Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу

9. Средства крепления грузов в вагонах

9.1. Для крепления грузов в вагонах применяют следующие средства крепления: растяжки, обвязки, стяжки (в том числе многозвенные), увязки, деревянные стойки, щиты и бруски, упорные башмаки, "шпоры", каркасы, кассеты, пирамиды, ложементы, турникеты и др. Средства крепления могут быть одноразового и многоразового использования (многооборотные).

Растяжка - средство крепления, закрепляемое одним концом за увязочное устройство на грузе, другим - за специально предназначенное для этого увязочное устройство на кузове вагона.

Обвязка - средство крепления, охватывающее груз и закрепляемое обоими концами за увязочные устройства на вагоне.

Стяжка - средство крепления, предназначенное для соединения между собой и натяжения других средств крепления (растяжек, обвязок, стоек и др.).

Увязка - средство крепления, предназначенное для объединения отдельных единиц груза в одно место груза.

9.2. При установке на вагон средств крепления используются стандартные крепежные изделия: болты, шпильки, гвозди, строительные скобы и др.

9.3. Для изготовления растяжек, обвязок, стяжек, увязок используются следующие материалы:

- стальная проволока по ГОСТ 3282 в термообработанном (отжиг) состоянии круглого сечения (ГОСТ 2590), квадратного сечения (ГОСТ 2591);

- прокат или полоса стали (ГОСТ 103);

- стальные цепи, тросы;

- крепежные ремни из текстильной ленты.

9.4. Диаметр сечения круглого проката должен быть не менее 5 мм; площадь поперечного сечения некруглого проката должна быть не менее 20 мм2. На поверхности проката не должно быть механических повреждений, трещин, перекруток, расслоений, задиров.

9.5. Для крепления растяжек и обвязок в вагонах используют:

- на платформах (рисунок 14): боковые и торцевые стоечные скобы; опорные кронштейны на концевой балке рамы; напольные увязочные устройства (при наличии); боковые скобы на платформах для крупнотоннажных контейнеров и колесной техники;

00000038.png

Рисунок 14 - Увязочные устройства универсальной платформы

- в полувагонах (рисунок 15): нижние увязочные устройства (косынки), средние увязочные устройства, находящиеся на стойках боковых стен на высоте 1100 - 1200 мм от пола; верхние увязочные устройства в виде скоб внутри и снаружи верхнего обвязочного бруса кузова, наружные увязочные устройства на концевых балках рамы.

00000039.png

Рисунок 15 - Увязочные устройства универсального полувагона

9.6. Не допускается крепление растяжек и обвязок к другим деталям кузова вагона, в том числе к лесным скобам, к увязочным кольцам, расположенным на верхнем обвязочном брусе полувагона, а также к кольцам на наружной поверхности секций бортов платформы.

9.7. Допускается использовать составные (из нескольких составных частей) проволочные или комбинированные (из нескольких видов растяжек, обвязок) растяжки и обвязки. Прочность соединительных элементов таких растяжек и обвязок должна быть не ниже прочности составных частей растяжки, обвязки.

9.8. Обвязки на платформах закрепляют за две противоположные стоечные скобы.

9.9. Растяжки, обвязки из проволоки устанавливают следующими способами.

Способ 1. Растяжка, обвязка изготавливается из одной непрерывной нити проволоки. Один конец проволоки (рисунок 16) обводят 2 раза вокруг увязочного устройства вагона (груза) и закручивают не менее 2 раз вокруг нити. Другой конец проволоки пропускают через увязочные устройства последовательно на грузе и вагоне, формируя необходимое число нитей в растяжке, обвязке. Конец нити заделывают на увязочном устройстве вагона (или груза) порядком, указанным выше, обводя его вокруг одной или нескольких нитей растяжки, обвязки. Концы проволоки для заделки должны быть длиной не менее 500 мм. Направление обвода концов нитей при заделке должно быть таким, чтобы при последующем скручивании растяжки их заделка не ослаблялась. Нити растяжки, обвязки скручивают ломиком или другим приспособлением до натяжения.

00000040.png

Рисунок 16 - Установка растяжек, обвязок по способу 1

Способ 2. Растяжка, обвязка изготавливается из одной непрерывной нити проволоки. Нить пропускают через увязочное устройство вагона (груза) и перегибают на нем, образовывая прядь из двух равных по длине нитей (рисунок 17). Далее прядь заводят в увязочные устройства последовательно груза и вагона, формируя необходимое количество нитей в растяжке, обвязке. Конец пряди обводят два раза вокруг увязочного устройства вагона (груза), затем концы проволоки - по отдельности вокруг одной или нескольких нитей растяжки (обвязки). Концы проволоки для заделки должны быть длиной не менее 500 мм. Требования к заделке концов и скручиванию растяжки, обвязки аналогичны способу 1.

