Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу

4. Размещение грузов в вагонах

4.1. Суммарная масса груза и средств крепления в вагоне не должна превышать грузоподъемность, указанную на вагоне, а при погрузке груза с опиранием на два вагона доля массы груза и средств крепления, приходящаяся на каждый грузонесущий вагон сцепа, не должна превышать грузоподъемность, указанную на каждом вагоне. При этом статическая нагрузка от колесной пары вагона на рельсы не должна превышать допускаемых величин, приведенных в Приложении 5 к СМГС.

4.2. Выход груза в продольном направлении за пределы концевых балок рамы платформы или полувагона не должен превышать 400 мм.

4.3. Общий центр тяжести грузов (ЦТгр°) должен располагаться, как правило, на линии пересечения продольной и поперечной плоскостей симметрии вагона. В случаях, когда данное требование невыполнимо по объективным причинам (геометрические параметры груза, условия размещения и крепления), допускается смещение ЦТгр° относительно продольной и поперечной плоскостей симметрии вагона. Допускаемая величина смещения ЦТгр° в продольном направлении lсм (относительно поперечной плоскости симметрии) при погрузке груза и при проверках в пути следования определяется в соответствии с таблицей 9 в зависимости от общей массы груза в вагоне.

Таблица 9

Допускаемое продольное смещение общего центра тяжести

груза в 4-осном вагоне

Масса груза, т

lсм, мм

Масса груза, т

lсм, мм

при погрузке

в пути следования

при погрузке

в пути следования

<= 10

2700

3000

50

750

865

15

2250

2480

55

680

785

20

1950

2160

60

600

720

25

1550

1730

62

550

630

30

1250

1440

67

200

260

35

1100

1235

70

0

60

40

950

1080

> 70

0

0

45

850

960

Примечание.

1. В случае жесткого крепления груза на вагоне допускается при погрузке использовать значения lсм, указанные в графе "в пути следования".

2. Для промежуточных значений массы груза допускаемые смещения lсм определяются линейной интерполяцией.

В соответствии с Межгосударственным стандартом ГОСТ 22235 в случае необходимости несимметричного расположения груза в вагоне разница в загрузке тележек не должна превышать для 4-осных вагонов - 10 т; 6-осных - 15 т; 8-осных - 20 т. При этом нагрузка, приходящаяся на каждую из тележек, должна быть не более половины грузоподъемности вагона.

4.4. Допускаемая величина смещения ЦТгр° в поперечном направлении bсм (относительно продольной плоскости симметрии) при погрузке груза и при проверках в пути следования определяется в соответствии с таблицей 10 в зависимости от общей массы груза в вагоне и высоты общего центра тяжести вагона с грузом (Нцт°) над уровнем головок рельсов.

Таблица 10

Допускаемое поперечное смещение общего центра тяжести

груза в 4-осном вагоне

Масса груза, т

Высота общего центра тяжести вагона с грузом над УГР, м

bсм, мм

Масса груза, т

Высота общего центра тяжести вагона с грузом над УГР, м

bсм, мм

при погрузке

в пути следования

при погрузке

в пути следования

<= 10

<= 1,2

450

620

55

<= 1,5

150

220

1,5

380

550

2,0

120

170

2,0

290

410

2,3

100

150

30

<= 1,2

380

550

67

<= 1,5

125

180

1,5

310

450

2,0

95

140

2,0

250

350

2,3

80

120

2,3

200

280

50

<= 1,2

250

350

> 67

<= 2,3

70

100

1,5

200

280

2,0

180

250

2,3

140

200

Примечание.

1. В случае жесткого крепления груза на вагоне допускается при погрузке использовать значения bсм, указанные в графе "в пути следования".

2. Для промежуточных значений массы груза и высоты Hцто допускаемые смещения bсм определяются линейной интерполяцией.

Допускается одновременное смещение ЦТгро относительно продольной и поперечной плоскостей симметрии вагона в пределах значений, указанных в таблицах 9 и 10.

4.5. Пример применения метода интерполяции.

Определить допускаемые значения продольного и поперечного смещений общего центра тяжести при погрузке груза массой Qгр = 33 т при высоте общего центра тяжести вагона с грузом над УГР, равной 1,4 м.

Определение допускаемого значения продольного смещения.

00000009.wmz

Определение допускаемого значения поперечного смещения.

Определяем значение поперечного смещения при Hцт° = 1,2 м.

00000010.wmz

Определяем значение поперечного смещения при Hцт° = 1,5 м.

00000011.wmz

Определяем значение поперечного смещения при Hцт° = 1,4 м.

00000012.wmz

4.6. Положение общего центра тяжести грузов (ЦТгро) в продольном и поперечном направлениях (рисунок 5) определяется по формулам:

- в продольном направлении:

00000013.wmz, (1)

где Qгро = Qгр1 + Qгр2 + ... + Qгрn - общая масса груза в вагоне, т;

Qгр1, Qгр2, ..., Qгрn - масса единицы груза, т;

l1, l2, ..., ln - расстояния центров тяжести единиц груза от торцевого борта кузова вагона, мм;

L - длина кузова вагона, мм;

- в поперечном направлении:

00000014.wmz, (2)

где b1, b2, ..., bn - расстояния центров тяжести единиц груза от бокового борта кузова вагона, мм;

B - ширина кузова вагона, мм.

00000015.png

Рисунок 5 - Расчетная схема определения продольного

и поперечного смещений общего центра тяжести грузов в вагоне

4.7. С целью соблюдения требований о положении общего центра тяжести грузов допускается балластировка вагона. Расчет потребной массы и расположения балластирующего груза выполняется на основе формул (1) и (2).

4.8. Допускается перевозка двух грузов (или групп грузов) одинаковой массы с кососимметричным размещением их в вагоне (рисунок 6) при соблюдении следующих условий:

- высота общего центра тяжести вагона с грузом (Hцто) над УГР не превышает 2300 мм;

- расстояния между центрами тяжести грузов ЦТгр1 и ЦТгр2 в продольном и поперечном направлениях не превышают допускаемых величин, которые определяются в соответствии с таблицей 11 в зависимости от общей массы грузов;

- ЦТгро находится на пересечении продольной и поперечной плоскостей симметрии вагона.

00000016.png

Рисунок 6 - Кососимметричное размещение грузов в вагоне

ЦТгр1, ЦТгр2 - центры тяжести грузов;

ЦТгро - общий центр тяжести груза в вагоне

Таблица 11

Максимальные допускаемые расстояния между центрами тяжести

грузов с кососимметричным размещением их в вагоне

Общая масса двух грузов, т

l, мм

b, мм

<= 20

8000

1250

30

7000

900

40

6000

750

50

6000

600

55

6000

500

67

5000

400

72

4500

350

Примечание: для промежуточных значений общей массы груза максимальные допускаемые расстояния определяют линейной интерполяцией.

4.9. При размещении на платформе груза на двух подкладках, уложенных поперек ее рамы симметрично относительно поперечной плоскости симметрии платформы, расположение подкладок определяется в зависимости от нагрузки на подкладку и ширины Bн распределения нагрузки на раму платформы.

Ширина Bн распределения нагрузки на раму платформы:

Bн = bгр + 1,35 hо (мм), (3)

где bгр - ширина опоры груза в месте опирания, мм; hо - высота подкладки, мм.

Если подкладки расположены в пределах базы платформы (рисунок 7), минимальное допускаемое расстояние a между продольной осью подкладки и поперечной плоскостью симметрии платформы определяется в соответствии с таблицами 12, 12а - 12д. Для промежуточных значений нагрузки на одну подкладку минимальные допускаемые расстояния определяют линейной интерполяцией.

