Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу

1. Общие положения

1.1. Настоящая глава устанавливает способы размещения и крепления в пределах зонального габарита погрузки:

- грузовых контейнеров, характеристики которых соответствуют требованиям стандартов ИСО (ISO) (далее - контейнеры), в том числе рефрижераторных контейнеров, контейнеров-цистерн длиной 20 футов с системой терморегулирования с питанием:

- от автономных дизель-генераторных установок (далее - АДГУ);

- от навесных дизель-генераторных установок (далее - НДГУ);

- от сети централизованного энергоснабжения платформ;

- съемных кузовов, закрытого типа класса C (EN 284, EN 12406) и A (EN 452, EN 12410).

Справочные сведения обозначений контейнеров и их условное значение длины по наружным граням крайних угловых фитингов приведены в таблице 1.

Таблица 1

Обозначение грузового контейнера

Номинальная длина

Длина по наружным граням крайних угловых фитингов, мм

м

фут

1EEE

13,7

(12,2) <*>

45

(40) <*>

13716

(12192) <*>

1EE

1AAA

12,2

40

12192

1AA

1A

1AX

1BBB

9,1

30

9125

1BB

1B

1BX

1CC

6,0

20

6058

1C

1CX

1D

3,0

10

2991

1DX

--------------------------------

<*> В скобках приведены значения длины по наружным граням фитингов, используемых для установки на платформу.

1.2. Контейнеры, имеющие оборудование (навесные дизель-генераторные установки, приборы и т.п.) или конструкцию (длину цистерны или кузова), выступающие по длине за угловые или промежуточные фитинги (в случае погрузки на промежуточные фитинги), размещают в соответствии со схемами, приведенными в пунктах 2 и 3, при условии, что выход по длине крайних точек конструкции контейнера или его оборудования за пределы концевых балок рамы платформы не превышает 400 мм. Для размещения таких контейнеров на вагоне используют схемы, позволяющие установить контейнеры на вагон.

1.3. Допускается совместное размещение различных типов контейнеров на одной платформе.

1.4. Нижние фитинги контейнеров (съемных кузовов), опорные поверхности и головки упоров на платформах, полы в местах опирания контейнеров должны быть очищены от снега, льда и мусора. В зимний период настил пола в местах опирания контейнеров на универсальных вагонах, не оборудованных упорами для крепления контейнеров, должен быть посыпан сухим песком слоем до 2 мм.

1.5. При погрузке контейнеров на универсальную платформу, не оборудованную упорами для крепления контейнеров, торцевые борта платформы подкрепляют короткими торцевыми стойками в соответствии с требованиями главы 1 настоящих ТУ.

1.6. На платформе для крупнотоннажных контейнеров, а также на универсальной платформе, оборудованной упорами для закрепления контейнеров, контейнер устанавливают на четыре упора так, чтобы упорные головки, предварительно приведенные в рабочее (вертикальное) положение, вошли в отверстия нижних фитингов. Упорные головки, не используемые для крепления контейнера (которые будут находиться под контейнером), до погрузки должны быть приведены в нерабочее положение. После установки контейнеров на платформу необходимо проверить через боковые отверстия фитингов правильность положения упорных головок в рабочем (вертикальном) положении.

1.7. Допускается наличие зазора между опорной плоскостью одного из фитингов контейнера и опорной плитой упора платформы не более 30 мм.

1.8. Схемы настоящей главы также распространяются на перевозки в составе грузовых поездов со скоростью до 120 км/час включительно контейнеров на платформах, оборудованных упорами для крепления контейнеров с механизмом фиксации, исключающим вертикальное перемещение контейнеров.

1.9. Для целей настоящей главы под термином "погрузочная длина платформы" понимается длина платформы в футах, полученная суммированием длин контейнеров длиной 20 футов, не имеющих оборудования, выступающего по длине за угловые фитинги, которые могут быть размещены на платформе по всей ее длине вплотную друг к другу.

1.10. Масса брутто каждого контейнера, размещаемого на вагоне, не должна превышать величину, допускаемую технической документацией на вагон.

1.11. Подбор контейнеров для размещения на одной платформе производят в соответствии с таблицами допускаемых сочетаний масс брутто контейнеров (Приложение к настоящей главе) или по критериям, приведенным в соответствующих пунктах.

Приведенные в таблицах Приложения к настоящей главе допускаемые сочетания масс брутто контейнеров обозначены знаками "+" и "о". Если допускаемое сочетание масс брутто контейнеров находится в зоне со знаком "+", допускается погрузка контейнеров как со смещением, так и без смещения центра тяжести груза в контейнере. Если допускаемое сочетание масс брутто контейнеров находится в зоне со знаком "о", допускается погрузка контейнеров только без смещения центра тяжести груза в контейнере.

Если расположение центра тяжести груза в контейнере неизвестно или смещение центра тяжести груза (независимо от его величины) имеется хотя бы у одного из контейнеров, то допускаемое сочетание масс брутто контейнеров выбирается по варианту, рассчитанному для максимально допускаемого смещения центра тяжести груза в контейнере (обозначенному знаком "+").

В таблицах Приложения значения массы порожнего контейнера условно приняты: контейнера длиной 10 футов 1,0 т, контейнеров длиной 20 футов и 30 футов - 2,0 т, контейнеров длиной 40 футов и 45 футов - 4,0 т. В случаях, когда фактическая масса порожнего контейнера превышает указанные значения, она округляется до ближайшего большего целого значения, приведенного в таблицах. Например, для контейнера длиной 20 футов, имеющего массу тары (TARE) 2200 кг, принимают значение массы 3,0 т.

При пользовании таблицами фактическую массу брутто контейнера округляют до ближайшего большего значения в тоннах.

Величины максимально допускаемого смещения центра тяжести груза в контейнере в продольном направлении приведены в таблице 2.

Таблица 2

Длина контейнера по угловым фитингам, фут

Максимальное допускаемое смещение центра тяжести груза в контейнере в продольном направлении, мм

45

1200

40

1200

30

900

20

600

10

300

1.12. Допускается производить подбор контейнеров расчетным способом с учетом смещения центра тяжести груза в контейнерах, а также массы АДГУ (при их использовании) при выполнении требований ГОСТ 22235: разница в загрузке тележек не должна превышать 10 т для четырехосных вагонов, а нагрузка, приходящаяся на каждую тележку, должна быть не более половины грузоподъемности вагона. При этом разрабатывается эскиз, содержащий схему размещения контейнеров в вагоне, и расчет, подтверждающий выполнение этих требований.

1.13. При размещении на платформе порожних контейнеров дверями наружу, одного порожнего контейнера или двух порожних контейнеров в торцах платформы на двери контейнера устанавливают закрутку из стальной проволоки в термообработанном состоянии диаметром не менее 4 мм в один оборот с закруткой концов проволоки в три оборота (по всей длине) или тросовую закрутку. При размещении на платформе аналогичным образом груженых контейнеров, запломбированных пломбами, на двери контейнеров устанавливают такую же закрутку.

1.14. Изображение контейнеров и расположение дверей на рисунках показано условно.

1.15. При размещении на вагоне груженых контейнеров-платформ крепление самого груза на контейнере-платформе должно производиться по НТУ или МТУ.