00000041.png

Рисунок 17 - Установка растяжек, обвязок по способу 2

Способ 3. Растяжку, обвязку изготавливают из пряди, состоящей из двух непрерывных нитей проволоки (рисунок 18). Прядь пропускают через увязочное устройство вагона (груза) и перегибают, оставляя один конец для заделки длиной не менее 500 мм. Каждую нить обводят два раза вокруг увязочного устройства вагона (груза) и закручивают не менее 2 раз вокруг пряди. После формирования необходимого количества нитей растяжки, обвязки конец пряди обводят два раза вокруг увязочного устройства вагона (груза). Затем концы проволоки по отдельности обводят вокруг одной или нескольких нитей растяжки, обвязки. Концы проволоки для заделки должны быть длиной не менее 500 мм. Требования к заделке концов и скручиванию растяжки, обвязки аналогичны способу 1.

00000042.png

Рисунок 18 - Установка растяжек, обвязок по способу 3

9.10. Скручивание растяжки, обвязки должно быть равномерным по всей ее длине. Приспособление для скручивания должно устанавливаться посередине между увязочными устройствами вагона и груза (увязочным устройством вагона и перегибом на грузе, местами перегиба на грузе).

Допускается при длине растяжки, обвязки более 1,5 м скручивать ее в 2-х местах, не допуская раскручивания скрученного ранее участка.

Обвязки необходимо скручивать не менее чем в 2-х местах - на противоположных ветвях.

В растяжках, обвязках, имеющих перегибы ветвей на грузе, необходимо дополнительно скручивать участки между перегибами длиной более 300 мм (рисунок 19).

00000043.png

Рисунок 19 - Порядок скручивания растяжек

при наличии перегиба

9.11. При расчете растяжек, обвязок, стяжек, увязок число нитей проволоки и, соответственно, рабочее сечение и допускаемая нагрузка определяются без учета концов заделки (рисунок 20). Число нитей в растяжках, обвязках, стяжках должно быть четным.

00000044.png

Рисунок 20 - Определение количества нитей проволоки

в растяжках, обвязках, стяжках

9.12. Не допускается изготавливать растяжки, обвязки, увязки, стяжки числом нитей более 8 при диаметре проволоки 6 мм и более.

9.13. Не допускается касание между собой растяжек, обвязок при закреплении груза, имеющего возможность упругих колебаний относительно вагона, например, обрессоренного.

9.14. Растяжки, обвязки, выполненные из прутка или из полосовой стали с натяжными устройствами, не должны касаться закрытого борта платформы. Если этого избежать невозможно, то борт должен быть опущен.

9.15. Не допускается опирание растяжек, обвязок из проволоки на борт платформы, если угол между растяжкой и вертикальной плоскостью в точке касания с бортом платформы составляет более 15° (рисунок 21а). При невозможности выполнить это условие растяжки и обвязки пропускают под боковыми бортами (рисунок 21б) или борта платформы должны быть опущены (рисунок 21в).

00000045.png

Рисунок 21 - Допускаемые положения проволочных растяжек,

обвязок относительно бортов платформы

9.16. Допускается при применении проволочных средств крепления заменять предусмотренный диаметр проволоки другим при условии обеспечения равнопрочности средства крепления в соответствии с таблицей 20.

Таблица 20

Соответствие сечения проволочных средств крепления

Количество нитей проволоки диаметром 6 мм, подлежащих замене

Соответствующее количество нитей проволоки диаметром, мм

4,0

4,5

5,0

5,5

6,3

6,5

7,0

7,5

8,0

2

6

4

4

4

2

2

2

2

2

4

-

8

6

6

4

4

4

4

4

6

-

-

8

8

6

6

6

4

4

8

-

-

-

-

8

8

6

6

6

9.17. Для способов размещения и крепления грузов, предусмотренных настоящими ТУ, а также НТУ, МТУ, допускается замена проволочных и комбинированных растяжек, обвязок, увязок тросовыми растяжками, обвязками и увязками. Во вновь разрабатываемых МТУ, НТУ допускается применение растяжек, обвязок, увязок из текстильных лент, прочность которых (учитывая натяжной механизм, устройство фиксации (пряжка) и концевые (соединительные) элементы) соответствует расчетным нагрузкам.

Тросовые растяжки, обвязки, части комбинированных растяжек, обвязок, увязки изготавливают из непрерывного отрезка каната (троса) с применением тросовых зажимов и натяжных устройств - талрепов.

Для изготовления тросовых растяжек, обвязок, увязок применяют стальные канаты (тросы) двойной свивки диаметром не менее 5 мм с разрывным усилием каната не менее 1320 кгс. Технические характеристики используемого каната (троса) должны соответствовать требованиям международных или национальных стандартов.

