Определение Верховного Суда РФ от 21.02.2008 N КАС08-17 <Об оставлении без изменения Решения Верховного Суда РФ от 30.10.2007 N ВКПИ07-107, которым было отказано в удовлетворении заявления о признании незаконным и недействующим пункта 5 Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации">
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего - А.И. Федина,
членов коллегии - Г.В. Манохиной, В.В. Хомчика,
с участием прокурора Р.Х. Пайгина,
рассмотрела в судебном заседании 21 февраля 2008 года гражданское дело по заявлению Л. о признании недействующим пункта 5 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации", который устанавливает, что военная служба по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (ранее - срочная военная служба) засчитывается (кроме отдельных периодов службы, установленных этим пунктом для некоторых категорий военнослужащих) в выслугу лет для назначения пенсий в календарном исчислении,
по кассационной жалобе заявителя на решение Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 30 октября 2007 года, которым в удовлетворении заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хомчика В.В., объяснения представителей Правительства Российской Федерации Б. и Ч., возражавших против удовлетворения кассационной жалобы, заключение прокурора Пайгина Р.Х., полагавшего кассационную жалобу необоснованной, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
Л. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с указанным заявлением, считая, что пункт 5 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" противоречит Федеральному Закону Российской Федерации от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" и Закону Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
При этом Л. считает, что оспариваемое Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации в указанной части ущемляет его права как гражданина, проходившего военную службу по призыву в районах Крайнего Севера, поскольку для этой категории военнослужащих исчисление льготной выслуги лет этим постановлением не предусмотрено.
Решением Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 30 октября 2007 года в удовлетворении заявления Л. отказано.
В кассационной жалобе Л., не соглашаясь с этим решением Военной коллегии, просит его отменить. Заявитель считает, что обжалуемый пункт Постановления следует признать недействующим, поскольку он противоречит положениям преамбулы, ч. 5 ст. 2, п.п. 1, 2 и 3 ст. 3 Федерального закона "О статусе военнослужащих", которые предусматривают, что социальные гарантии и компенсации, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, устанавливаются также гражданам, уволенным с военной службы (не конкретизируется, была это служба по призыву или по контракту). Пунктом 5 ст. 10 этого Федерального закона установлено, что военнослужащим (не конкретизируется, была это служба по призыву или по контракту), проходящим военную службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, устанавливаются дополнительные гарантии и компенсации. Он полагает неправильным толкование Верховным Судом Российской Федерации указанного Федерального закона не в пользу льготной выслуги лет, считая, что он не регламентирует вопросы пенсионного обеспечения. В качестве примера заявитель приводит решение Верховного Суда Российской Федерации от 5 апреля 2001 года N ВКПИ01-11, которым была удовлетворена жалоба Н. о признании незаконным абзаца 8 подпункта "б" пункта 3 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 в части установления ограничений в зачете выслуги лет на льготных условиях для лиц, проходивших службу и принимавших участие в боевых действиях на территории Республики Афганистан, а также в других странах, где велись боевые действия, уволенных со службы либо откомандированных из этих стран за совершение проступков, порочащих честь военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава.
Рассмотрев материалы дела и изучив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Так, правильно указал суд первой инстанции в решении, что пенсионное обеспечение военнослужащих, в том числе и исчисление выслуги лет для назначения пенсии, регламентируется специальным Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
Из статьи 1 названного Закона следует, что его действие распространяется на лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин. Частью 2 ст. 18 указанного Закона определено, что время прохождения военной службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении лишь лицам, указанным в ст. 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1.
На военнослужащих, проходивших военную службу по призыву (действительную срочную военную службу), действие этого Закона не распространяется.
Частью 3 ст. 18 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 установлено, что порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в ст. 1 этого Закона, определяется Правительством Российской Федерации.
Совет Министров - Правительство Российской Федерации во исполнение требований этого Закона приняло Постановление от 22 сентября 1993 года N 941, пунктом 5 которого предусмотрено включение в выслугу лет военной службы по призыву, независимо от места службы, в календарном исчислении, кроме периодов, подлежащих зачету в выслугу лет на льготных условиях, предусмотренных для военнослужащих воинских частей, штабов и учреждений действующей армии, военнослужащих, проходивших службу или находившихся в плену в период Великой Отечественной войны, принимавших участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС либо необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных.
При таких обстоятельствах следует признать правильным вывод суда первой инстанции о том, что п. 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 соответствует требованиям статьи 1, а также другим положениям Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1.
Что касается Федерального закона "О статусе военнослужащих", то он, как это правильно указано в судебном решении, не содержит норм о включении в выслугу лет на льготных условиях периода военной службы по призыву, вопросов пенсионного обеспечения военнослужащих не регламентирует, а устанавливает лишь общие условия единой системы их правовой и социальной защиты.
Решение же Верховного Суда Российской Федерации от 5 апреля 2001 года N ВКПИ01-11 по гражданскому делу по жалобе Н. не может повлиять на правильность оспариваемого судебного решения, поскольку отношения к данному делу не имеет.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
Решение Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 30 октября 2007 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Л. - без удовлетворения.
А.И.ФЕДИН
Г.В.МАНОХИНА
В.В.ХОМЧИК
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2023 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей