3.4. Формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для предоставления жилых помещений

До 1 января 2013 г. дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивались жилыми помещениями по договорам социального найма из фонда социального использования во внеочередном порядке. Внеочередной порядок обеспечения жилыми помещениями не предполагал ведения какого-либо учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещения и предоставления жилых помещений в порядке очередности. Это, с одной стороны, отвечало целям внеочередного предоставления им жилых помещений, с другой стороны - препятствовало своевременному и точному выявлению всех лиц указанной категории, нуждающихся в предоставлении жилых помещений.

С 1 января 2013 г. такие граждане обеспечиваются жилыми помещениями по договорам найма специализированного жилого помещения. Предоставление жилых помещений нуждающимся в них детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должно быть обеспечено немедленно при наступлении предусмотренных в пункте 1 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ обстоятельств (достижение совершеннолетия, приобретение полной дееспособности до достижения совершеннолетия, завершение обучения в образовательных организациях профессионального образования, окончание военной службы по призыву либо отбывания наказания в исправительных учреждениях). Для этой цели органом исполнительной власти субъекта РФ формируется список указанных лиц (далее - список).

Формирование и ведение списка обеспечивает:

эффективное планирование бюджетных денежных средств для приобретения (строительства) жилых помещений специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

заблаговременный учет указанных лиц, нуждающихся в предоставлении жилых помещений из специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

выявление лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

установление нуждаемости детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в жилых помещениях, предоставляемых по договорам найма специализированного жилого помещения (в том числе признание невозможным их проживания в ранее занимаемых жилых помещениях);

контроль за своевременным обеспечением лиц указанной категории жилыми помещениями специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Список должен формировать орган исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют место жительства. Порядок формирования списка определяется законом субъекта РФ (пункт 3 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ) <1>.

--------------------------------

<1> Модельный закон.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включаются в список на основании их признания подлежащими обеспечению жилыми помещениями, в частности, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях невозможно вследствие обстоятельств, предусмотренных в пункте 4 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ, а также предусмотренных законом соответствующего субъекта РФ. Признание невозможным проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях осуществляет орган исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого находится место жительства указанных лиц (пункты 1, 3 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ).

Порядок признания невозможным проживания указанных граждан в ранее занимаемых жилых помещениях, в том числе установление дополнительных обстоятельств, в связи с которыми их проживание в этих помещениях признается невозможным, должен определяться в законодательстве субъекта РФ (пункт 1, подпункт 4 пункта 4 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ) <1>.

--------------------------------

<1> Модельный закон и модельное постановление.

Функциями по формированию списка и установлению невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях целесообразно наделить один орган исполнительной власти субъекта РФ. В качестве такого уполномоченного органа может выступать орган опеки и попечительства субъекта РФ. В компетенцию этого органа входят функции по выявлению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, защите их прав и интересов, устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание, осуществлению контроля за сохранностью имущества несовершеннолетних (статьи 121, 123 СК РФ, статья 37 ГК РФ, статья 19 Федерального закона N 48-ФЗ, пункт 2 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ). В органе опеки и попечительства субъекта РФ (его территориальных подразделениях) концентрируется вся имеющаяся информация о формах устройства и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, их законных представителях, действиях законных представителей по использованию и распоряжению имуществом несовершеннолетних, о составе и состоянии имущества детей и мерах по его охране. Исходя из имеющейся информации орган опеки и попечительства субъекта РФ в необходимых случаях может самостоятельно принимать меры по включению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в список и признавать их нуждаемость в предоставлении жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения (невозможность проживания в ранее занимаемых жилых помещениях).

Включение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в список должно осуществляться на основании:

заявления законных представителей несовершеннолетних (попечителей, руководителей организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей). В случае несвоевременной подачи заявления законными представителями детей уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ, ответственный за формирование списка, самостоятельно принимает меры по включению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в список;

заявления детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, объявленных полностью дееспособными (эмансипированными), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в случае если указанные лица не были включены в список соответственно до приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия либо до достижения ими возраста 18 лет или не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до 1 января 2013 года.