Диаметр каната (троса) для изготовления тросовых растяжек, обвязок, увязок взамен растяжек, обвязок, увязок из проволоки диаметром 6 мм принимают в соответствии с таблицей 21.

Таблица 21

Заменяемость растяжек, обвязок, увязок из проволоки

диаметром 6 мм растяжками, обвязками, увязками

из стальных канатов (тросов)

Количество нитей проволоки диаметром 6 мм в растяжке, обвязке, увязке, подлежащих замене

Диаметр каната (троса), не менее, мм

2

5

4

6,4

6

8,0

8

9,1

Диаметр каната (троса) определяют как наибольший размер его поперечного сечения.

Соединение ветвей каната (троса) между собой производят тросовыми зажимами (рисунок 22). Технические характеристики тросовых зажимов должны соответствовать требованиям международных или национальных стандартов.

00000046.png

Рисунок 22 - Тросовый зажим

Зажимы подбирают в соответствии с диаметром используемого каната (троса) таким образом, чтобы размер b1 зажима превышал диаметр каната (троса) на 1,0 - 1,5 мм.

Количество устанавливаемых тросовых зажимов зависит от диаметра троса (таблица 22).

Таблица 22

Диаметр троса (каната), мм

Минимальное количество зажимов, шт.

Усилие затяжки зажимов, Н м/кгс м

5

3

2,0/0,2

6,5

3

3,5/0,4

8

4

4,4/0,5

10

4

6,6/0,7

12

4

14,8/1,5

13

4

24,3/2,4

14

4

24,3/2,4

16

4

36,0/3,6

19

5

50,0/5,0

22

5

79,0/7,9

Зажимы не должны иметь на поверхности заусенцев, борозд и трещин. Зажимы должны иметь ясно различимую маркировку.

Не допускается придавать другую форму зажиму путем сварки, нагрева или изгиба.

Для натяжения тросовой растяжки используют натяжное устройство - талреп только закрытого типа (рисунок 23): проушина (кольцо) - проушина (кольцо), скоба - скоба, захват - захват, захват - проушина (кольцо). Технические характеристики талрепов должны соответствовать требованиям международных или национальных стандартов.

00000047.png

Рисунок 23 - Варианты конструкции талрепов:

а - проушина (кольцо) - проушина (кольцо);

б - скоба - скоба;

в - захват - захват;

г - проушина (кольцо) - захват

Используемые талрепы должны иметь контргайки, препятствующие самораскручиванию.

Подбор талрепов при установке тросовой растяжки, обвязки производят по величине их допускаемой рабочей нагрузки, которая должна быть не менее величины разрывного усилия каната, применяемого для этой растяжки, обвязки.

Канаты (тросы) не должны иметь обрывов проволок. Концы каната (троса) не должны быть расплетены. Для этого резка каната (троса) производится посередине предварительно наложенного бандажа длиной не менее 40 мм из полимерной ленты.

При креплении тросовых растяжек за увязочные устройства вагона или устройства на грузе, имеющие острые кромки, во избежание перетирания растяжек применяют растяжки с коушами или между растяжкой и острой кромкой увязочного устройства дополнительно прокладывают толстый слой эластичного прокладочного материала.

Тросовые зажимы должны быть установлены равномерно по длине участка соединения ветвей каната (рисунок 24). Длина участка соединения (длина свободного конца каната) должна быть достаточной для размещения необходимого количества зажимов. Расстояние от конца каната до крайнего зажима должно быть не менее ширины перемычки зажима. Второй крайний зажим должен располагаться максимально близко к петле. Расстояние между зажимами должно быть равным 6 - 8 диаметрам троса. Перемычка зажима должна быть расположена на несущей нагрузку стороне троса, U-образный болт зажима - на свободном конце каната (троса).

00000048.png

Рисунок 24 - Установка тросовых зажимов

При установке зажимов производят предварительную затяжку их гаек моментом на 20 - 30% ниже величин, приведенных в таблице 22. Окончательную затяжку производят после натяжения растяжки, обвязки талрепом.

При формировании растяжки, обвязки талрепы предварительно должны быть максимально раскручены.

Растяжки, обвязки из троса устанавливают следующими способами (рисунок 25).

00000049.png

Рисунок 25

9.17а Для крепления грузов в вагонах, а также для увязки единиц груза в пачки, связки, штабели используют крепежные ремни из текстильной ленты.

