Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

8. Особенности наблюдения за ценами на отдельные виды товаров

8. ОСОБЕННОСТИ НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ЦЕНАМИ НА ОТДЕЛЬНЫЕ

ВИДЫ ТОВАРОВ

8.1. Особенности сбора ценовой информации на отдельные виды продовольственных товаров.

По позиции "Масло подсолнечное" при пересчете цены, зарегистрированной за один литр, в цену за кг применяется коэффициент пересчета 0,93, т.е. один литр масла подсолнечного равен 0,93 кг.

Например, на масло подсолнечное зарегистрирована цена 24 руб. за литр, в результате пересчета цена за кг составит:

24 руб. : 0,93 = 25,81 руб.

По позиции "Ужин в ресторане заказной (включая спиртные напитки)" для наблюдения рекомендуется сформировать типичный набор из блюд, которые являются наиболее востребованными в данном ресторане и цены на которые возможно отследить в данном ресторане в течение длительного периода времени. Кроме того, рекомендуется включать в данный набор блюда, цены на которые находятся на среднем уровне, т.е. не регистрировать цены на блюда, имеющие крайние значения цен (наиболее высокие или наиболее низкие).

Для формирования цены на "Ужин в ресторане заказной, включая спиртные напитки, на одного человека" должны быть зарегистрированы цены на отдельные блюда, включенные в типичный набор.

При формировании меню (набора) типичного ужина рекомендуется включать перечисленные ниже составляющие по одной порции в расчете на одного человека.

Закуски (две разные):

- ассорти рыбное или ассорти мясное, рыба заливная, язык заливной и т.д.;

- салат (мясной, рыбный, "оливье", ассорти и т.д.).

Горячее блюдо: мясное блюдо (антрекот, лангет, шашлык, ромштекс, котлета по-киевски, цыплята табака, свинина или говядина жареные, запеченные, тушеные и т.д.) или рыбное блюдо (шашлык рыбный, рыба запеченная, жареная, фаршированная и т.д.).

Десерт: мороженое (100 г) или пирожное (100 г).

Напитки алкогольные:

- водка 150 г;

- вино виноградное столовое (сухое, полусухое, полусладкое) 250 г.

Напитки безалкогольные: сок фруктовый, овощной; морс клюквенный, фруктовый; вода минеральная; вода фруктовая - 0,5 л.

Чай или кофе: одна чашка.

Хлеб: белый (2 куска) и черный (2 куска).

Пример формирования меню (набора) типичного ужина (на одного человека):

Закуски:

- ассорти рыбное (90/35 г);

- салат "Столичный" (100 г).

Горячее блюдо: свинина запеченная с грибами (100/70/40 г), со сложным гарниром (150/5 г).

Десерт: мороженое десертное фруктовое (100/30 г).

Напитки алкогольные:

- водка "Посольская" (150 г);

- вино "Каберне" (250 г).

Напитки безалкогольные: морс клюквенный (0,5 л).

Кофе натуральный (100/11 г).

Хлеб: белый (2 куска) и черный (2 куска).

Цена за ужин определяется как сумма цен блюд, включенных в набор.

По позиции "Обед в ресторане заказной в дневное время" регистрируется стоимость обеда в расчете на одного человека, составленного по следующему примерному меню:

Закуска: салат столичный или салат со свежими помидорами, огурцами, рыбная закуска или салат с грибами и т.п.

Первое блюдо: солянка, харчо, суп с курицей и т.п.

Второе блюдо: антрекот, лангет, ромштекс, котлета по-киевски и т.п. со сложным гарниром.

Третье блюдо: сок, кофе, мороженое и т.п.

Хлеб: белый и черный - 2 куска.

По позициям "Обед в столовой, кафе, закусочной (кроме столовых в организациях" и "Обед в столовой в организации" регистрируется стоимость обеда, составленного по следующему примерному меню:

Закуска: салат овощной, винегрет.

Первое блюдо: щи, борщ, суп овощной и т.п.

