Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

Категория 7. Навигация и авиационная электроника

│ Категория 7. Навигация и авиационная │

│ электроника │

│ │

7.1. │Системы, оборудование и компоненты │

│ │

│ Примечание. Для автопилотов │

│подводных аппаратов смотрите категорию │

│8, для РЛС смотрите категорию 6. │

│ │

7.1.1. │Акселерометры, предназначенные для │901420900;

│использования в инерциальных системах │903289

│навигации или наведения и имеющие любую │

│из следующих характеристик, и │

│специально разработанные для них │

│компоненты: │

│а) стабильность смещения менее (лучше) │

│130 микро g относительно фиксированной │

│калиброванной величины на протяжении │

│периода в 1 год; │

│б) стабильность масштабного │

│коэффициента менее (лучше) 130 долей на │

│миллион относительно фиксированной │

│калиброванной величины на протяжении │

│периода в 1 год; или │

│в) специфицируемые для функционирования │

│при уровнях линейных ускорений, │

│превышающих 100 g │

│ │

7.1.2. │Гироскопы, имеющие любую из следующих │901420130;

│характеристик, и специально │903289

│разработанные для них компоненты: │

│а) стабильность скорости дрейфа, │

│измеренную в условиях воздействия 1 g │

│на протяжении периода в 3 месяца │

│относительно фиксированной │

│калиброванной величины: │

│1) менее (лучше) 0,1 град. в час, когда │

│паспортные (номинальные) данные │

│приведены для функционирования при │

│уровнях линейных ускорений ниже 10 g; │

│или │

│2) менее (лучше) 0,5 град. в час, когда │

│приведены паспортные (номинальные) │

│данные для функционирования при уровнях │

│линейных ускорений от 10 до 100 g │

│включительно; или │

│б) специфицируемые для функционирования │

│при линейных ускорениях с уровнем, │

│превышающем 100 g │

│ │

7.1.3. │Инерциальные навигационные системы │ 901410900;

│(платформенные карданные и │ 901420900

│бесплатформенные бескарданные) и │

│инерциальное оборудование, │

│разработанное для летательных │

│аппаратов, наземных средств │

│передвижения или космических аппаратов │

│для определения местоположения, │

│наведения или управления, имеющие любую │

│из следующих характеристик, и │

│специально разработанные для них │

│компоненты: │

│а) навигационную ошибку (чисто │

│инерциальную) после нормальной выставки │

│от 0,8 морской мили в час │

│(50-процентная круговая вероятная │

│ошибка -КВО) или менее (лучше); или │

│б) специфицируемые для функционирования │

│при уровнях линейных ускорений свыше │

│10 g │

│ Примечания. 1. Параметры, указанные │

│в подпункте "а" пункта 7.1.3, применимы │

│для любого из следующих условий среды: │

│а) входная случайная вибрация на │

│предельном уровне величиной корень │

│квадратный из 7,7 g в первые полчаса и │

│общие испытания в течение полутора │

│часов вдоль каждой из осей по трем │

│перпендикулярным направлениям, когда │

│может иметь место следующая случайная │

│вибрация: │

│1) постоянная спектральная плотность │

│мощности от 0,04 g2/Гц в частотном │

│интервале от 15 до 1000 Гц; и │

│2) спектральная плотность мощности │

│спадает в зависимости от частоты от │

│0,04 g2/Гц до 0,01 g2/Гц в частотном │

│интервале от 1000 до 2000 Гц; или │

│б) вращение и рыскание равны или более │

│+2,62 рад/с (150 град./с); или │

│в) условий, указанных в национальных │

│стандартах, положения которых │

│эквивалентны пунктам "а" и "б" │

│настоящего примечания. │

│ 2. По пункту 7.1.3 не │

│контролируются инерциальные │

│навигационные системы, │

│сертифицированные для применения на │

│гражданских летательных аппаратах │

│гражданской администрацией │

│государства - участника соглашений. │

│ │

7.1.4. │Гироастрокомпасы и другие устройства, │901420900;

│которые обеспечивают определение │901480000

│местоположения или ориентацию │

│посредством автоматического слежения │

│небесных тел или спутников с точностью │

│по азимуту, равной или менее (лучше) │

│5 угловых секунд │

│ │

7.1.5. │Приемная аппаратура глобальных │901420900;

│навигационных спутниковых систем (GPS │901480000

│или ГЛОНАСС), имеющая одну из следующих │

│характеристик, и специально │

│разработанные для нее компоненты: │

│а) использующая дешифровку; или │

│б) использующая антенны с управляемой │

│диаграммой направленности ("провал" в │

│диаграмме направленности) │

│ │

7.1.6. │Бортовые альтиметры, действующие на │852610900;

│частотах, отличных от 4,2 до 4,4 ГГц │852691900

│включительно, имеющие одну из следующих │

│характеристик: │

│а) управление мощностью; или │

│б) использующие амплитудную модуляцию с │

│переменной фазой │

│ │

7.1.7. │Радиопеленгаторное оборудование, │852691900

│действующее на частотах свыше 30 МГц и │

│имеющее все следующие характеристики, и │

│специально разработанные для него │

│компоненты: │

│а) мгновенное значение ширины полосы │

│пропускания 1 МГц или более; │

│б) параллельную работу на более чем 100 │

│частотных каналах; и │

│в) производительность более 1000 │

│пеленгований в секунду на частотный │

│канал │

│ │

7.2. │Испытательное, контрольное и │

│производственное оборудование │

│ │

7.2.1. │Оборудование для испытаний, калибровки, │903110000;

│выставки, специально разработанное для │903120000;

│оборудования, контролируемого по │903180

│пункту 7.1 │

│ Примечание. По пункту 7.2.1 не │

│контролируется оборудование для │

│испытаний, калибровки, выставки для │

│технического обслуживания по первому и │

│второму уровням. │

│ │

│ Технические примечания. │

│1. Техническое обслуживание по первому │

│уровню │

│ Повреждение инерциального │

│навигационного устройства на │

│летательном аппарате обнаруживается по │

│показаниям управляемого и дисплейного │

│устройства или по сообщению │

│сигнализации от соответствующей │

│подсистемы. Впоследствии вызванное │

│повреждение может быть устранено │

│фирмой-изготовителем путем замены │

│неисправного устройства. Оператор │

│удаляет это устройство и заменяет его │

│запасным. │

│ 2. Техническое обслуживание по │

│второму уровню │

│ Неисправное устройство посылается │

│для ремонта в производственный цех │

│фирмы или оператору, ответственному за │

│техническое обслуживание по второму │

│уровню. В производственном цехе │

│неисправное устройство испытывается │

│различными соответствующими средствами, │

│чтобы проверить и локализовать │

│неисправный модуль устройства, │

│подлежащий замене в цехе. Этот │

│поврежденный модуль устройства │

│удаляется и заменяется действующим │

│запасным. Поврежденный модуль │

│устройства (или по возможности │

│устройство) затем возвращается │

│изготовителю. │

│ │

│ Особое примечание. Техническое │

│обслуживание по второму уровню не │

│включает извлечение подпадающих под │

│контроль акселерометров и │

│гироскопических датчиков из заменяемого │

│в заводских условиях модуля устройства. │

│ │

7.2.2. │Оборудование, специально разработанное │

│для оценки характеристик зеркал │

│кольцевых лазерных гироскопов, такое │

│как: │

│ │

7.2.2.1. │Рефлектометры, имеющие точность │903180

│измерений в 10 миллионных долей или │

│менее (лучше); │

│ │

7.2.2.2. │Профилометры, имеющие точность │903180

│измерений в 0,5 нм (5 ангстрем) или │

│менее (лучше) │

│ │

7.2.3. │Оборудование, специально разработанное │8413;

│для производства оборудования, │842119910;

│контролируемого по пункту 7.1 │842119980;

│ Примечание. Пункт 7.2.3 включает: │903110000;

│а) испытательные установки для │903120000;

│регулирования гироскопов; │903180

│б) установки для динамической │

│балансировки гироскопов; │

│в) установки для испытания гиромотора; │

│г) установки для наполнения и откачки │

│рабочего вещества гироскопа; │

│д) центрифуги для гироподшипников; │

│е) установки для выравнивания осей │

│акселерометра. │

│ │

7.3. │Материалы - нет │

│ │

7.4. │Программное обеспечение │

│ │

7.4.1. │Программное обеспечение, специально │

│созданное или модифицированное для │

│разработки или производства │

│оборудования, контролируемого по пункту │

│7.1 или 7.2 │

│ │

7.4.2. │Текст программы для использования в │

│любом инерциальном навигационном │

│оборудовании или в системах определения │

│курсового направления в воздухе, │

│включая инерциальное оборудование, не │

│контролируемое по пункту 7.1.3 или │

│7.1.4 │

│ Примечание. По пункту 7.4.2 не │

│контролируются тексты программ для │

│использования в платформенных системах │

│определения положения в воздухе. │

│ │

│ Техническое примечание. Система │

│определения положения (курсового │

│направления) летательного аппарата в │

│воздухе, как правило, отличается от │

│инерциальной навигационной системы │

│(ИНС) тем, что система определения │

│углового (курсового) положения │

│летательного аппарата в воздухе │

│обеспечивает информацией о положении │

│самолета в воздухе и направлении и │

│обычно не обеспечивает информацией об │

│ускорении, скорости и положении │

│(координате), снимаемой с ИНС. │

│ │

7.4.3. │Другое программное обеспечение, такое │

│как: │

│ │

7.4.3.1. │Программное обеспечение, специально │

│разработанное или модифицированное для │

│улучшения действующих характеристик или │

│уменьшения навигационной ошибки систем │

│до уровней, указанных в пунктах 7.1.3 и │

│7.1.4; │

│ │

7.4.3.2. │Текст программы для гибридных │

│комплексированных систем, которые │

│улучшают действующие характеристики или │

│уменьшают навигационную ошибку систем │

│до уровней, указанных в пункте 7.1.3, │

│при комплексировании инерциальных │

│данных с любыми из навигационных │

│данных, получаемых от: │

│а) допплеровского определителя │

│скорости; │

│б) глобальной навигационной спутниковой │

│системы (GPS или ГЛОНАСС); или │

│в) базы данных о рельефе местности; │

│ │

7.4.3.3. │Текст программы для комплексированных │

│авиационных или космических систем, │

│которые объединяют данные измерительных │

│датчиков и используют экспертные │

│системы; │

│ │

7.4.3.4. │Текст программы для разработки любого │

│из следующих видов оборудования: │

│ │

7.4.3.4.1. │Цифровых систем управления полетом для │

│общего управления полетом; │

│ │

7.4.3.4.2. │Комплексированных систем управления │

│полетом и двигателей; │

│ │

7.4.3.4.3. │Систем управления по проводам или по │

│сигнальным огням; │

│ │

7.4.3.4.4. │Отказоустойчивых и самоперестраиваемых │

│активных систем управления полетом; │

│ │

7.4.3.4.5. │Бортового автоматического оборудования, │

│управляющего ориентацией; │

│ │

7.4.3.4.6. │Воздушно-информационных систем, │

│основанных на сведениях о поверхностных │

│помехах; или │

│ │

7.4.3.4.7. │Проекционных дисплеев с головками │

│растрового типа или трехмерных дисплеев │

│ │

7.4.3.5. │Программное обеспечение системы │

│автоматизированного проектирования, │

│специально разработанное для создания │

│активных систем управления полетом, │

│систем многокоординатного управления │

│вертолетом по проводам или сигнальным │

│огням или вертолетных систем контроля │

│направления или противовращения с │

│контролируемой циркуляцией, технологии │

│которых контролируются по пунктам │

│7.5.4.2, 7.5.4.3.1 или 7.5.4.3.2 │

│ │

7.5. │Технология │

│ │

7.5.1. │Технологии, в соответствии с общим │

│технологическим примечанием │

│предназначенные для разработки │

│оборудования или программного │

│обеспечения, контролируемых по пунктам │

│7.1, 7.2 или 7.4 │

│ │

7.5.2. │Технологии, в соответствии с общим │

│технологическим примечанием │

│предназначенные для производства │

│оборудования, контролируемого по пункту │

│7.1 или 7.2 │

│ │

7.5.3. │Технологии, в соответствии с общим │

│технологическим примечанием │

│предназначенные для ремонта, │

│капитального ремонта и восстановления │

│оборудования, контролируемого по │

│пунктам 7.1.1 - 7.1.4 │

│ Примечание. По пункту 7.5.3 не │

│контролируются технологии технического │

│обслуживания, непосредственно │

│связанного с калибровкой, демонтажем │