Используются крепежные ремни двух типов конструкции:

- однокомпонентный крепежный ремень (рисунок 25а-а) используется, как правило, для увязки (кругового обхвата и стягивания) единиц груза в одно целое (в пачки, связки, штабели и пр.) и не содержит в своей конструкции концевых (соединительных) элементов (крюков). Цельный крепежный ремень состоит из натяжного (храпового) механизма (съемного или несъемного), к которому закреплен один конец текстильной ленты. Свободный конец текстильной ленты заводится в прорезь барабана натяжного механизма, после чего посредством рукояти производится натяжение ленты.

Однокомпонентный крепежный ремень также может использоваться в качестве растяжек и обвязок для крепления грузов от смещений, опрокидывания и перекатывания. Крепежный ремень пропускается через увязочное устройство вагона и устройство для закрепления на грузе.

- двухкомпонентный крепежный ремень (рисунок 25а-б) используется в качестве растяжек и обвязок для крепления грузов от смещений, опрокидывания и перекатывания. Двухкомпонентный крепежный ремень состоит из короткого и рабочего отрезков. Короткий отрезок состоит из не регулируемой по длине текстильной ленты - позиция 2, на которой с одной стороны установлен натяжной (храповой) механизм - позиция 3, с другой стороны - концевой (соединительный) элемент - позиция 4. Рабочий отрезок - это лента - позиция 2 необходимой длины, на одном конце которой имеется соединительный элемент (крюк, прошитая петля и др.) - позиция 4.

В случае использования съемного натяжного (храпового) механизма применяется фиксирующее устройство (пряжка).

00000050.png

Рисунок 25а - Типы крепежных ремней (фиксирующее устройство

(пряжка) условно не показано)

а) - однокомпонентный; б) - двухкомпонентный

1 - места крепления маркировки; 2 - текстильная лента;

3 - натяжной (храповой) механизм (съемный или несъемный);

4 - концевой (соединительный) элемент (например, крюк

со стопором)

При выборе крепежных ремней их прочность выбирается в зависимости от величины рабочей нагрузки (LC) текстильной ленты. Прочность на разрыв крепежного ремня должна не менее чем в 2 раза превосходить рабочую нагрузку (LC), указанную в маркировке, то есть коэффициент запаса прочности должен быть не менее 2.

При нагрузке до величины LC удлинение крепежного ремня должно составлять не более 7% от первоначальной длины.

Натяжной (храповой) механизм, соединительные элементы и фиксирующие устройства должны выдерживать усилие не менее прочности на разрыв текстильной ленты крепежного ремня.

Конструкция натяжного (храпового) механизма должна обеспечивать после натяжения текстильной ленты либо фиксацию рукояти в транспортном положении (например, опущенной), либо предусматривать снятие натяжного (храпового) механизма с текстильной ленты ремня. Не допускается использование натяжных механизмов несъемного типа при креплении грузов на открытом подвижном составе.

Концевые (соединительные) элементы в виде крюков должны быть закрытого типа (например, крюк с предохранительной защелкой).

В качестве фиксирующих устройств используют двух- и трехщелевые пряжки, которые предотвращают ослабление ленты ремня при перевозке груза. Примеры запасовки ленты в пряжки приведены на рисунке 25б.

а) запасовка ленты ремня в двухщелевую пряжку

б) запасовка ленты ремня в трехщелевую пряжку

00000051.png

00000052.png

Рисунок 25б

1 - текстильная лента; 2 - фиксирующее устройство (пряжка)

Сила предварительного натяжения текстильной ленты должна обеспечиваться приложением ручного усилия к рукояти натяжного (храпового) механизма не менее 500 Н.

Крепежные ремни должны сохранять работоспособность при температуре окружающей среды от минус 55 °C до плюс 55 °C и относительной влажности 100% при температуре плюс 25 °C.

Маркировка крепежного ремня должна содержать следующую информацию:

- наименование производителя или поставщика, символьное обозначение или зарегистрированный товарный знак;

- рабочая нагрузка LC;

- стандартное ручное усилие;

- сила предварительного натяжения;

- материал, из которого изготовлена текстильная лента;

- удлинение при рабочей нагрузке, %;

- длина текстильной ленты, м (для цельного крепежного ремня указывается lG, для двухкомпонентного крепежного ремня - длина одного из его отрезков: рабочего lGL или короткого lGF);

- указание на соответствие нормативному техническому документу (например, стандарту EN 12195-2 или техническим условиям производителя);

- указание "Не поднимать, только крепить";

- дату изготовления (месяц, год).

Маркировка наносится на идентификационную бирку (ярлык), который вшит в текстильную ленту.

Крепление растяжек и обвязок за увязочные устройства вагонов, а также устройства для закрепления на грузе может производиться путем установки цельного крепежного ремня либо двухкомпонентного крепежного ремня, устанавливаемого одним из способов.

Способ 1. Свободный конец текстильной ленты пропускается через увязочное устройство вагона и устройство для закрепления на грузе. После этого свободный конец текстильной ленты заводится в прорезь вала натяжного механизма, и посредством натяжного рычага производится натяжение ленты. При использовании съемного натяжного механизма оба конца ленты соединяются через фиксирующее устройство (пряжку).

При использовании съемного натяжного механизма оба конца ленты соединяются через фиксирующее устройство (пряжку). На небольшом расстоянии от фиксирующего устройства (пряжки) на текстильную ленту устанавливается и закрепляется съемный натяжной механизм. Один из концов текстильной ленты заводится в прорезь барабана натяжного механизма. Посредством рукояти натяжного механизма производится натяжение ленты после чего натяжной механизм снимают.

Способ 2. Растяжка или обвязка формируется из двух частей ремня, каждая из которых имеет концевой (соединительный) элемент в виде крюков закрытого типа (см. рисунок 25а-б). При установке растяжки концевые элементы устанавливаются и фиксируются на устройстве для закрепления на грузе и на увязочном устройстве вагона, при установке обвязки - на увязочных устройствах вагона.

Способ 3. Растяжка или обвязка формируется из двух частей ремня. Одна часть ремня пропускается через увязочное устройство вагона, образуя петлю, и фиксируется пряжкой. Вторая часть ремня аналогичным образом устанавливается и фиксируется на устройстве для закрепления на грузе (растяжка) или увязочном устройстве вагона (обвязка). Свободные концы пропускаются через пряжку после чего производится натяжение ремня (рисунок 25в).

00000053.png

Рисунок 25в

1 - пряжка для фиксации петли; 2 - пряжка фиксирующая концы

ремня после натяжения

Способ 4. Растяжка или обвязка формируется из двух частей ремня, один конец которой имеет прошитую петлю. Петля пропускается через увязочное устройство вагона, а через петлю пропускается свободный конец ремня (рисунок 25г). Вторая петля пропускается через устройство для закрепления на грузе (растяжка) или увязочное устройство вагона (обвязка). Свободные концы ремней пропускаются через пряжку после чего производится натяжение ремня.

а) на платформе

б) в полувагоне

00000054.png

00000055.png

Рисунок 25г

Для исключения случаев повреждения ремней об острые края груза используют прокладки, которые должны быть закреплены от выпадения (в том числе уголки или вкладыши, рисунок 25д).

00000056.png

Рисунок 25д"

9.18. Стяжки (рисунок 26) формируют из непрерывной нити проволоки. Нити проволоки стяжки скручивают ломиком или другим приспособлением до натяжения растяжки. Прочность стяжки должна быть не менее прочности соединяемых составных частей средства крепления.

00000057.png

Рисунок 26 - Способ заделки концов проволоки в стяжке

9.19. Увязку формируют из непрерывной нити проволоки. Количество нитей проволоки в увязках определяют расчетным или экспериментальным путем. Нити проволоки в увязке должны плотно прилегать друг к другу и располагаться в плоскости, перпендикулярной продольной оси связки. Концы нитей проволоки скручивают между собой не менее пяти раз до натяжения всех нитей увязки (рисунок 27).

00000058.png

Рисунок 27 - Установка увязки

9.20. Деревянные средства крепления изготавливают из пиломатериалов не ниже третьего сорта в соответствии с ГОСТ 8486 и ГОСТ 2695. Применение березы, осины, липы и ольхи допускается для изготовления подкладок и прокладок, работающих только на сжатие, к которым не крепятся упорные, распорные бруски и другие средства крепления. Не допускается применение этих пород древесины, а также сухостойной древесины всех пород для изготовления стоек, упорных и распорных брусков.

Размеры деревянных средств крепления (подкладки, прокладки, упорные и распорные бруски) указаны в настоящих ТУ в следующей последовательности: высота x ширина x длина или высота x ширина.

9.21. Подкладки и прокладки применяют для увеличения площади опирания груза на пол вагона, предохранения штабеля груза от развала, обеспечения возможности механизированной погрузки и выгрузки грузов, предохранения опорной поверхности груза и (или) вагона от повреждения, а также для крепления распорных и упорных брусков. В случаях, когда вышеуказанные условия обеспечиваются без применения подкладок и прокладок, их установка необязательна.

Высота подкладок, прокладок должна быть не менее 25 мм. Ширина подкладок, прокладок должна быть не менее 80 мм, при этом отношение ширины к высоте должно быть не менее 1,5. Длина подкладок, укладываемых поперек вагона, должна быть равна ширине кузова, а прокладок - не менее ширины груза. Поперечные прокладки, применяемые для разделения штабеля груза, укладывают одна над другой на расстоянии не менее 500 мм от концов груза и не менее 300 мм от боковых стоек.

