Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

Категория 9. Двигатели

│ Категория 9. Двигатели │

│ │

9.1. │Системы, оборудование и компоненты │

│ │

9.1.1. │Газотурбинные авиационные двигатели, │841111900;

│при производстве которых используется │841181 -

│любая из технологий, контролируемых по │841182

│пункту 9.5.3.1: │

│а) не снабженные сертификатом для │

│определенных гражданских летательных │

│аппаратов, для которых они │

│предназначены; │

│ Примечание. В целях осуществления │

│сертификации на отнесение летательных │

│аппаратов к категории гражданских │

│сертификация 16 двигателей, сборок или │

│их компонентов, включая запасные, │

│считается допустимой. │

│ │

│б) не снабженные сертификатом для │

│гражданского применения авторитетными │

│специалистами государств - участников │

│договоренностей; │

│в) разработанные для полета на скорости │

│более 1,2 М в течение более 30 мин. │

│ │

9.1.2. │Морские газотурбинные двигатели со │841182910 -

│стандартной по ИСО эксплуатационной │841182990

│мощностью 24245 кВт или более и │

│удельным расходом топлива, не │

│превышающим 0,219 кг/кВтч, в диапазоне │

│мощностей от 35 до 100% и специально │

│разработанные агрегаты и компоненты для │

│таких двигателей │

│ Примечание. Термин "морские │

│газотурбинные двигатели" включает │

│промышленные или авиационные │

│газотурбинные двигатели, │

│приспособленные для применения в │

│корабельных электрогенераторных или │

│двигательных установках. │

│ │

9.1.3. │Специально разработанные агрегаты и │841199900

│компоненты, при производстве которых │

│используются технологии, контролируемые │

│по пункту 9.5.3.1, для газотурбинных │

│двигателей: │

│а) контролируемых по пункту 9.1.1; │

│б) о разработке или производстве │

│которых либо не известно производителю, │

│либо они разрабатываются и производятся │

│в государствах, не являющихся │

│участниками договоренностей │

│ │

9.1.4. │Ракеты-носители и космические аппараты │880260000;

│ Примечания. 1. По пункту 9.1.4 не │930690

│контролируются полезные нагрузки. │

│ 2. Для контрольного статуса │

│оборудования, входящего в состав │

│полезной нагрузки космического │

│аппарата, смотрите соответствующие │

│категории. │

│ │

9.1.5. │Жидкостные ракетные двигатели, │841210900

│содержащие любую из систем или │

│компонентов, контролируемых по пункту │

│9.1.6 │

│ │

9.1.6. │Системы и компоненты, специально │

│разработанные для жидкостных ракетных │

│двигателей, такие как: │

│ │

9.1.6.1. │Криогенные рефрижераторы, бортовые │841290900

│сосуды Дьюара, криогенные теплоотборные │

│трубы или криогенные системы, │

│специально разработанные для │

│использования в космических аппаратах и │

│имеющие потери криогенной среды │

│(хладоагента) менее 30% в год; │

│ │

9.1.6.2. │Криогенные контейнеры или │841290900

│рефрижераторные системы с замкнутым │

│циклом, способные обеспечивать │

│температуру 100 K (-173 град. C) или │

│ниже, для самолетов, способных │

│поддерживать скорость полета, │

│превышающую 3 М, ракет-носителей или │

│космических аппаратов; │

│ │

9.1.6.3. │Хранилища для жидкого водорода или │731100;

│системы его перекачки; │841319900

│ │

9.1.6.4. │Турбонасосы высокого давления │841319

│(превышающего 17,5 МПа), компоненты │

│насосов или объединенные с ними │

│газогенераторы, или системы, │

│управляющие подачей газа к турбине; │

│ │

9.1.6.5. │Камеры сгорания высокого давления │841290300

│(превышающего 10,6 МПа) и сопла для │

│них; │

│ │

9.1.6.6. │Системы хранения топлива, использующие │841229990;

│принципы капиллярного сдерживания или │847989950

│точной подачи (то есть с гибкими │

│вытеснительными пузырями); │

│ │

9.1.6.7. │Форсунки жидких топлив с единичными │841290900;

│калиброванными отверстиями диаметром │930690900

│0,381 мм или менее (площадью сечения │

│1,14 x 10E-3 кв. см или менее для │

│некруглых отверстий), специально │

│спроектированные для жидкостных │

│ракетных двигателей; │

│ │

9.1.6.8. │Монолитные камеры сгорания или │3801;

│монолитные выхлопные конические насадки │841290;

│сопла из материала углерод-углерод │930690

│плотностью более 1,4 г/куб. см и │

│прочностью на разрыв более 48 МПа │

│ │

9.1.7. │Твердотопливные ракетные двигатели, │841210900

│обладающие любой из следующих │

│характеристик: │

│а) суммарным импульсом, превосходящим │

│1,1 МН; │

│б) удельным импульсом 2,4 кН/кг или │

│более, когда поток истекает из сопла в │

│условиях, соответствующих условиям на │

│уровне моря, и давление в камере │

│сгорания составляет 7 МПа; │

│в) доля в массе ступени превосходит 88% │

│и заряд твердого топлива превосходит │

│86% веса ступени; │

│г) включают любые из компонентов, │

│контролируемых по пункту 9.1.8; │

│д) изолирующие системы или системы │

│крепления топлива, выполненные как │

│единое целое с двигателем для │

│обеспечения большей механической │

│прочности или как преграда для │

│исключения взаимного проникновения │

│химических продуктов (компонентов) │

│твердого топлива в материал изоляции │

│ Техническое примечание. Для целей │

│подпункта "д" пункта 9.1.7 большая │

│механическая прочность означает │

│прочность применения, равную или │

│превышающую прочность топлива. │

│ │

9.1.8. │Компоненты, специально разработанные │

│для твердотопливных ракетных │

│двигателей, такие как: │

│ │

9.1.8.1. │Изолирующие системы и системы крепления │841290300;

│топлива, вкладыши, используемые для │880390990

│обеспечения большей механической │

│прочности или как преграда для │

│исключения взаимного проникновения │

│твердого топлива в материал изоляции │

│ Техническое примечание. Для целей │

│пункта 9.1.8.1 большая механическая │

│прочность означает прочность │

│применения, равную или превышающую │

│прочность топлива. │

│ │

9.1.8.2. │Двигательные отсеки из композиционных │930690

│волоконно-тканых материалов с диаметром │

│больше 0,61 м или имеющих удельную │

│прочность более 25 км │

│ Техническое примечание. Удельная │

│прочность (PV/W) - это разрывное │

│напряжение (P), умноженное на объем │

│отсека (V) и деленное на общий вес │

│отсека (W) высокого давления. │

│ │

9.1.8.3. │Сопла двигателей с уровнем тяги, │930690

│превышающим 45 кН, или скоростью уноса │

│массы в области горловины сопла менее │

│0,075 мм/с; │

│ │

9.1.8.4. │Системы управления вектором тяги на │841290300;

│основе поворотного сопла или впрыска │930690

│вторичной жидкости, имеющие любую из │

│следующих характеристик: │

│а) способность перемещаться по азимуту │

│и углу места (двум степеням свободы) в │

│диапазоне свыше +/- 5 град.; │

│б) скорость вращения вектора тяги │

│20 град./с или более; или │

│в) ускорение вращения вектора тяги │

│40 град./с2 или более │

│ │

9.1.9. │Гибридные ракетные двигатели с: │841210900;

│а) суммарным импульсом, превышающим │841290300

│1,1 МНс; или │

│б) толкающим усилием, превышающим │

│220 кН в условиях вакуума на выходе │

│ │

9.1.10. │Следующие специально разработанные │

│компоненты, системы или структуры для │

│ракет-носителей, двигательных установок │

│ракет-носителей и космического │

│аппарата, включая: │

│ │

9.1.10.1. │Компоненты и структуры, каждые из │280450100;

│которых превышают 10 кг, специально │281820000;

│разработанные для двигательных │284920000;

│установок ракет-носителей, │3801;

│изготовленных с применением │392690100;

│металлических матриц, композиционных │681599100;

│материалов, органических композиционных │690310000;

│материалов, керамических матриц или │701911000;

│армированных интерметаллических │701912000;

│материалов, контролируемых по пункту │701919;

│1.3.7 или 1.3.10 │701940000;

│ Примечание. Ограничение по весу не │701951;

│относится к головной (боевой) части │701952000;

│снаряда. │701959;

│ │810192000;

│ │810292000;

│ │810890300 -

│ │810890700;

│ │841290;

│ │880390990;

│ │930690

│ │

9.1.10.2. │Компоненты и структуры, специально │280450100;

│разработанные для двигательных │281820000;

│установок ракет-носителей, │284920000;

│контролируемых по пунктам 9.1.5 - │3801;

│9.1.9, изготовленные с применением │392690100;

│металлических матриц, композиционных │681599100;

│материалов, органических композиционных │690310000;

│материалов, керамических матриц или │701911000;

│армированных интерметаллических │701912000;

│материалов, контролируемых по пункту │701919;

│1.3.7 или 1.3.10; │701940000;

│ │701951;

│ │701952000;

│ │701959;

│ │810192000;

│ │810292000;

│ │810890300 -

│ │810890700;

│ │841290;

│ │880390990;

│ │930690

│ │

9.1.10.3. │Структурные компоненты и изоляционные │880390990;

│системы, специально разработанные для │930690

│активного управления динамической │

│чувствительностью или деформациями │

│структур космического аппарата; │

│ │

9.1.10.4. │Жидкостные ракетные двигатели │841210900

│многократного включения с соотношением │

│тяги к весу двигателя, равным или более │

│1 кН/кг, и временем срабатывания │

│(временем, необходимым для достижения │

│90% полной номинальной тяги от момента │

│пуска) менее 0,03 с │

│ │

9.1.11. │Прямоточные воздушно-реактивные │841210900

│двигатели, пульсирующие │

│воздушно-реактивные двигатели или │

│двигатели комбинированного цикла и │

│специально разработанные для них │

│компоненты │

│ │

9.2. │Испытательное, контрольное и │

│производственное оборудование │

│ │

9.2.1. │Нижеперечисленные оборудование, │

│инструменты или приспособления, │

│специально разработанные для │

│производства или проведения измерений │

│параметров лопаток газовых турбин, │

│литых лопастей или краев кожухов: │

│ │

9.2.1.1. │Оборудование для направленной │841199900

│кристаллизации или выращивания │

│монокристалла; │

│ │

9.2.1.2. │Керамические стержни (ядра, сердечники) │690390800

│или патроны (вкладыши); │

│ │

9.2.1.3. │Керамические стержни (ядра, сердечники) │690390800

│производственного оборудования или │

│инструментов; │

│ │

9.2.1.4. │Керамические патроны (оболочки) │690390800

│оборудования для изготовления восковых │

│моделей │

│ │

9.2.2. │Системы контроля с управлением от │903180990

│основного оборудования в реальном │

│масштабе времени, │

│контрольно-измерительные приборы │

│(включая датчики) или автоматическое │

│оборудование для сбора и обработки │

│информации, специально предназначенные │

│для разработки газотурбинных │

│двигателей, узлов и компонентов, │

│включая технологии, контролируемые по │

│пункту 9.5.3.1 │

│ │

9.2.3. │Оборудование, специально разработанное │845961;

│для производства или испытаний │845969;

│(проверки) креплений щеток газовых │902410

│турбин, разработанных для условий │

│функционирования при скоростях на │

│концах лопаток, превышающих 335 м/с, и │

│температуре свыше 773 K (500 град. C), │

│и специально разработанные компоненты │

│или принадлежности для него │

│ │

9.2.4. │Инструменты, штампы или зажимные │851580110;

│приспособления для соединения │851580190;

