Документ не применяется. Подробнее см. Справку

3. Оценка регулирования

3.1. В соответствии с нормами пункта 3 части 2 статьи 13 закона N 41-ФЗ опробование, анализ и клеймение государственным пробирным клеймом всех ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов отечественного производства, а также указанных изделий, ввезенных на территорию Российской Федерации для продажи, является частью федерального пробирного надзора.

Согласно разделу 1 Инструкции, ее нормы распространяются среди прочего на начисление государственной пошлины за совершение действий уполномоченными государственными учреждениями при осуществлении федерального пробирного надзора (далее - государственная пошлина) в соответствии с нормами статьи 333.31 Налогового кодекса Российской Федерации.

Вместе с тем, указанная норма Инструкции противоречит положениям части 3 статьи 7 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - закон N 294-ФЗ), согласно которым плата с юридических лиц, индивидуальных предпринимателей за проведение мероприятий по контролю не взимается, а также противоречит одному из основных принципов защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), а именно принципу недопустимости взимания органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля с юридических лиц, индивидуальных предпринимателей платы за проведение мероприятий по контролю, установленному частью 8 статьи 3 закона N 294-ФЗ.

3.2. Согласно пункту 2.2 Инструкции среди прочего утверждена норма, согласно которой не подлежат приему на опробование и клеймение изделия без оттисков именников, изготовленные на территории Российской Федерации (кроме изделий, предназначенных для клеймения совмещенным инструментом и постановки именника электроискровым методом), с нечеткими, деформированными оттисками или с отсутствием какого-либо элемента (знака) в оттиске, с оттисками именника прошлых лет.

Учитывая, что указанная норма относится непосредственно к ювелирным изделиям, произведенным на территории Российской Федерации, представляется, что указанное положение Инструкции является фактом дискриминационного установления и применения обязательных требований к отдельным субъектам предпринимательской деятельности, что на практике может способствовать необоснованному снижению конкурентоспособности российских производителей ювелирных изделий в сравнении с импортерами. Так, согласно рассматриваемой норме, импортируемые на территорию Российской Федерации изделия не обязаны иметь оттиск ввозящего их импортера. Указанный факт ставит российского производителя ювелирных изделий в неравные условия с импортером, так как импортер имеет возможность опробовать и клеймить изделия в любой из имеющихся государственных инспекций пробирного надзора (далее - госинспекции), а российский производитель - только в той госинспекции, к которой прикреплен (где зарегистрирован его именник).

Кроме того, рассматриваемая норма имеет смысловое противоречие с целью регулирования, заявленной законом N 41-ФЗ. Так, согласно части 1 статьи 13 закона N 41-ФЗ федеральный пробирный надзор осуществляется в целях защиты прав потребителей ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, прав изготовителей этих изделий от недобросовестной конкуренции. Однако в отсутствие именника импортера конечный потребитель не в состоянии определить, кто является непосредственным поставщиком данных изделий в Российскую Федерацию, а российские производители ювелирных изделий, таким образом, на практике сталкиваются с дискриминационными нормами, установленными Инструкцией.

3.3. Согласно пункту 2.4 Инструкции среди прочего утверждена норма, согласно которой срок выполнения пробирных операций устанавливается госинспекцией по согласованию со сдатчиком (согласно графику приема-выдачи изделий) в пределах 10 календарных дней. Срок выполнения пробирных операций для изделий иностранного производства устанавливается госинспекцией в зависимости от объема (количества) изделий, предъявленных на опробование и клеймение. В случае, когда пробирные операции не могут быть выполнены в установленный срок, госинспекция уведомляет об этом сдатчика изделий и устанавливает по согласованию с ним дополнительный срок. При оценке настоящей нормы Инструкции необходимо обратить внимание на тот факт, что до принятия нормативного акта действовал приказ Роскомдрагмета от 23 июня 1995 г. N 182 (далее - отмененный приказ) "Об утверждении инструкции по осуществлению пробирного надзора", согласно аналогичной норме которого срок выполнения пробирных операций составлял не более 3 дней. При проведении настоящей экспертизы Минэкономразвития России в соответствии с Запросом среди прочего просило разработчика представить информацию о том, чем вызвана необходимость установления десятидневного срока рассматриваемой нормой Инструкции. Однако Минфин России соответствующих разъяснений не представил. Учитывая данные о среднегодовом количестве заклейменных ювелирных изделий за период 2007 - 2008 (период действия отмененного приказа) гг. и 2009 - 2011 гг. (период действия нормативного акта), представленные Минфином России в рабочем порядке (Таблица 2), представляется сомнительной обоснованность и целесообразность установления рассматриваемого регулирования в части проведения пробирных операций продолжительностью в 10 дней.