00000017.png

Рисунок 7 - Размещение груза на двух подкладках,

расположенных в пределах базы платформы

Таблица 12

Расположение подкладок, находящихся

в пределах базы платформы с базой 9720 мм

Нагрузка на одну подкладку, тс

Минимальное допускаемое расстояние a (мм) при ширине Bн (мм) распределения нагрузки

880

1780

2700

<= 20

550

325

0

22

950

750

500

25

1200

1100

900

27

1425

1350

1200

30

1675

1600

1450

33

2075

1885

1850

36

3100

2900

2400

Таблица 12а

Расположение подкладок, находящихся

в пределах базы платформы с базой 14400 мм

Нагрузка на одну подкладку, тс

Минимальное допускаемое расстояние a (мм) при ширине Bн (мм) распределения нагрузки

880

1780

2700

<= 20

2890

2665

2340

22

3290

3090

2840

25

3540

3440

3240

27

3765

3690

3540

30

4015

3940

3790

33

4415

4225

4190

36

5440

5240

4740

Таблица 12б

Расположение подкладок, находящихся

в пределах базы платформы с базой 14600 мм

Нагрузка на одну подкладку, тс

Минимальное допускаемое расстояние a (мм) при ширине Bн (мм) распределения нагрузки

880

1780

2700

<= 20

2990

2765

2440

22

3390

3190

2940

25

3640

3540

3340

27

3865

3790

3640

30

4115

4040

3890

33

4515

4325

4290

36

5540

5340

4840

Таблица 12в

Расположение подкладок, находящихся

в пределах базы платформы с базой 14720 мм

Нагрузка на одну подкладку, тс

Минимальное допускаемое расстояние a (мм) при ширине Bн (мм) распределения нагрузки

880

1780

2700

<= 20

3050

2825

2500

22

3450

3250

3000

25

3700

3600

3400

27

3925

3850

3700

30

4175

4100

3950

33

4575

4385

4350

36

5600

5400

4900

Таблица 12г

Расположение подкладок, находящихся

в пределах базы платформы с базой 18500 мм

Нагрузка на одну подкладку, тс

Минимальное допускаемое расстояние a (мм) при ширине Bн (мм) распределения нагрузки

880

1780

2700

<= 20

4940

4715

4390

22

5340

5140

4890

25

5590

5490

5290

27

5815

5740

5590

30

6065

5990

5840

33

6465

6275

6240

36

7490

7290

6790

Таблица 12д

Расположение подкладок, находящихся

в пределах базы платформы с базой 19000 мм"

Нагрузка на одну подкладку, тс

Минимальное допускаемое расстояние a (мм) при ширине Bн (мм) распределения нагрузки

880

1780

2700

<= 20

5190

4965

4640

22

5590

5390

5140

25

5840

5740

5540

27

6065

5990

5840

30

6315

6240

6090

33

6715

6525

6490

36

7740

7540

7040

Если подкладки расположены за пределами базы платформы (рисунок 8), максимальное допускаемое расстояние а между продольной осью подкладки и поперечной плоскостью симметрии платформы определяется в соответствии с таблицами 13, 13а - 13д. Для промежуточных значений нагрузки на одну подкладку максимальные допускаемые расстояния определяют линейной интерполяцией.

00000018.png

Рисунок 8 - Размещение груза на двух подкладках,

расположенных за пределами базы платформы

Таблица 13

Расположение подкладок, находящихся

за пределами базы платформы с базой 9720 мм

Нагрузка на одну подкладку, тс

Максимальное допускаемое расстояние a (мм) при ширине Bн (мм) распределения нагрузки

880

1780

2700

<= 12,5

6250

6350

6400

15,0

6000

6050

6150

20,0

5600

5650

5750

25,0

5400

5450

5550

30,0

5370

5420

5520

33,0

5350

5400

5500

36,0

5330

5380

5500

Примечание. Для промежуточных значений нагрузки на одну подкладку максимальные допускаемые расстояния определяют линейной интерполяцией.