│суперсплавов, титановых сплавов или │8466

│интеркерамических комбинаций │

│лопатка-диск, указанных в пунктах │

│9.5.3.1.3 или 9.5.3.1.6, для газовых │

│турбин │

│ │

9.2.5. │Системы контроля с управлением от │

│основного оборудования в реальном │

│масштабе времени, │

│контрольно-измерительные приборы │

│(включая датчики) или автоматическое │

│оборудование для сбора и обработки │

│информации, специально предназначенные │

│для использования с любыми следующими │

│аэродинамическими трубами или │

│устройствами: │

│ │

9.2.5.1. │Аэродинамическими трубами, │903120000

│разработанными для скоростей 1,2 М или │

│более, исключая специально │

│разработанные для исследовательских │

│целей и имеющие размер испытательной │

│камеры (измеренный в продольном │

│направлении) менее 250 мм │

│ Техническое примечание. Размер │

│испытательной камеры определяется по │

│диаметру окружности, стороне квадрата │

│или наибольшей стороне прямоугольника, │

│измеренным в месте наибольшего сечения. │

│ │

9.2.5.2. │Устройствами для моделирования условий │903120000

│обтекания на скоростях, превышающих │

│5 М, включая тепловые, плазменно- │

│дуговые, импульсные и ударные │

│аэродинамические трубы, а также │

│аэрогазодинамические установки и │

│легкогазовые пушки; │

│ │

9.2.5.3. │Аэродинамическими трубами или │903120000

│устройствами, отличными от двухмерных, │

│имеющими возможность имитировать потоки │

│с числом Рейнольдса, превышающим 25 x │

│10E6 │

│ │

9.2.6. │Оборудование, специально разработанное │903120000

│для виброакустических испытаний, │

│обладающее уровнем звукового давления │

│160 дБ или более (относительно │

│20 мкПа), расчетной мощностью 4 кВт или │

│более, рабочей температурой в камере, │

│превышающей 1273 K (1000 град. C), и │

│имеющее специально разработанные для │

│него кварцевые нагреватели │

│ │

9.2.7. │Оборудование, специально разработанное │902229000;

│для проверки целостности ракетных │902410;

│двигателей с использованием техники │9031

│неразрушающего контроля, отличающейся │

│от плоскостного рентгеновского │

│облучения или требующей взятия основных │

│физических и химических проб │

│ │

9.2.8. │Датчики, специально разработанные для │902519990;

│непосредственного измерения │902780980

│поверхностного трения на стенке в │

│потоке с температурой торможения, │

│превышающей 833 K (560 град. C) │

│ │

9.2.9. │Оснастка для производства методом │846299100

│порошковой металлургии элементов │

│роторов турбин двигателей, способных │

│функционировать при напряжении на │

│уровне 60% предельной прочности на │

│растяжение или более и температуре │

│металла 873 K (600 град. C) или более │

│ │

9.3. │Материалы - нет │

│ │

9.4. │Программное обеспечение │

│ │

9.4.1. │Программное обеспечение, необходимое │

│для разработки оборудования или │

│технологии, контролируемых по пунктам │

│9.1, 9.2 или 9.5.3 │

│ │

9.4.2. │Программное обеспечение, необходимое │

│для производства оборудования, │

│контролируемого по пункту 9.1 или 9.2 │

│ │

9.4.3. │Программное обеспечение, необходимое │

│для задействования полностью автономных │

│электронно-цифровых систем управления │

│двигателями (ФАДЕК), контролируемыми по │

│пункту 9.1, или оборудования, │

│контролируемого по пункту 9.2, такое │

│как: │

│ │

9.4.3.1. │Программное обеспечение в │

│электронно-цифровых контроллерах для │

│двигательных систем, аэрокосмических │

│испытательных установок или │

│воздуходувных установок для испытания │

│авиационных двигателей; │

│ │

9.4.3.2. │Программное обеспечение с допусками на │

│аварийное выключение, используемое в │

│ФАДЕК и ассоциированное в стендовое │

│оборудование │

│ │

9.4.4. │Другое программное обеспечение, такое │

│как: │

│ │

9.4.4.1. │Программное обеспечение для │

│моделирования двух- или трехвязкого │

│внутридвигательного течения потока в │

│аэродинамических трубах или для │

│обработки данных летных испытаний, │

│позволяющее детально моделировать │

│внутридвигательный поток; │

│ │

9.4.4.2. │Программное обеспечение для испытаний │

│воздушных газотурбинных двигателей, │

│сборок или компонентов, специально │

│разработанное для обобщения, │

│преобразования и анализа данных в │

│реальном масштабе времени и способное │

│обеспечить управление с обратной │

│связью, включая динамическую │

│поднастройку испытуемых изделий или │

│условий испытаний в ходе проведения │

│эксперимента; │

│ │

9.4.4.3. │Программное обеспечение, специально │

│разработанное для управления │

│направленной кристаллизацией или │

│формированием единичного кристалла; │

│ │

9.4.4.4. │Программное обеспечение в виде текста │

│программы, объектного кода или │

│машинного кода, требуемое для │

│применения активных компенсационных │

│систем для управления зазором лопатки │

│ротора │

│ Примечание. По пункту 9.4.4.4 не │

│контролируется программное обеспечение, │

│которое входит в состав │

│неконтролируемого оборудования, или │

│требуемое для технического │

│обслуживания, связанного с калибровкой, │

│ремонтом или модернизацией системы │

│управления с активной компенсацией │

│зазора. │

│ │

9.5. │Технология │

│ │

9.5.1. │Технологии, в соответствии с общим │

│технологическим примечанием │

│предназначенные для разработки │

│оборудования или программного │

│обеспечения, контролируемых по │

│подпункту "в" пункта 9.1.1 и пунктам │

│9.1.4 - 9.1.11, 9.2 или 9.4 │

│ │

9.5.2. │Технологии, в соответствии с общим │

│технологическим примечанием │

│предназначенные для производства │

│оборудования, контролируемого по │

│подпункту "в" пункта 9.1.1 и пунктам │

│9.1.4 - 9.1.11 или 9.2 │

│ Примечания. 1. Для технологии по │

│ремонту контролируемых структур, │

│ламинатов или материалов смотрите пункт │

│1.5.2.6. │

│ 2. Технологии разработки или │

│производства, контролируемые по пункту │

│9.5, газотурбинных двигателей остаются │

│контролируемыми, когда они используются │

│как применяемые технологии ремонта, │

│восстановления или капитального │

│ремонта. Не контролируются технические │

│данные, чертежи или документация для │

│эксплуатационной деятельности, │

│непосредственно связанной с │

│калибровкой, извлечением или │

│перемещением поврежденных или │

│необслуживаемых без перемещения блоков, │

│включая перемещение двигателей в целом │

│или их модулей. │

│ │

9.5.3. │Другие технологии, такие как: │

│ │

9.5.3.1. │Технологии, требуемые для разработки │

│или производства любых из следующих │

│компонентов или систем газотурбинных │

│двигателей: │

│ │