Документы, представляемые в орган исполнительной власти субъекта РФ, формирующий список, вместе с заявлением должны быть определены законом субъекта РФ в виде примерного перечня. В такой перечень рекомендуется включать документы, необходимые для определения нуждаемости детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в предоставлении специализированного жилого помещения: выявления имеющегося жилого помещения и установления возможности или невозможности проживания в этом жилом помещении <1>.

--------------------------------

<1> Модельное постановление.

Орган исполнительной власти субъекта РФ, формирующий список, обязан оказывать содействие законным представителям детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в истребовании и получении соответствующих документов <1>.

--------------------------------

<1> Модельный закон и модельное постановление.

В целях реализации норм статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ важно осуществлять взаимодействие между органами исполнительной власти субъектов РФ, в частности, по вопросам формирования списка, выявления ранее занимаемых детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, жилых помещений и установления невозможности их проживания в этих жилых помещениях.

Несмотря на то что установление невозможности проживания в ранее занимаемых жилых помещениях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также включение их в список осуществляются по месту их жительства, проверку на предмет обеспеченности жилым помещением необходимо проводить в целом по субъекту РФ.

Существенное значение с точки зрения выполнения требований статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ имеет правильное установление места жительства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Место жительства гражданина определяется согласно статье 20 ГК РФ как место его постоянного или преимущественного проживания. Местом жительства детей, не достигших 14-летнего возраста, признается место жительства их законных представителей: родителей, усыновителей, опекунов. При этом определение места жительства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет некоторые особенности.

До внесения Федеральным законом N 15-ФЗ изменений в Федеральный закон N 159-ФЗ место жительства указанных лиц определялось иначе, чем предусмотрено в статье 20 ГК РФ. Местом жительства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признавалось жилое помещение, закрепленное за ними на весь период пребывания в образовательном учреждении, учреждении социального обслуживания населения, учреждениях всех видов профессионального образования, на период службы в рядах Вооруженных Сил РФ, нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, в то время как учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, место жительства опекуна (попечителя), приемной семьи признавалось местом пребывания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (пункт 2 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ в редакции, действовавшей до внесения изменений, предусмотренных Федеральным законом N 15-ФЗ). Таким образом, место проживания ребенка у законного представителя, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не определяло его места жительства.

Рассматриваемые положения статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ, не соответствуя пункту 2 статьи 20 ГК РФ, порождали спорные ситуации с определением места жительства ребенка, лишенного родительского попечения, если он находился в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или проживал в семье опекуна (попечителя), приемной семье и у него отсутствовало закрепленное за ним жилое помещение.

С 1 января 2013 г. положения статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ о месте жительства и месте пребывания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утрачивают силу. При определении места жительства ребенка, оставшегося без попечения родителей, необходимо руководствоваться следующим.

Понятие места жительства раскрыто в статье 2 Закона РФ от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в Российской Федерации". Местом жительства является жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и др.), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством РФ.

Место жительства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должно определяться по месту жительства их законных представителей, а если ребенок помещен в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - в соответствующей организации. Это обусловлено тем обстоятельством, что, находясь под опекой или попечительством, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ребенок постоянно, до окончания периода обучения или прекращения попечительства, проживает в жилом помещении своего законного представителя или соответствующем учреждении, выполняющем функции законного представителя помещенных в него детей. Исключение составляет случай, когда органом опеки и попечительства дано разрешение на раздельное проживание попечителя и подопечного, достигшего возраста 16 лет (пункт 2 статьи 36 ГК РФ, подпункт 9 части 1 статьи 8 Федерального закона N 48-ФЗ).