Допускается подкладки и прокладки изготавливать составными по высоте, ширине из двух частей, по длине - из нескольких частей (рисунок 28). В полувагонах стыкование подкладок по длине допускается только на хребтовой балке (для поперечных подкладок) либо на поперечных балках (для продольных подкладок). Толщина составных частей подкладок, прокладок в месте соединения должна быть не менее 35 мм. Размеры общего поперечного сечения составных подкладок, прокладок должны соответствовать вышеизложенным требованиям.

Высота составных частей подкладок и прокладок, составных по ширине и по длине, должна быть одинаковой по всей длине.

00000059.png

Рисунок 28 - Варианты составных подкладок, прокладок

Если способ размещения и крепления груза предусматривает крепление подкладок к полу вагона, крепление частей подкладок должно производиться следующим порядком.

Подкладки, составные по высоте: нижнюю часть подкладки прибивают к полу необходимым количеством гвоздей, аналогичным образом прибивают верхнюю часть к нижней. Допускается части подкладки прибивать к полу необходимым количеством гвоздей, проходящих через обе части подкладки.

Подкладки, составные по ширине и составные по длине: составные части соединяют между собой гвоздями, болтами, скобами в количестве, обеспечивающем их неподвижность друг относительно друга при укладке на вагоне. Каждую часть подкладки прибивают к полу гвоздями требуемого сечения в количестве не менее чем 75% от общего требуемого на подкладку количества.

Допускается изготовление подкладок и прокладок из металла различных профилей, железобетона и других материалов, если это не приводит к повреждению груза.

9.22. Стойки деревянные окоренные и неокоренные, применяемые для бокового и торцевого ограждений штабельных грузов, изготавливают из круглого лесоматериала либо из пиломатериалов не ниже второго сорта с прямыми волокнами в соответствии с ГОСТ 8486 и ГОСТ 2695. Толщина стоек из круглого лесоматериала должна быть 120 - 140 мм в нижнем отрубе и не менее 90 мм в верхнем. Сечение стоек из пиломатериалов должно быть не менее 90 x 120 мм.

Толщина стоек, устанавливаемых в полувагон, должна быть не менее 100 мм на уровне верхнего обвязочного бруса полувагона (рисунок 29а).

Боковые стойки должны устанавливаться следующими способами.

Способ 1. Стойку устанавливают на пол полувагона, пропуская ее через лесную скобу, и крепят к нижнему увязочному устройству проволокой диаметром не менее 5 мм (рисунок 29б), при этом нить проволоки дважды обводят вокруг стойки, одновременно пропуская в отверстие нижнего увязочного устройства. Концы проволоки скручивают между собой не менее трех раз на увязочном устройстве. Допускается крепить стойку прядью, состоящей из двух нитей проволоки, при этом ее пропускают в отверстие нижнего увязочного устройства, обводят один раз вокруг стойки, концы пряди скручивают между собой не менее трех раз на увязочном устройстве.

00000060.png

Рисунок 29 - Установка боковых стоек в полувагоне

Способ 2. Стойку устанавливают на пол полувагона вплотную к лесной скобе и нижнему увязочному устройству и крепят к ним проволокой диаметром не менее 5 мм аналогично способу 1 (рисунок 29в).

Способ 3. В полувагонах, оборудованных лесными скобами, развернутыми под углом 30°, стойку в наклонном положении вставляют в лесную скобу и устанавливают вертикально; нижний конец стойки устанавливают вплотную к нижнему увязочному устройству и крепят к нему аналогично способу 1 (рисунок 29г).

Высота боковых стоек над уровнем пола полувагона должна быть не более:

2760 мм - при погрузке в пределах основного габарита погрузки;

3260 мм - при погрузке в пределах зонального габарита погрузки.

На платформах стойки устанавливают в предназначенные для этого боковые и торцевые стоечные скобы. Стойки из круглых лесоматериалов устанавливают комлем вниз. Нижний конец стойки должен быть затесан по внутренним размерам скобы. Стойка должна выступать за нижнюю кромку скобы на 100 - 200 мм. Зазор между стойкой и скобой допускается не более 15 мм только на уровне нижней кромки скобы. В этом случае стойка должна быть дополнительно закреплена клином (рисунок 30). Клин должен быть плотно забит снизу и прибит к стойке двумя гвоздями длиной 80 - 90 мм, если клин установлен между стойкой и балкой рамы, и одним гвоздем, если клин установлен между стойкой и скобой.

00000061.png

Рисунок 30 - Крепление стойки в стоечной скобе платформы

Короткие стойки устанавливают для увеличения несущей способности бортов платформы. Высота коротких стоек от уровня пола платформы должна быть больше высоты подкрепляемого борта не менее чем на 100 мм, а при скреплении стоек стяжками - не менее чем на 150 мм.