9.5.3.1.1. │Лопаток газовых турбин, лопастей или │

│верхних частей венцов, полученных из │

│сплавов методом направленной │

│кристаллизации (DS) или из одного │

│кристалла (SC) и имеющих (по Миллеру │

│индекс направления 001) время │

│сопротивления на излом более 400 ч при │

│температуре 1273 K (1000 град. C) и │

│давлении 200 МПа, базируясь на │

│усредненных показателях свойств │

│материала; │

│ │

9.5.3.1.2. │Многокупольных камер сгорания, │

│работающих при средних температурах на │

│выходе из камеры более 1813 K │

│(1540 град. C), или камер сгорания, │

│содержащих термически разделенные │

│теплозащитные элементы, неметаллические │

│теплозащитные элементы или │

│неметаллические корпуса; │

│ │

9.5.3.1.3. │Компонентов, изготовленных из │

│органических композиционных материалов │

│для применения при температуре более │

│588 K (315 град. C) или из │

│металлических матричных, │

│композиционных, керамических матричных, │

│интерметаллических или армированных │

│интерметаллических материалов, │

│контролируемых по пунктам 1.1.2 или │

│1.3.7; │

│ │

9.5.3.1.4. │Неохлаждаемых турбинных лопаток, │

│лопастей, верхних частей венцов или │

│других компонентов, спроектированных │

│для работы в газовом потоке с │

│температурой 1323 K (1050 град. C) или │

│более; │

│ │

9.5.3.1.5. │Охлаждаемых турбинных лопаток, │

│лопастей, верхних частей венцов, иных, │

│нежели те, что указаны в пункте │

│9.5.3.1.1, работающих без тепловой │

│защиты при температуре газа в 1643 K │

│(1370 град. C) или более; │

│ │

9.5.3.1.6. │Комбинаций лопасть с профилем крыла - │

│диск турбины, использующих жесткое │

│соединение; │

│ │

9.5.3.1.7. │Компонентов газотурбинного двигателя, │

│использующих технологию диффузионной │

│сварки, контролируемую по пункту │

│2.5.3.2; │

│ │

9.5.3.1.8. │Высокоресурсных вращающихся компонентов │

│газотурбинного двигателя, использующих │

│материалы, изготовленные методом │

│порошковой металлургии, контролируемые │

│по пункту 1.3.2.2; │

│ │

9.5.3.1.9. │ФАДЕК для газотурбинных двигателей и │

│двигателей с комбинированным циклом и │

│относящихся к ним компонентов │

│диагностики, датчиков и специально │

│спроектированных компонентов; │

│ │

9.5.3.1.10. │Систем управления геометрией газового │

│потока и систем управления в целом для: │

│а) газогенераторных турбин; │

│б) вентиляторных или мощных турбин; │

│в) подвижных сопел │

│ Примечания. 1. Системы управления │

│геометрией газового потока и системы │

│управления в целом в пункте 9.5.3.1.10 │

│не включают выходные поворотные │

│лопатки, вентиляторы с изменяемым │

│шагом, поворотные статоры или дренажные │

│клапаны для компрессоров. │

│ 2. По пункту 9.5.3.1.10 не │

│контролируются технологии разработки │

│или производства систем управления │

│геометрией газового потока для реверса │

│тяги. │

│ │

9.5.3.1.11. │Систем управления зазором между венцом │

│и лопатками ротора, использующих │

│технологию активной компенсации зазора │

│турбинным кожухом, ограниченную базой │

│данных проектирования и разработки; или │

│ │

9.5.3.1.12. │Пустотелых лопаток с широкой хордой без │

│межпролетного крепления │

│ │

9.5.3.2. │Технологии, требуемые для разработки │

│или производства любого из следующего │

│оборудования: │

│ │

9.5.3.2.1. │Аэродинамических моделей для испытаний │

│в аэродинамической трубе, оборудованных │

│съемными датчиками, способными │

│транслировать данные от первичных │

│сенсоров в систему сбора информации; │

│ │

9.5.3.2.2. │Лопаток из композиционных материалов │

│или их креплений, способных выдерживать │

│более 2000 кВт при скоростях полета │

│свыше 0,55 М │

│ │

9.5.3.3. │Технологии, требуемые для разработки │

│или производства компонентов │

│газотурбинных двигателей, использующие │

│для сверления отверстий лазер, водяную │

│струю, электрохимическую обработку │

│(ЭХО) или станки электроискровой │

│обработки (СЭО) для получения │

│отверстий, имеющих любую из следующих │

│характеристик: │

│ │

9.5.3.3.1. │Все следующие параметры: │

│а) глубина, более чем в 4 раза большая │

│их диаметра; │

│б) диаметр меньше 0,76 мм; и │

│в) углы наклона, равные или менее │

│25 град.; или │

│ │

9.5.3.3.2. │Все следующие параметры: │

│а) глубина, более чем в 5 раз большая │

│их диаметра; │

│б) диаметр менее 0,4 мм; и │

│в) углы наклона более 25 град. │

│ Техническое примечание. │

│Применительно к пункту 9.5.3.3 угол │

│наклона измеряется от поверхности, │

│обдуваемой потоком, тангенциально в │

│точке, где ось отверстия пересекается с │

│этой поверхностью. │

│ │

9.5.3.4. │Технологии, требуемые для: │

│ │

9.5.3.4.1. │Разработки вертолетных систем передачи │

│мощности или заваливаемого воздушного │

│винта, или заваливаемого воздушного │

│крыла системы передачи мощности │

│летательного аппарата; или │

│ │

9.5.3.4.2. │Производства вертолетных систем │

│передачи мощности или заваливаемого │

│воздушного винта, или заваливаемого │

│воздушного крыла системы передачи │

│мощности авиационного летательного │

│аппарата │

│ │

9.5.3.5.1. │Технологии для разработки или │

│производства поршневого дизельного │

│двигателя наземных систем станции с │

│силовой установкой, имеющей все │

│следующие составляющие: │

│а) объем бокса 1,2 куб. м или меньше; │

│б) полную выходную мощность более │

│750 кВт на основе стандартов │

│80/1269/ЕЕС, ИСО 2534 или их │

│национальных эквивалентов; и │

│в) плотность мощности более │

│700 кВт/куб. м объема бокса │

│ Техническое примечание. Объем │

│бокса: производная трех значений │

│перпендикуляров, измеренных следующим │

│образом: │

│длина - длина коленчатого вала от │

│переднего фланца до лицевой плоскости │

│маховика; │

│ширина - максимальное значение из │

│следующих измерений: │

│1) внешнее расстояние от одной крайней │

│крышки клапана до другой; │

│2) расстояние между краями головок │

│цилиндров; или │

│3) диаметр кожуха маховика; или │

│высота - наибольшее из следующих │

│измерений: │

│1) расстояние от оси коленчатого вала │

│до верхней плоскости крышки клапана │

│(или головки цилиндра) плюс удвоенная │

│длина хода поршня; или │

│2) диаметр кожуха маховика. │

│ │

9.5.3.5.2. │Технологии, требуемые для производства │

│специально спроектированных компонентов │

│для дизельных двигателей с высоким │

│выходом мощности, такие как: │

│ │

9.5.3.5.2.1. │Технологии, требуемые для производства │

│систем двигателя, имеющего все │

│перечисленные ниже компоненты, │

│использующие керамические материалы, │

│контролируемые по пункту 1.3.7: │

│а) гильзы цилиндров; │

│б) поршни; │

│в) головки цилиндров; и │

│г) один из других компонентов или более │

│(включая выхлопные отверстия, элементы │

│турбонаддува, направляющие клапанов, │

│сборки клапана или изолированные │

│топливные инжекторы); │

│ │

9.5.3.5.2.2. │Технологии, требуемые для производства │

│систем турбонаддува с одноступенчатыми │

│компрессорами, имеющие все следующие │

│показатели: │

│а) соотношение давлений (степень │

│сжатия) 4:1 или выше; │

│б) расход в диапазоне от 30 до │

│130 кг/мин.; и │

│в) способность изменять сечение потока │

│внутри компрессора или секций турбины; │

│ │

9.5.3.5.2.3. │Технологии, требуемые для производства │

│систем топливной инжекции со специально │

│спроектированной многотопливной │

│(например, дизельное или обычное │

│топливо) способностью к изменению │

│вязкости топлива в диапазоне от │

│дизельного топлива (2,5 сантистокса при │

│310,8 K (37,8 град. C)) до бензина │

│(0,5 сантистокса при 310,8 K │

│(37,8 град. C)), имеющие обе следующие │

│составляющие: │

│а) инжектируемое количество больше │

│230 куб. мм на один впрыск в один │

│цилиндр; │

│б) детали специально спроектированного │

│электронного управления для регулятора │

│переключения и автоматического │

│измерения характеристик топлива для │

│обеспечения определенного значения │

│момента вращения с применением │

│соответствующих датчиков │

│ │

9.5.3.5.3. │Технологии, требуемые для разработки │

│или производства дизельных двигателей с │

│высокой выходной мощностью с твердой, │

│газофазной или жидкопленочной (или их │

│комбинациями) смазкой стенок цилиндров, │

│позволяющих выдерживать температуры, │

│превышающие 723 K (450 град. C), │

│измеряемые на стенке цилиндра в верхней │

│предельной точке касания поршневого │

│кольца │

│ Техническое примечание. Дизельные │

│двигатели с высокой выходной │

│мощностью - это двигатели с номинальным │

│значением эффективного давления │

│торможения в 1,8 МПа или более при │

│скорости вращения в 2300 об./мин., │

│обеспечивающие скорость вращения в │

│2300 об./мин. или более. │