При этом следует иметь в виду, что место жительства ребенка не является неизменным. Так, законные представители, назначенные несовершеннолетнему, оставшемуся без попечения родителей, могут сменить место жительства, что повлечет изменение и места жительства подопечного. Если подопечный ребенок проживает в жилом помещении, принадлежащем ему на праве собственности, его место жительства может измениться в случае продажи жилого помещения в связи с переездом с учетом интересов ребенка на новое место жительства, а при проживании ребенка с законным представителем в жилом помещении, используемом по договору социального найма, не исключен обмен указанного жилого помещения с соблюдением правил, предусмотренных частью 4 статьи 72 ЖК РФ.

Граждане РФ обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ. Однако регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан. Наличие или отсутствие регистрации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в определенном жилом помещении само по себе не означает наличие (отсутствие) места жительства у гражданина указанной категории в этом жилом помещении и наличие (отсутствие) права пользования им. Отсутствие регистрации гражданина по месту жительства (пребывания) не может являться основанием для отказа во включении его в список.

При этом следует учитывать, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не приобретают самостоятельного права на жилое помещение опекуна (попечителя), за исключением случая, когда подопечные признаются членами семьи опекуна (попечителя), являющегося собственником жилого помещения. При отсутствии у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилого помещения на праве собственности или пользования по договору социального найма они признаются нуждающимися в обеспечении жилыми помещениями на основании абзаца первого пункта 1 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ.

В ранее занимаемых ими помещениях дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, остаются проживать в случае проживания лица, назначенного опекуном (попечителем), по месту своего жительства в том же жилом помещении.

Таким образом, место жительства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по месту их устройства в семью или в организацию для указанной категории граждан не всегда совпадает с местом нахождения жилого помещения, нанимателем или членом семьи нанимателя которого либо собственником которого является ребенок (а иногда может находиться даже в другом субъекте РФ). Возможность проживания в жилом помещении и (или) возврата ребенка в него после прекращения попечительства устанавливается при формировании списка с учетом обстоятельств, предусмотренных в пункте 4 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ. Если проживание в жилом помещении, нанимателем или членом семьи нанимателя которого либо собственником которого является ребенок, возможно, основания для предоставления ему специализированного жилого помещения отсутствуют. Напротив, если установлена невозможность проживания гражданина, относящегося к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемом жилом помещении, ему должно быть предоставлено в порядке, предусмотренном Федеральным законом N 159-ФЗ, жилое помещение, которое и станет местом его жительства.

Изменение места жительства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (их законных представителей), либо формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если это влечет изменение места жительства детей (например, выезд из специализированного учреждения в семью опекуна), должно быть отражено в списке. На случай переезда из одного субъекта РФ в другой субъект РФ в законодательстве субъекта РФ должен быть установлен порядок взаимодействия между органами исполнительной власти субъектов РФ в целях своевременной передачи учетных дел детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Рекомендуемый срок передачи учетных дел составляет от 5 до 10 рабочих дней.