│или заменой неисправных или непригодных │

│к эксплуатации типовых заменяемых │

│элементов и местоположением │

│специализированного ремонта летательных │

│аппаратов гражданского применения, │

│которые указаны в описании технического │

│обслуживания по первому и второму │

│уровням. │

│ │

│ Особое примечание. Для целей пункта │

│7.5.3 см. техническое примечание к │

│пункту 7.2.1. │

│ │

7.5.4. │Другие технологии, такие как: │

│ │

7.5.4.1. │Технология для разработки или │

│производства: │

│ │

7.5.4.1.1. │Бортового автоматически управляемого │

│оборудования, работающего на частотах, │

│превосходящих 5 мГц; │

│ │

7.5.4.1.2. │Воздушно-информационных систем, │

│основанных только на поверхностных │

│статических данных, то есть систем, │

│которые обходятся без стандартных │

│воздушных проб; │

│ │

7.5.4.1.3. │Проекционных дисплеев с головками │

│растрового типа или трехмерных дисплеев │

│для летательных аппаратов; │

│ │

7.5.4.1.4. │Инерциальных навигационных систем или │

│гироастрокомпасов, содержащих в себе │

│акселерометры или гироскопы, │

│контролируемые по пункту 7.1.1 или │

│7.1.2; │

│ │

7.5.4.1.5. │Электрических исполнительных механизмов │

│(то есть электромеханических, │

│электрогидростатических и │

│интегрированных исполнительных блоков), │

│специально разработанных для прямого │

│управления полетом; │

│ │

7.5.4.1.6. │Групп оптических датчиков системы │

│управления полетом, специально │

│разработанных для применения в активных │

│системах управления полетом │

│ │

7.5.4.2. │Технологии разработки активных систем │

│управления полетом (включающих полет с │

│управлением по проводам или сигнальным │

│огням), включая: │

│ │

7.5.4.2.1. │Конфигурацию, разработанную для связи │

│множества микроэлектронных │

│вычислительных элементов (бортовых │

│компьютеров), позволяющую реализовать │

│законы управления в реальном масштабе │

│времени; │

│ │

7.5.4.2.2. │Компенсацию зависимости управления от │

│расположения измерительного датчика или │

│динамических нагрузок каркаса │

│летательного аппарата, например, │

│компенсацию вибрационного фона датчика │

│или вариацию размещения датчиков │

│относительно центра тяжести; │

│ │

7.5.4.2.3. │Электронное управление избыточными │

│данными или системами резервирования │

│для определения ошибки, допустимого │

│отклонения ошибки, локализации ошибки │

│или ее реконфигурации │

│ Примечание. По пункту 7.5.4.2.3 не │

│контролируется технология │

│проектирования физической избыточности. │

│ │

7.5.4.2.4. │Управление летательным аппаратом, │

│которое позволяет автономно изменять │

│структуру сил и моментов в полете в │

│реальном масштабе времени; │

│ │

7.5.4.2.5. │Комплексирование цифровой системы │

│управления полетом, системы навигации и │

│данных системы управления двигателем в │

│цифровую систему общего управления │

│полетом │

│ Примечание. По пункту 7.5.4.2.5 не │

│контролируются: │

│а) технологии проектирования │

│комплексированных цифровых систем │

│управления полетом, навигации и │

│контроля данных двигателя, объединенных │

│в цифровую систему управления полетом │

│для оптимизации траектории полета; │

│б) технологии проектирования │

│авиационных средств навигации, │

│предназначенных исключительно для │

│курсового всенаправленного радиомаяка │

│СВЧ-диапазона, дальномерной аппаратуры, │

│системы "слепой" посадки, системы │

│посадки СВЧ-диапазона или системы │

│захода на посадку. │

│ │

7.5.4.2.6. │Полную государственную систему │

│цифрового управления полетом или │

│многодатчиковую систему организации │

│работы управляющих систем, использующих │

│экспертные системы │

│ Особое примечание. Для технологий │

│полностью автономной электронно- │

│цифровой системы управления двигателями │

│(FADEC) см. пункт 9.5.3.1.9. │

│ │

7.5.4.3. │Технология для разработки следующих │

│вертолетных систем: │

│ │

7.5.4.3.1. │Многокоординатных средств управления по │

│проводам или сигнальным огням, которые │

│объединяют по крайней мере две из │

│следующих функций в один управляющий │

│элемент: │

│а) управление несущим винтом; │

│б) управление вращением; │

│в) управление рысканием; │

│ │

7.5.4.3.2. │Системы управления моментом вращения и │

│скручивающим усилием при вращательном │

│движении; │

│ │

7.5.4.3.3. │Вращающихся лопастей с переменной │

│геометрией аэродинамического профиля │

│для систем с управляемыми лопастями │

│ │