<Письмо> Минприроды России от 26.01.2012 N 12-47/896 "О рассмотрении обращения по вопросу платы за негативное воздействие на окружающею среду"

МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 26 января 2012 г. N 12-47/896

О РАССМОТРЕНИИ ОБРАЩЕНИЯ

ПО ВОПРОСУ ПЛАТЫ ЗА НЕГАТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ

НА ОКРУЖАЮЩЕЮ СРЕДУ

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации рассмотрело обращение по вопросу платы за негативное воздействие на окружающую среду и сообщает.

В соответствии с определением Конституционного Суда Российской Федерации от 10 декабря 2002 года N 284-О платежи за негативное воздействие на окружающую среду взимаются с хозяйствующего субъекта во исполнение им финансово-правовых обязательств (обязанностей), возникающих из осуществления такой деятельности, которая оказывает негативное (вредное) воздействие на окружающую среду, и представляет собой форму возмещения экономического ущерба от такого воздействия, производимого в пределах установленных нормативов, под контролем государства. По сути, платежи за негативное воздействие на окружающую носят компенсационный характер и должны устанавливаться на основе принципа эквивалентности, исходя из вида и объема негативного воздействия на окружающую среду (в пределах допустимых нормативов), право на осуществление которого получает субъект платежа.

Таким образом, плата, внесение которой является необходимым условием получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права осуществлять хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, определяется в качестве индивидуально-возмездного платежа на основе дифференцированных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, с тем чтобы обеспечивалось возмещение ущерба и затрат на ее охрану и восстановление.

В соответствии с нормативно-правовым комплексом, содержащимся в указанных положениях федерального законодательства в их взаимосвязи, платежи за негативное воздействие на окружающую среду, как необходимое условие получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права осуществлять хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, являются обязательными публично-правовыми платежами (в рамках финансово-правовых отношений) за осуществление государством мероприятий по охране окружающей среды и ее восстановлению от последствий хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное на нее влияние в пределах установленных государством нормативов такого допустимого воздействия. Они носят индивидуально-возмездный и компенсационный характер и являются по своей правовой природе не налогом, а фискальным сбором. Общие принципы обложения таким сбором, ряд существенных его признаков, а именно плательщики, объект налогообложения - виды вредного (негативного) воздействия на окружающую природную среду, а также в общей форме налоговая база - нормативно допустимые выбросы и сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и т.д., а также перечень нормативов допустимого негативного воздействия на окружающую среду и их существенные характеристики определены непосредственно федеральным законом. Что же касается порядка определения платы и ее предельных размеров, то федеральный законодатель предоставил право его установления Правительству Российской Федерации.

Необходимо разделять содержание понятия "размещение отходов как вид негативного воздействия на окружающую среду" (статьи 1, 16 Федерального закона от 10 января 2010 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) и понятия "размещение (хранение и захоронение) отходов как вид производственно-хозяйственной деятельности" (статья 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления").

В первом случае размещение отходов является следствием производственно-хозяйственной и иной деятельности, аналогичным выбросу и сбросу загрязняющих веществ, соответственно, в атмосферный воздух и водные объекты, и плата взимается на основании статьи 16 Федерального закона об охране окружающей среды как за вид негативного воздействия.

Во втором случае размещение отходов служит предметом такой деятельности, которая включает хранение и захоронение отходов и осуществление которой требует определенных эксплуатационных затрат, связанных с деятельностью по обращению с отходами. Указанные затраты выступают в форме оплаты услуг тарифов специализированных организаций, которые осуществляют деятельность по обращению с отходами, в том числе обеспечивают их хранение и захоронение в объектах размещения отходов.

Кроме того, Закон об охране окружающей среды предусматривает взимание платы за негативное воздействие на окружающую среду и устанавливает основные существенные признаки этой платы: объект обложения - виды негативного воздействия на окружающую среду, в том числе размещение отходов производства и потребления (статья 16); субъекты - юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (пункт 4 статьи 15); в общей форме облагаемая база - выбросы и сбросы загрязняющих веществ, и иные виды негативного воздействия на окружающую среду в пределах нормативов, устанавливаемых в целях ее охраны (статьи 22 - 28).

Директор

Департамента государственной

политики и peгулирования

в сфере охраны окружающей среды

и экологической безопасности

С.В.ЮРМАНОВА