Высокие стойки при необходимости применяют для ограждения груза, имеющего высоту погрузки, значительно превышающую высоту бортов платформы.

При размещении груза в пределах основного габарита погрузки высота боковых стоек над уровнем пола платформы должна быть не более 2800 мм.

Для увеличения несущей способности крепления противоположные стойки скрепляют стяжками в верхней, а при необходимости - в верхней и средней по высоте частях (рисунок 31).

00000062.png

Рисунок 31 - Скрепление стоек на платформе

Скрепление коротких стоек и верхнее скрепление высоких стоек должно быть выполнено таким образом, чтобы расстояние от стяжки до поверхности груза составляло 50 - 100 мм, расстояние от стяжки до верхнего обреза стоек - не менее 100 мм. Среднее скрепление высоких стоек по возможности не должно касаться груза.

Способы скрепления деревянных стоек приведены на рисунке 32.

00000063.png

Рисунок 32 - Способы скрепления деревянных стоек

9.23. Упорные и распорные бруски, распорные рамы применяют для закрепления грузов от поступательных перемещений вдоль и поперек вагона, а также для передачи инерционных усилий от груза на элементы кузова вагона (боковые и торцевые борта платформ, торцевой порожек, угловые стойки, нижнюю обвязку кузова полувагона).

Бруски должны быть изготовлены из пиломатериалов хвойных пород не ниже третьего сорта в соответствии с ГОСТ 8486. Допускается использование в качестве упорных и распорных брусков и рам изделий из других материалов, прочность которых подтверждена нормативными документами. Параметры деревянных брусков принимаются в соответствии с нормативами настоящего раздела.

Высота упорных и распорных брусков должна быть не менее 50 мм. Отношение ширины упорного бруска к его высоте должно быть не менее 1.

Типовые схемы установки упорных и распорных брусков показаны на рисунке 33.

00000064.png

Рисунок 33 - Типовые схемы установки распорных

и упорных брусков

1 - распорный брусок; 2 - упорный брусок

Если по конструктивным особенностям полувагона невозможно установить упорный брусок между грузом и торцевым порожком полувагона по всей ширине кузова, то он может быть составным по длине не более чем из трех частей одинакового сечения.

Допускается упорные бруски высотой более 200 мм изготавливать составными по высоте из двух частей (рисунок 34). Высота каждой части составного упорного бруска должна быть не менее 50 мм, ширина - не менее 100 мм. Отношение ширины составного бруска, расположенного длиной вдоль груза, к его общей высоте (b/h) должно быть не менее 0,5. Если отношение ширины к общей высоте менее 1,0, вплотную к нему должны быть установлены перпендикулярно упорные или распорные бруски (также могут быть составными по высоте), общая высота которых должна превышать высоту нижней части составного бруска не менее чем на 50 мм.

Нижние части составных брусков прибивают к полу необходимым для крепления груза количеством гвоздей; верхние части прибивают к нижним таким же количеством гвоздей.

Допускается упорные бруски выполнять составными одновременно по высоте и ширине с соблюдением условий, изложенных выше.

00000065.png

Рисунок 34 - Варианты исполнения составных по высоте

упорных брусков

Распорные рамы могут быть сформированы из упорных и распорных брусков (рисунок 34-1а, 34-1б, 34-1в, 34-1д) или только из распорных брусков и соединительных планок (досок) (рисунок 34-1г).

00000066.png

Рисунок 34-1 - Примеры распорных рам:

а, б - на платформе; в, г, д, е, ж - в полувагоне

1 - упорный брусок; 2 - распорный брусок;

3 - торцевая стойка; 4 - соединительная планка (доска);

5 - строительная скоба

Упорные и распорные бруски распорных рам соединяют гвоздями, строительными скобами диаметром прутка не менее 6 мм, соединительными планками (досками) толщиной не менее 25 мм, другими крепежными изделиями.

Крепление гвоздями брусков распорных рам, расположенных на деревянном настиле пола платформы, выполняют в соответствии с положениями пункта 9.24 настоящей главы.

Бруски, расположенные на металлическом настиле пола (рисунок 34-1а, 34-1б), скрепляют с примыкающими брусками строительными скобами. Если брусок, расположенный вплотную к торцевому борту, невозможно прибить к полу гвоздями, его также скрепляют с примыкающими брусками строительными скобами.

В полувагоне упорные и распорные бруски распорных рам скрепляют с помощью строительных скоб или соединительных планок (досок) толщиной не менее 25 мм (рисунок 34-1в, 34-1г, 34-1д).

На платформе длина распорных брусков (в том числе в распорных рамах), прибиваемых к полу платформы, должна быть не более 2500 мм.

В полувагоне (а также на платформе, в случае невозможности закрепления к полу) длина распорных брусков (в том числе в распорных рамах) должна быть не более 1700 мм.

