Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу

12.8. Определение сил, действующих на длинномерные грузы и используемые для их перевозки турникеты

12.8. Определение сил, действующих на длинномерные грузы

и используемые для их перевозки турникеты

12.8.1. При погрузке длинномерного груза с опорой на один вагон расчеты выполняют в соответствии с пунктом 11 настоящей главы.

При размещении груза с опорой на два вагона с использованием турникета производится расчет устройств для крепления грузов к грузовым площадкам турникетных опор и турникетных опор к вагону.

При разработке новых конструкций турникетов должны рассчитываться турникетные опоры и устройства их крепления к вагонам. Расчеты выполняются с учетом продольных, поперечных и вертикальных инерционных сил, а также сил трения и ветровой нагрузки.

В формулах для определения сил приняты следующие обозначения:

массы:

Qтур - масса турникета;

Qтур.н - масса неподвижных частей турникетной опоры;

Qтур.п - масса подвижных частей турникетной опоры;

сил трения в продольном направлении:

Fпртр.оп - между турникетной опорой и платформой;

Fпртр.пн - между подвижными и неподвижными частями турникетной опоры;

Fпртр.гп - между грузом и грузовой площадкой;

сил трения в поперечном направлении:

Fптр.оп - между турникетной опорой и платформой;

Fптр.пн - между подвижными и неподвижными частями турникетной опоры;

Fптр.гп - между грузом и грузовой площадкой.

Для грузов, размещенных на сцепе с опорой на два вагона, точкой приложения продольных инерционных сил принимается центр тяжести груза (ЦТгр).

Точками приложения поперечных и вертикальных инерционных сил принимаются центры тяжести поперечных сечений груза, расположенные в вертикальных плоскостях, проходящих через середину опор.

Точкой приложения равнодействующей ветровой нагрузки принимается геометрический центр общей наветренной поверхности груза и турникетных опор.

12.8.2. Продольные инерционные силы, действующие на длинномерный груз и на турникетные опоры, зависят от конструкции турникетов, способа закрепления груза к турникетным опорам и турникетных опор к вагону.

Продольная инерционная сила, действующая на груз, рассчитывается по формуле:

Fпр = aпрт (Qгр + nпQтур.п) (тс) (84)

Продольная инерционная сила, действующая на крепление турникетной опоры к вагону, рассчитывается по формулам:

- для неподвижной опоры неподвижного турникета:

Fпр = aпрт (Qгр + 0,5Qтур + Qтур.п) (тс); (85)

- для подвижной опоры неподвижного турникета:

00000213.wmz; (86)

- для каждой опоры подвижного турникета:

Fпр = aпрт 0,5(Qгр + Qтур) (тс), (87)

где aпрт - удельная продольная инерционная сила;

00000214.wmz - коэффициент трения скольжения между подвижной грузовой площадкой и основанием подвижной опоры неподвижного турникета, принимается равным 0,1;

nп - количество подвижных опор турникета: nп = 1 для неподвижного турникета,

nп = 2 для подвижного турникета.

Величина удельной продольной инерционной силы aпрт определяется в зависимости от типа и конструкции турникета.

Для подвижных турникетов со стальными фрикционными элементами aпрт зависит от угла наклона к горизонтальной плоскости клиновой поверхности или криволинейных направляющих в точке, находящейся на расстоянии 400 мм от нейтрального положения подвижной части турникетной опоры. При суммарной массе груза и подвижных частей турникетных опор 65 т и более aпрт принимается равной:

Угол наклона, град

14

15

17

19

Значение aпрт, тс/т

0,48

0,53

0,58

0,7

При суммарной массе груза и подвижных частей турникетных опор менее 65 т для определения значения aпрт необходимо проведение экспериментальных работ; если это невозможно, следует пользоваться формулой 88.

Для других типов подвижных турникетов, а также для неподвижных турникетов aпрт определяют по формуле:

00000215.wmz (88)

В формуле (88) величины aпрт188 и aпрт44 принимаются равными:

- для подвижных турникетов и неподвижных (шкворневых) турникетов с упругим креплением груза к неподвижной опоре - aпрт188 = 0,86 тс/т; aпрт44 = 1,2 тс/т;

- для неподвижных (шкворневых) турникетов с жестким креплением груза к неподвижной опоре: для несъемных турникетов (закрепленных на платформе сваркой) aпрт188 = 2,0 тс/т, aпрт44 = 3,0 тс/т; для съемных турникетов - aпрт188 = 1,56 тс/т, aпрт44 = 1,9 тс/т.

12.8.3. Поперечные горизонтальные инерционные силы, действующие на длинномерный груз и турникетные опоры, рассчитываются по формулам:

- сила, действующая на груз:

Fп = aпт (Qгр + nпQтур.п) / 1000 (тс), (89)

где aпт = 450 кгс/т - удельная поперечная инерционная сила при размещении груза с опорой на два вагона;

- сила, действующая на крепление опор подвижного и неподвижного турникетов к вагону:

Fпт = aпт 0,5 (Qгр + Qтур) / 1000 (тс). (90)

12.8.4. Вертикальные инерционные силы, действующие на груз и турникетные опоры, определяются по формулам:

- сила, действующая на груз:

Fв = aвQгр / 1000 (тс); (91)

- сила, действующая на турникетную опору с грузом:

Fвт = aв0,5(Qгр + Qтур) / 1000 (тс), (92)

где aв - удельная вертикальная сила определяется по формуле:

00000216.wmz, (93)

где lгр - расстояние от поперечной плоскости симметрии платформы до поперечной оси турникетной опоры, м.

В случаях загрузки сцепа грузом массой менее 10 тонн в расчетах значение Qгр принимают равным 10 т.

12.8.5. Ветровую нагрузку принимают перпендикулярной к продольной плоскости симметрии сцепа и определяют по формуле:

Wп = 50(Sгр + Sтур) (кгс), (94)

где Sгр, Sтур - площадь наветренной поверхности соответственно груза и турникетных опор, м2.

Для цилиндрической поверхности Sгр принимают равной половине площади проекции поверхности груза на продольную плоскость симметрии вагона.

12.8.6. Силы трения для расчета крепления груза и турникетных опор неподвижного турникета определяют по следующим формулам.

В продольном направлении:

- при креплении груза на неподвижной турникетной опоре:

00000217.wmz; (95)

- при креплении турникетной опоры к вагону:

00000218.wmz, (96)

где 00000219.wmz - коэффициент трения турникетной опоры по полу вагона;

00000220.wmz - коэффициент трения груза по грузовой площадке турникетной опоры.

12.8.7. Силы трения для расчета крепления груза и турникетных опор подвижного турникета определяют по следующим формулам.

Силы трения в продольном направлении:

- при креплении груза на опорной площадке турникетной опоры:

00000221.wmz, (97)

где 00000222.wmz - коэффициент трения грузовой площадки по основанию турникетной опоры;

- при креплении турникетной опоры к вагону:

00000223.wmz. (98)

12.8.8. Силы трения для турникетной опоры подвижного и неподвижного турникетов в поперечном направлении определяют по формулам:

- при креплении груза на опорной поверхности турникетной опоры:

00000224.wmz; (99)

- при креплении турникетной опоры к вагону:

00000225.wmz (100)

Расчеты крепления груза к грузовым площадкам турникетных опор и турникетных опор к вагонам производят в соответствии с пунктом 11.5 настоящей главы.