Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

3. Основные проблемы и тенденции социально-экономического развития Чеченской Республики

3. Основные проблемы и тенденции социально-экономического развития Чеченской Республики.

К началу 2012 года основные макроэкономические показатели Чеченской Республики характеризуются стабильным ростом.

Объем ВРП вырос в 2011 году относительно уровня 2007 года на 74,8 процента и составил 83,9 млрд. руб., объем промышленного производства за аналогичный период снизился на 35,6 процента, объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами в действующих ценах вырос на 60,7 процента, объем продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий республики увеличился на 1,9 процента.

Вместе с тем, несмотря на эффективность принимаемых мер государственной поддержки и рост собственных доходов, уровень дотационности республики остается самым высоким в Российской Федерации и составляет 86,9 процента.

В связи с завершением в 2012 году федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Чеченской Республики на 2008 - 2012 годы" <1> на первый план выходят существующие ограничения и проблемы по достижению республикой среднероссийского уровня по всем отраслям экономики и социального развития.

--------------------------------

<1> Постановление Правительства Российской Федерации от 15 июля 2008 г. N 537.

Одним из критериев оценки качества жизни, здоровья населения и качества медицинской помощи является уровень детской (прежде всего младенческой) смертности. На высокий процент детской смертности также влияют неблагоприятные социально-экономические факторы, острый дефицит педиатрических кадров, недостаточный уровень оказания медицинской помощи на догоспитальном этапе.

В Чеченской Республике наблюдается один из самых высоких в Российской Федерации уровень смертности детей до 1 года - 17,7 на 1000 детей родившихся живыми, что по итогам 2011 года более чем в 2 раза выше среднероссийского показателя.

Чеченская Республика традиционно относится к числу регионов, характеризующихся высоким уровнем безработицы и низким уровнем жизни населения. В 2011 году уровень общей безработицы (36,7 процента) почти в 6 раз превышает среднероссийский показатель.

Основной социальной проблемой Чеченской Республики продолжает оставаться низкий уровень обеспеченности населения жильем: один из самых низких по Российской Федерации - 13,8 кв. м на человека, или 60 процентов от среднероссийского показателя.

К 2017 году с учетом естественного прироста населения (20 - 30 тыс. человек в год), а также миграционного притока вынужденных переселенцев и квалифицированных кадров для работы в различных отраслях экономики более 250 тыс. человек окажутся не обеспеченными жильем.

Сложная ситуация наблюдается и в сфере образования.

Удельный вес учащихся, обучающихся в первую смену в Чеченской Республике, значительно ниже аналогичного показателя не только по Российской Федерации (87,45 процента), но и по Северо-Кавказскому федеральному округу (72,44 процента) и составляет 60,8 процента. Дефицит мест в общеобразовательных учреждениях превышает 87 тыс. единиц и будет увеличиваться в связи с возвращением вынужденных переселенцев и демографического роста в регионе.

Уже сегодня во многих населенных пунктах Урус-Мартановского, Грозненского, Шалинского, Сунженского, Курчалоевского и Гудермесского муниципальных районов на 1 ученическое место приходится более двух учащихся, близка к критической ситуация в г. Аргуне и Шелковском, Надтеречном и Ачхой-Мартановском районах.

Существенное влияние на сохранение высокого уровня безработицы в республике оказывает низкая обеспеченность детскими дошкольными учреждениями, что ограничивает участие женского населения в трудовой деятельности республики.

По состоянию на 1 января 2012 г. число детей дошкольного возраста, проживающих в республике, составляет 249 559, из них лишь 23 227 детей (или 9,6 процента) имеют возможность пользоваться услугами дошкольного образования, что более чем в пять раз меньше среднероссийского уровня по охвату детей дошкольным образованием.

В среднесрочной перспективе при сохранении существующих темпов роста населения республики будет отмечаться нехватка медицинских учреждений.

Значительно изменилась структура промышленного производства.

Если в 2007 году в общем объеме преобладала доля добычи полезных ископаемых в основном за счет топливно-энергетических полезных ископаемых (нефть, попутный газ), то к концу 2011 года, благодаря крупномасштабным мероприятиям, проводимым в республике, существенно возросла доля обрабатывающих производств.

Вместе с тем ряд ключевых проблем, стоящих перед промышленностью республики, не позволяет в полной мере использовать имеющийся потенциал для дальнейшего развития отрасли. В числе этих проблем следующие:

отсутствие средств на модернизацию и реконструкцию воссозданных по старым технологическим схемам предприятий;

сложная система доступа к кредитным ресурсам;

отсутствие местных предприятий по производству товаров повседневного спроса;

утрата конкурентоспособности предприятий;

недостаток квалифицированных инженерных и рабочих кадров, необходимых для развития традиционных для республики отраслей промышленности.

Чеченская Республика является энергодефицитным регионом.

Существовавшие собственные генерирующие мощности (ТЭЦ-1, ТЭЦ-2, ТЭЦ-3, ТЭЦ-4) не восстановлены, в связи с чем энергетика Чеченской Республики находится в полной зависимости от внешних поставок, при этом из-за морального и физического износа подстанций и линий электропередач (80 процентов) до 40 процентов электроэнергии теряется при поставках, что приводит к значительным перегрузкам в электросетях.

В условиях непрерывно нарастающего дефицита электроэнергии, постоянного роста стоимости всех видов энергии исключительно актуальным становится создание и развитие в Чеченской Республике собственных генерирующих мощностей, за счет строительства малых ГЭС и развития альтернативной энергетики.

Не меньше проблем в инвестиционной деятельности, малом и среднем бизнесе.

В республике создана необходимая нормативная правовая база, регулирующая инвестиционную деятельность и функции малого и среднего бизнеса. Однако в рейтинге инвестиционной привлекательности республика занимает одно из последних мест, что связывается с общей ситуацией в Северо-Кавказском федеральном округе, недостаточной развитостью инженерной и социальной инфраструктуры, наличием административных барьеров, дефицитом квалифицированных кадров.

По причине отсутствия достаточных средств для обеспечения исполнения обязательств перед кредитными учреждениями предприниматели республики лишены возможности полноценно участвовать в программах государственных гарантий Российской Федерации. В этой связи с 2009 года остаются неиспользованными госгарантии Российской Федерации по инвестиционным проектам на территории Чеченской Республики, предусмотренные в федеральном бюджете.

Аналогичная ситуация и с участием в программе госгарантий на реализацию инвестиционных проектов на территории Северо-Кавказского федерального округа.

Действующие механизмы господдержки не срабатывают из-за многочисленных внутриведомственных и межведомственных барьеров, а принципалы не имеют достаточных активов, чтобы отвечать по своим обязательствам, как того требуют условия привлечения заемных средств.

Экономический рост, реализация инвестиционных проектов, строительство объектов образования и здравоохранения, жилья требуют соответствующего развития инфраструктуры коммунального хозяйства.

В сложившихся условиях роль федерального центра для обеспечения устойчивого развития Чеченской Республики является ключевой.

Основным прогнозируемым результатом в сфере обеспечения качества жизни населения республики и ее сбалансированного развития станет повышение качества и доступности услуг образования, здравоохранения и систем жизнеобеспечения и, как следствие, удовлетворенность населения деятельностью органов исполнительной власти и снижение социальной напряженности в регионе.

Реализация мероприятий по диверсификации и модернизации экономики, стимулированию инвестиционной и инновационной деятельности позволит перейти от фазы восстановления экономики Чеченской Республики к фазе ее устойчивого развития.