9.24. Для крепления деревянных подкладок, упорных, распорных брусков и рам к деревянному настилу пола вагона при закреплении груза, а также для соединения между собой деревянных элементов крепления применяют гвозди по ГОСТ 283, размеры которых приведены в таблице 23.

Таблица 23

Допускаемые размеры гвоздей

Диаметр гвоздя, мм

Длина гвоздя, мм

Диаметр шляпки гвоздя, мм

4,0

100 - 120

7,5

5,0

100 - 150

9,0

6,0

150 - 200

11,0

8,0

250

14,0

Допускается замена гвоздей одного диаметра соответствующим количеством гвоздей другого диаметра (таблица 24) при условии соблюдения требований к их длине.

Таблица 24

Взаимозаменяемость гвоздей различных диаметров

Количество гвоздей диаметром 6 мм, подлежащих замене

Соответствующее количество гвоздей диаметром, мм

4,0

5,0

8,0

2

5

3

2

3

7

5

2

4

9

6

3

5

12

8

3

6

14

9

4

7

16

10

4

8

18

12

5

9

20

13

5

10

23

15

6

Схемы размещения гвоздей при креплении деревянных средств крепления к полу вагона приведены на рисунке 35.

00000067.png

Рисунок 35 - Схемы размещения гвоздей

Минимальные допускаемые расстояния между гвоздями, а также между гвоздями и кромками деревянных элементов в зависимости от толщины элементов приведены в таблице 25.

Таблица 25

Минимальные допускаемые расстояния между гвоздями,

между гвоздями и кромками деревянных элементов

Обозначение расстояния (рисунок 35)

Минимальные допускаемые расстояния при толщине элемента b, мм

<= 50

> 50

S1

125

90

S2

30

30

S3

30

30

S4

90

90

При закреплении средств крепления (либо их частей) к полу вагона гвозди должны быть забиты перпендикулярно полу вагона. Изгиб стержня гвоздя не допускается. Длина гвоздей должна быть на 50 - 60 мм больше высоты деталей крепления.

Не допускается образование трещин в средствах крепления при прибивании их гвоздями. В необходимых случаях перед забивкой гвоздей в средствах крепления должны быть просверлены отверстия для гвоздей диаметром не более 0,85 диаметра гвоздя. Сверлить отверстия в досках пола платформ не допускается.

Гвозди, забитые в щели между досками пола платформы, не учитываются в общем количестве используемых для крепления гвоздей.

9.25. Допускается использование металлических скоб и костылей для крепления груза к деревянным элементам крепления и соединения этих элементов между собой, если это не приводит к образованию в них трещин. Скобы из стержней диаметром более 8 мм и костыли забивать в доски пола вагона запрещается.

9.26. При использов ании в креплении болтов, шпилек, винтов расчет их на прочность в зависимости от вида нагружения производится в соответствии с Приложением 1 к настоящей главе.

Для предотвращения ослабления резьбовых соединений должны применяться стопорные шайбы, контргайки, шплинты, сварка или расклепка резьбы.

9.27. Для крепления груза допускается применять шурупы (рисунок 36). Заворачивать шурупы в пол вагона не допускается. Характеристики шурупов приведены в таблицах 26 и 27.

00000068.png

Рисунок 36

Таблица 26

Основные размеры шурупов (мм)

d1

6

8

10

12

16

d2

4,2

5,6

7,0

8,5

12,0

k

4,0

5,5

7,0

8,0

10,0

s

10

13

17

19

24

Lш

55

65

75

90

130

60

70

80

100

140

75

90

110

150

80

100

120

160

Таблица 27

Допускаемые нагрузки на шурупы

d1, мм

6

8

10

12

16

Rш, кгс

170

300

450

600

750

Rш - допускаемое усилие на шуруп.

Под шуруп необходимо просверлить отверстие до завинчивания шурупа. Отверстие просверливается сверлом на 0,5 - 1,0 мм меньше, чем внутренний диаметр резьбы d2.

Шуруп должен быть завернут до упора, при этом в закрепляемый предмет должно войти не менее 0,8 Lш шурупа, а контактная поверхность должна находиться в зоне не нарезанной части шурупа (рисунок 37).

00000069.png

Рисунок 37

1 - стальной лист; 2 - стальная стойка; 3 - шуруп;

4 - груз; 5 - вагон

9.28. Допускается для соединения деталей крепления между собой и с грузом применение электросварки. При выполнении сварочных работ должны быть обеспечены меры безопасности, предусмотренные соответствующими правилами и инструкциями. При проведении сварочных работ средство крепления (груз), на котором выполняется сварка, должно быть заземлено отдельным проводом в обход вагона.