Второе блюдо: котлета, шницель, бифштекс, рыба, мясо тушеное и т.п. с гарниром (картофель, гречка, рис и т.п.).

Третье блюдо: компот, кисель, плодово-ягодный напиток.

Хлеб: белый и черный - 2 куска.

По всем перечисленным позициям цена за ужин и обед определяется как сумма цен блюд, включенных в набор.

8.2. Особенности сбора ценовой информации на отдельные виды непродовольственных товаров.

При регистрации цен на отдельные виды непродовольственных товаров, в частности одежды, обуви, необходимо давать достаточно подробные характеристики конкретных их видов, при этом рекомендуется указывать состав сырья, цвет, артикул или номер модели, наименование фирмы - производителя товара, страну происхождения товара.

По тем позициям, которые имеют широкие спецификации (т.е. общее, неконкретное описание), а ассортимент товаров с конкретными потребительскими свойствами, относящимися к данному товару-представителю, на потребительском рынке представлен существенным разнообразием изделий со значительной дифференциацией цен, рекомендуется отбирать для регистрации цен большее количество конкретных товаров с тем, чтобы увеличить точность расчета средней цены на этот товар и обеспечить репрезентативность динамики цен.

При отборе для наблюдения за ценами конкретных позиций одежды и обуви рекомендуется отдавать предпочтение классическим, традиционным моделям.

В условиях частой смены ассортимента допускается включение в перечень наблюдаемых позиций отдельных видов одежды и обуви, качественные характеристики которых несколько отличаются, но близки к установленным для наблюдения товарам-представителям набора. Такая замена в ассортименте возможна только при условии, что уровень цен на заменяемые изделия незначительно отличается от цен на изделия, предусмотренные набором.

Например, при сборе ценовой информации по позициям:

"Кроссовые туфли для взрослых с верхом из натуральной кожи" - в наблюдение могут быть включены кроссовые туфли из натуральной кожи со вставками из различных материалов.

При осуществлении отбора конкретного товара для наблюдения за ценами по позиции "Зеркало навесное для ванной комнаты (размером 40 x 60)" - предпочтение отдается наиболее простому варианту навесного зеркала - без рамы или художественного оформления.

При регистрации цен на отдельные виды мебели, наряду с изделиями, при производстве которых применена отделка пластиком или текстурной бумагой (ламинатом), возможна регистрация цен на мебель, при производстве которой применены современные материалы ДСП (ламинированная ДСП) и МДФ.

При наблюдении за ценами на товары, являющиеся приборами сложной бытовой техники ("Телевизор цветного изображения", "Монитор для настольного компьютера", "Телефонный аппарат сотовой связи в комплекте" и т.п.), представленные на потребительском рынке разнообразным, часто обновляемым ассортиментом изделий, с существенным различием в качественных характеристиках и потребительских свойствах, а также большой дифференциацией цен, рекомендуется включать в наблюдение максимально возможное число различных моделей.

Следует иметь в виду, что при появлении на рынке такого товара на формирование цены существенное влияние оказывает фактор новизны и престижности товара. По истечении нескольких месяцев, когда происходит насыщение рынка данным товаром, влияние указанных факторов сокращается, что чаще всего сопровождается снижением первоначальной цены. По таким товарам в расчет ИПЦ ценовую информацию рекомендуется включать по мере стабилизации цен на них. Данная группа товаров характеризуется быстрым моральным старением изделий. Поэтому следует постоянно отслеживать ассортиментные изменения на потребительском рынке и производить постепенную замену наблюдаемых товаров в течение года, подключая на место устаревающих и уходящих с рынка новые модели.

При этом при отборе конкретных товаров для наблюдения, а также отслеживания смены ассортимента, помимо опроса продавцов, рекомендуется использовать всевозможную рекламную продукцию, содержащую характеристики конкретных моделей, различные каталоги, прейскуранты (прайс-листы) и т.п.

Наиболее динамичным является рынок телефонных аппаратов сотовой связи.