Таблица 13а

Расположение подкладок, находящихся

за пределами базы платформы с базой 14400 мм

Нагрузка на одну подкладку, тс

Максимальное допускаемое расстояние a (мм) при ширине Bн (мм) распределения нагрузки

880

1780

2700

<= 12,5

8590

8690

8740

15,0

8340

8390

8490

20,0

7940

7990

8090

25,0

7740

7790

7890

30,0

7710

7760

7860

33,0

7690

7740

7840

36,0

7670

7720

7840

Таблица 13б

Расположение подкладок, находящихся

за пределами базы платформы с базой 14600 мм

Нагрузка на одну подкладку, тс

Максимальное допускаемое расстояние a (мм) при ширине Bн (мм) распределения нагрузки

880

1780

2700

<= 12,5

8690

8790

8840

15,0

8440

8490

8590

20,0

8040

8090

8190

25,0

7840

7890

7990

30,0

7810

7860

7960

33,0

7790

7840

7940

36,0

7770

7820

7940

Таблица 13в

Расположение подкладок, находящихся

за пределами базы платформы с базой 14720 мм

Нагрузка на одну подкладку, тс

Максимальное допускаемое расстояние a (мм) при ширине Bн (мм) распределения нагрузки

880

1780

2700

<= 12,5

8750

8850

8900

15,0

8500

8550

8650

20,0

8100

8150

8250

25,0

7900

7950

8050

30,0

7870

7920

8020

33,0

7850

7900

8000

36,0

7830

7880

8000

Таблица 13г

Расположение подкладок, находящихся

за пределами базы платформы с базой 18500 мм

Нагрузка на одну подкладку, тс

Максимальное допускаемое расстояние a (мм) при ширине Bн (мм) распределения нагрузки

880

1780

2700

<= 12,5

10640

10740

10790

15,0

10390

10440

10540

20,0

9990

10040

10140

25,0

9790

9840

9940

30,0

9760

9810

9910

33,0

9740

9790

9890

36,0

9720

9770

9890

Таблица 13д

Расположение подкладок, находящихся

за пределами базы платформы с базой 19000 мм"

Нагрузка на одну подкладку, тс

Максимальное допускаемое расстояние a (мм) при ширине Bн (мм) распределения нагрузки

880

1780

2700

<= 12,5

10890

10990

11040

15,0

10640

10690

10790

20,0

10240

10290

10390

25,0

10040

10090

10190

30,0

10010

10060

10160

33,0

9990

10040

10140

36,0

9970

10020

10140

4.10. При несимметричном расположении центра тяжести груза либо подкладок относительно поперечной плоскости симметрии вагона, при размещении подкладок на расстоянии, не соответствующем требованиям таблиц 12 или 13, а также при несимметричном расположении центра тяжести груза без применения подкладок должен быть выполнен проверочный расчет изгибающего момента в раме платформы.

Примеры расчетных схем нагружения рам вагонов и формулы для определения максимальных изгибающих моментов (Mmax) приведены на рисунке 9.

00000019.png

00000020.wmz

00000021.png

Mmax = P a

00000022.png

00000023.wmz

00000024.png

Mmax = MA = MB = P a

00000025.png

00000026.wmz

00000027.png

00000028.wmz

00000029.png

00000030.wmz

00000031.wmz

Рисунок 9

Схемы нагружения и формулы для определения максимальных

изгибающих моментов рам вагонов

Mmax (тс м) - максимальное значение изгибающего момента;

MA, MB - значения изгибающего момента

в шкворневых сечениях рамы;

P (тс) - сосредоточенная нагрузка;

q (тс/м) - распределенная нагрузка;

lгр (м) - длина распределения нагрузки;

lв (м) - база вагона".

