<Письмо> ФНП от 23.05.2013 N 1157/06-06 "О возможности передачи полномочий органов местного самоуправления муниципальному учреждению"

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НОТАРИАЛЬНАЯ ПАЛАТА

ПИСЬМО

от 23 мая 2013 г. N 1157/06-06

О ВОЗМОЖНОСТИ

ПЕРЕДАЧИ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

МУНИЦИПАЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ

В связи с обращением по вопросу о возможности передачи полномочий органов местного самоуправления по созданию муниципального автономного учреждения отраслевым (функциональным) органам местной администрации сообщаю.

Как усматривается из обращения, указанный вопрос возник в связи с необходимостью совершения нотариального действия по свидетельствованию подлинности подписи на заявлениях, представляемых в налоговый орган для государственной регистрации юридического лица и проверкой полномочий лица, подписывающего такое заявление. Согласно статье 9 (подпункт 1.2 пункта 1) Федерального закона от 08.08.2001 (в ред. от 01.04.2012) "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" указанное заявление должно подписываться уполномоченным на то лицом - "заявителем" (перечень лиц, которые могут быть заявителями при государственной регистрации юридических лиц, перечислены в подпункте 1.3 пункта 1 указанной статьи Закона).

Федеральная нотариальная палата разделяет обеспокоенность по поводу наличия действительных полномочий у лиц, верность подписи которых надлежит засвидетельствовать нотариально.

Правильно обращено внимание на то, что учредителями автономных муниципальных учреждений являются органы местного самоуправления (подпункт 3 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 (в ред. от 30.12.2012) N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - "Федеральный закон N 131-ФЗ), статья 6 Федерального закона от 03.11.2006 (в ред. 03.12.2012) "Об автономных учреждениях", статья 9.1 (пункт 3) Федерального закона 12.01.1996 (в ред. от 11.02.2013) "О некоммерческих организациях".

Одновременно обращается внимание на положения Федерального закона "Об автономных учреждениях" (часть первая статьи 6, часть шестая статьи 9, части первая и седьмая статьи 2), на то, что функции и полномочия учредителя автономного учреждения, созданного на базе имущества, находящегося в собственности муниципального образования, осуществляются органом местного самоуправления в порядке, определяемом местной администрацией. К компетенции учредителя относятся и функции по назначению руководителя автономного учреждения. Автономное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными федеральным законом и уставом, путем выполнения работ, оказания услуг в сферах, указанных в части первой статьи 2 данного Закона, а именно в сферах: науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах). Муниципальное задание для автономного учреждения формируется и утверждается учредителем в соответствии с видами деятельности, предусмотренными ее уставом.

В обращении также подчеркивается, что функции и полномочия учредителя муниципальных автономных учреждений могут выполнять только органы местного самоуправления соответствующего муниципального образования.

Структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Структура органов местного самоуправления определяется населением на местном референдуме или представительным органом муниципального образования и закрепляется в уставе муниципального образования (ст. 34 Федерального закона N 131-ФЗ).

Согласно статье 41 Федерального закона N 131-ФЗ:

1) органы местного самоуправления, которые в соответствии с данным Федеральным законом и уставом муниципального образования наделяются правами юридического лица, являются муниципальными казенными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций, и подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц в соответствии с федеральным законом;

2) представительный орган муниципального образования и местная администрация как юридические лица действуют на основании общих положений Федерального закона в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации применительно к казенным учреждениям.

3) основаниями для государственной регистрации органов местного самоуправления в качестве юридических лиц являются устав муниципального образования и решение о создании соответствующего органа местного самоуправления с правами юридического лица.

В случае отсутствия Устава муниципального образования основанием для государственной регистрации органов местного самоуправления в качестве юридического лица являются:

- для представительного органа муниципального образования - протокол заседания представительного органа муниципального образования, содержащий решение о наделении этого представительного органа правами юридического лица;

- для иных органов местного самоуправления - решение представительного органа муниципального образования об учреждении соответствующего органа местного самоуправления с правами юридического лица.

4) основанием для государственной регистрации органов местной администрации в качестве юридических лиц являются решение представительного органа муниципального образования об учреждении соответствующего органа в форме муниципального казенного учреждения и утверждение положения о нем этим представительным органом муниципального образования по представлению главы местной администрации.

Рассматривая положения указанной статьи, касающиеся "казенных учреждений", представляется, в данном случае необходимо различать правовой статус казенного учреждения и органов местного самоуправления.

Муниципальное казенное учреждение согласно статье 120 ГК РФ учреждается муниципальным образованием в порядке, предусмотренном местной администрацией муниципального образования.

Из статьи 6 Бюджетного кодекса РФ усматривается, что под муниципальным казенным учреждением понимается муниципальное учреждение, осуществляющее оказание муниципальных услуг, выполнение работ и (или) исполнение муниципальных функций в целях реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств местного бюджета на основании бюджетной сметы.

Органы местного самоуправления обладают самостоятельной компетенцией по решению вопросов местного значения, а казенные учреждения обеспечивают реализацию полномочий органов местного самоуправления.

Законодательство, предусматривая возможность вхождения в структуру местной администрации отраслевых (функциональных) и территориальных органов местной администрации, понятия такого органа не раскрывает.

С учетом изложенного Федеральная нотариальная палата полагает, что при проверке полномочий лиц, обратившихся за совершением нотариального действия по свидетельствованию верности их подписи на заявлениях, представляемых в налоговые органы для государственной регистрации юридического лица, нотариус должен исходить из анализа норм законодательства и конкретных уставных положений органов муниципального образования.

Президент Палаты

М.И.САЗОНОВА