По позиции "Телефонный аппарат сотовой связи в комплекте" - регистрируется цена на отдельные модели и марки телефонных аппаратов сотовой связи среднего ценового класса в комплекте (трубка, аккумуляторная батарея и другие аксессуары, входящие в комплект) производства фирм, имеющих наибольшее распространение на потребительском рынке (Ericsson, Motorola, Nokia, Panasonic, Philips, Samsung, Siemens и т.п.).

Регистрируется цена сотового телефонного аппарата, без оплаты тарифного плана - подключения к сети мобильной связи.

Для наблюдения отбираются модели и марки аппаратов сотовых телефонов, уровень цен на которые находится в среднем диапазоне - от 70 до 300 долларов США.

В связи с тем, что в течение года происходит значительное обновление ассортимента, рекомендуется начинать наблюдение за ценами на новые модели телефонных аппаратов с момента появления их на рынке, но в расчет ИПЦ включать цены на эти модели через 2 - 3 месяца наблюдения, когда после исчезновения фактора новизны динамика цен на них примет стабильный характер. Эти модели рекомендуется сохранять в наборе для расчета ИПЦ до тех пор, пока в результате морального старения объем продаж их начнет сокращаться, а цены существенно снижаться.

В связи с быстрым моральным старением моделей телефонных аппаратов нецелесообразно, в отличие от других товаров, сохранять в перечне наблюдаемых в течение всего года одни и те же модели.

Частичную ротацию (подключение в расчет средней цены по 1 - 2 новые модели с одновременным исключением из него такого же количество устаревших моделей) возможно осуществлять 2 - 3 раза в год.

Цены на свежесрезанные цветы (роза, гвоздика, хризантема и т.п.), а также на землю для растений (питательный грунт, почвенную смесь на основе торфа) рекомендуется регистрировать в организациях торговли, реализующих их на постоянной основе, а также на организованных рынках.

Регистрируются цены на цветы традиционных сортов стандартного размера средней ценовой категории.

По позиции "Легковой автомобиль импортный подержанный" при наблюдении за ценами на наиболее распространенные модели машин среднего ценового класса с одинаковым годом выпуска одним из важнейших дополнительных критериев для отбора товаров-представителей может стать показатель пробега.

При регистрации цен на медикаменты следует максимально придерживаться условий сопоставимости препаратов (лекарственная форма, дозировка, производитель, поставщик и т.п.).

В перечень товаров и услуг, принятый для исчисления индекса потребительских цен, лекарственные препараты включены по своему международному непатентованному названию (далее - МНН). При этом сбор ценовой информации производится по действующим торговым наименованиям (конкретным препаратам).

Например, "Ацетилсалициловая кислота" - МНН, "Аспирин" - торговое наименование препарата.

В описании товара-представителя указываются наиболее распространенные и востребованные торговые наименования препарата. В том случае, если осуществлять наблюдение за рекомендованными препаратами в аптеках города не представляется возможным в связи с отсутствием этих лекарственных средств, наблюдение может осуществляться за другими торговыми наименованиями данного препарата, имеющими соответствующую описанию лекарственную форму и дозировку.

Так, по позиции "Комбинированные анальгетики", помимо рекомендованных для наблюдения за ценами препаратов Пенталгин, Пенталгин-ICN и Седалгин-Нео, могут регистрироваться цены и на другие препараты, содержащие формулу: Парацетамол + метамизол натрия + кофеин + фенобарбитал + кодеин (например, Пенталгин-Н.С., Пенталгин-Нова, Пенталгин-ФК, Пентальфен-МЭЗ, Пентамиалгин, Седал-М).

Необходимо учитывать, что пересчет большей или меньшей дозировки предлагаемого в продаже препарата в дозировку, предусмотренную описанием, может привести к искажению реальной цены. Поэтому при временном отсутствии в продаже препаратов необходимой дозировки следует руководствоваться правилами замены товара, подбирая, в случае необходимости, торговые наименования требуемой дозировки.