Поскольку жилое помещение, принадлежащее ребенку на праве собственности или праве пользования по договору социального найма, может находиться в одном субъекте РФ, а место его жительства (определяемое по месту жительства назначенного в установленном порядке законного представителя или устройства в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) - в другом субъекте РФ, в законодательстве субъекта РФ должен быть также установлен механизм взаимодействия между субъектами РФ по вопросам выявления имеющихся у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений и проверки указанных помещений на предмет наличия обстоятельств, предусмотренных в пункте 4 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ и законодательстве субъекта РФ. Сведения о состоянии жилого помещения и составе проживающих в нем граждан, в том числе акт обследования жилого помещения, решение межведомственной комиссии о признании его непригодным для проживания, должны быть получены от органов субъекта РФ, на территории которого находится жилое помещение. При этом признание проживания в таком жилом помещении невозможным осуществляется органом исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого гражданин, относящийся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет место жительства, в частности, у опекуна (попечителя), в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Пример. Ребенок, оставшийся без попечения родителей, проживал в субъекте 1 РФ в жилом помещении, перешедшем в его собственность в порядке наследования. Опека над ребенком была установлена в субъекте 2 РФ, где проживают его дальние родственники. Находясь под опекой, а затем под попечительством, ребенок проживал на территории субъекта 2 РФ, откуда был призван на срочную военную службу, по окончании которой встал вопрос о реализации им права на получение жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Такой гражданин в случае признания невозможным его проживания в жилом помещении, принадлежащем ему на праве собственности, подлежит включению в список, формируемый в субъекте 2 РФ. Для установления возможности или невозможности проживания в жилом помещении, находящемся в субъекте 1 РФ, необходимо обследовать это помещение с точки зрения его соответствия предъявляемым к жилым помещениям требованиям, запросить в субъекте 1 РФ документы о составе проживающих в жилом помещении и зарегистрированных в нем гражданах. Соответственно, для признания невозможности проживания гражданина в указанном жилом помещении необходимо взаимодействие органов исполнительной власти субъекта 1 РФ и субъекта 2 РФ. Решение о признании невозможным проживания в жилом помещении принимает орган исполнительной власти субъекта 2 РФ на основании документов, представленных уполномоченными органами субъекта 1 РФ.

Место жительства лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, следует определять аналогичным образом, если они были включены в список до наступления совершеннолетия. В случае если по каким-либо причинам указанные лица не были своевременно включены в список и после прекращения попечительства их место жительства изменилось, например, при переезде в другой субъект РФ в связи с устройством на работу, место жительства указанных лиц должно определяться согласно статье 20 ГК РФ и статье 2 Закона РФ от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в Российской Федерации".

Установление в законодательстве субъекта РФ минимального срока, в течение которого дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны проживать на территории субъекта РФ, в качестве условия реализации их права на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, этого субъекта РФ является неправомерным.

Орган опеки и попечительства субъекта РФ включает гражданина, относящегося к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее также - гражданин), в список после проведения проверки представленных документов и наличия установленных Федеральным законом N 159-ФЗ и законодательством субъекта РФ оснований (обстоятельств). Проверка проводится в порядке, предусмотренном законодательством субъекта РФ <1>, и включает в себя:

--------------------------------

<1> Модельный закон и модельное постановление.

определение места жительства гражданина. В случае обращения заявителя в ненадлежащий орган (не по месту жительства гражданина) орган опеки и попечительства субъекта РФ, в который поданы заявление о включении в список и прилагаемые к нему документы, обязан в течение срока, установленного законодательством субъекта РФ, направить документы в надлежащий орган исполнительной власти субъекта РФ, письменно уведомив об этом заявителя;

проверку установления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетнего и полномочий его законных представителей;

установление нуждаемости в предоставлении жилого помещения (определение обеспеченности жилым помещением на праве собственности или по договору социального найма, признание невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении).

Если лицо, подлежащее включению в список, имеет жилое помещение на праве собственности или пользования по договору социального найма, невозможность проживания в нем устанавливается отдельным актом органа опеки и попечительства субъекта РФ о признании невозможным проживания в жилом помещении. Данный акт может быть обжалован заявителем вместе с решением органа опеки и попечительства субъекта РФ об отказе во включении гражданина в список или отдельно от этого решения.

На основании проведенной проверки и принятия акта о возможности или невозможности проживания в ранее занимаемом гражданином жилом помещении орган опеки и попечительства субъекта РФ выносит одно из следующих решений:

о включении гражданина в список;

об отказе во включении гражданина в список.

Решение оформляется в форме акта, предусмотренного законодательством субъекта РФ. Копия акта направляется заявителю.

Решение об отказе во включении гражданина в список принимается в случае отсутствия предусмотренных законодательством оснований и может быть обжаловано заинтересованными лицами в судебном порядке.

В случае изменения обстоятельств и возникновения до достижения детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, возраста 18 лет новых оснований для включения детей в список законные представители вправе повторно обратиться с заявлением о включении подопечных в список.