Допускаемые значения изгибающих моментов Mизг в рамах четырехосных полувагонов и платформ приведены в таблице 14.

Таблица 14

Допускаемые значения изгибающего момента

в раме четырехосных платформ с базой 9720 мм и полувагонов

Bн, мм

Mизг <*>, тс м

платформ

полувагонов в зависимости от года постройки

до 01.01.1974

после 01.01.1974

880

91

40

46

1780

99

44

50,6

2700

110

50

57,5

--------------------------------

<*> Mизг для полувагонов действительны только при передаче нагрузки через поперечные балки.

Для конкретных моделей универсальных и многофункциональных платформ базой более 9720 мм допускаемые значения изгибающего момента в раме приведены в таблицах 14а и 14б.

Таблица 14а

Допускаемые значения изгибающего момента

в раме четырехосных платформ с базой более 9720 мм

Модель

База, мм

Допускаемые значения изгибающего момента, Mизг, тс * м

13-926,

13-935А-03,

13-935А-04

14400

120 - в средней части (в пределах базы)

13-5205

15230

В соответствии с таблицей 14

23-469-07 (исполнение 469М4-05.00.00.000)

19000

При ширине распределения нагрузки не менее 2600 мм:

- 105 - в средней части (в пределах базы);

- 40 - в консольной части (за пределами базы);

- 30 - на расстоянии 2704 мм от шкворневой балки к середине (место выреза под упор)

Таблица 14б

Допускаемые значения изгибающего момента

в раме платформы модели 13-7043"

00000032.png

Поперечное сечение рамы

Расстояние от концевой балки рамы до сечения, мм

Допускаемые значения изгибающего момента,

Mизг, тс * м

I

2250

30

II

2830

52

III

4820

87

IV

8200

88

Допускаемые нагрузки на поперечные балки четырехосных полувагонов приведены в таблице 15.

Таблица 15

Допускаемые нагрузки на поперечные балки

четырехосных полувагонов

Период постройки полувагона

Допускаемая нагрузка на одну поперечную балку полувагона, тс

среднюю

промежуточную

шкворневую

концевую

при ширине распределения нагрузки, мм

1400

2100

2700

1400

2100

2700

1400

2100

2700

1400

2100

2700

до 01.01.1974

14,3

15,0

16,1

23,5

25,7

29,0

0,5G <*>

0,5G <*>

0,5G <*>

11,4

13,2

14,0

после 01.01.1974

17,5

18,7

20,7

24,3

27,3

31,0

0,5G <*>

0,5G <*>

0,5G <*>

22,0

24,1

26,3

--------------------------------

<*> G, т - грузоподъемность полувагона.

4.11. При размещении груза в полувагоне допускаются следующие схемы распределения и величины нагрузки на поверхность крышки люка:

- местное нагружение: удельная нагрузка на участок поверхности люка размером до 25 x 25 см2 должна быть не более 3,68 кгс/см2;

- нагрузка, равномерно распределенная по всей поверхности люка, должна быть не более 6 тс;

- нагрузка, передаваемая через подкладки: при размещении груза на двух подкладках длиной не менее 1250 мм, уложенных поперек гофров на расстоянии не менее 700 мм друг от друга и на равных расстояниях от хребтовой балки и боковой стены вагона (рисунок 10), должна быть не более 6 тс. При размещении груза на подкладках, расположенных поперек рамы вагона на двух люках между гофрами с одновременным опиранием на хребтовую балку и на полки продольных угольников нижней обвязки полувагона (рисунок 11), суммарная нагрузка, передаваемая через одну подкладку на пару люков, не должна превышать 8,3 тс. Допускается на одной паре люков устанавливать несколько таких подкладок, при этом суммарная нагрузка на подкладки не должна превышать 12,0 тс.

00000033.png

Рисунок 10 - Размещение подкладок на одном люке полувагона

00000034.png

Рисунок 11 - Размещение подкладок на паре люков полувагона