и проектно-изыскательских работ по остальным объектам внешней инженерной и транспортной инфраструктуры, завершение строительства и модернизации внешней инженерной и транспортной инфраструктуры.

Основными итогами второго этапа станет завершение строительства курортов и необходимой внешней инфраструктуры, выход курортов на проектную мощность, привлечение значительных объемов инвестиций в курорты туристического кластера, создание новых рабочих мест в туризме и смежных отраслях, увеличение туристического потока на курортах туристического кластера, рост ВРП и налоговых поступлений за счет развития туризма и смежных отраслей.