Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу

3. Размещение и крепление пиломатериалов и отходов деревообработки

3. Размещение и крепление пиломатериалов

и отходов деревообработки

3.1. Каждый штабель из пиломатериалов размещают:

- длиной до 3,0 м - на двух подкладках;

- длиной 3,0 м и более - на трех подкладках.

Крайние подкладки устанавливают на расстоянии 300 - 800 мм от торцов штабеля.

Изготовление и расположение подкладок, прокладок, установку ограждающих стоек производят в соответствии с положениями пункта 1 настоящей главы. Каждый штабель пиломатериалов в зависимости от его длины ограждают: при длине до 5,0 м включительно - двумя парами стоек; от 5,0 до 8,0 м включительно - тремя парами стоек; более 8,0 м - четырьмя парами стоек.

3.2. Размещение и крепление непакетированных пиломатериалов длиной до 3,0 м и отходов деревообработки.

3.2.1. Непропитанные деревянные шпалы на платформе размещают в пределах основного габарита погрузки следующим порядком (рисунок 31).

00000357.png

Рисунок 31 - Непропитанные шпалы на платформе

1 - увязка "шапки"; 2 - удлиненная прокладка; 3 - ограждение

"шапки"; 4 - стяжка; 5 - прокладка; 6 - утолщенная

подкладка; 7 - стойка; 8 - подкладка; 9 - ограждение

центрального штабеля; 10 - подкладка центрального штабеля

Боковые и торцевые борта платформы должны быть закрыты. В боковые стоечные скобы платформы устанавливают стойки. В торцевых частях платформы размещают вплотную друг к другу по два штабеля, сформированных из шпал, расположенных вдоль платформы, в середине платформы формируют штабель из шпал, расположенных поперек платформы. Штабели формируют до высоты на 150 - 200 мм ниже верхнего обреза стоек, разделяя на две части по высоте прокладками.

Каждый штабель размещают на двух подкладках, при этом каждый крайний штабель размещают на подкладке и утолщенной подкладке, обеспечивая уклон к середине платформы. Допускается в качестве утолщенных подкладок использовать шпалы.

В зоне размещения центрального штабеля устанавливают ограждение высотой, равной высоте среднего штабеля. Ограждение выполняют из досок или горбыля толщиной не менее 35 мм, которые прибивают к двум центральным стойкам с внутренней стороны, начиная от уровня закрытых бортов, вплотную друг к другу гвоздями длиной не менее 100 мм по одному в каждое соединение. Концы досок должны выступать за стойки не менее чем на 250 мм. Боковые стойки должны иметь верхнее и среднее поперечное скрепление из проволоки или четырехзвенных стяжек в соответствии с положениями пункта 1.7 настоящей главы.

На прямоугольные части штабелей укладывают вплотную друг к другу четыре "шапки" симметрично относительно поперечной плоскости симметрии платформы. Каждую "шапку" размещают на двух удлиненных прокладках, которые располагают на расстоянии 300 - 500 мм от концов шпал. По концам удлиненных прокладок на расстоянии не менее 50 мм от их торцов делают зарубки глубиной 10 - 15 мм. В "шапке" шпалы размещают семью ярусами по высоте. На удлиненные прокладки вплотную к боковым стойкам с обеих сторон платформы устанавливают ограждение "шапки", состоящее из двух досок толщиной 25 - 30 мм, шириной 250 мм и длиной 6 м, установленных "на ребро". Вплотную к доскам ограждения вдоль платформы "на ребро" укладывают по одной шпале, между ними размещают остальные шпалы первого яруса - на нижнюю пласть вплотную друг к другу. Аналогичным образом укладывают шпалы в остальных ярусах, при этом крайние установленные "на ребро" шпалы располагают вплотную к аналогичным шпалам нижележащего яруса. В седьмом ярусе шпалы укладывают на нижнюю пласть между выступами крайних шпал шестого яруса. Имеющиеся зазоры между шпалами в каждом ярусе заполняют деревянными распорками по всей длине каждой "шапки". Шпалы "шапки" увязывают двумя многооборотными шестизвенными стяжками или увязками из проволоки диаметром 6 мм в две нити порядком, аналогичным изложенному в пункте 2.1.6 настоящей главы (без установки средней увязки).

3.2.2. Непропитанные шпалы в полувагоне размещают в пределах основного габарита погрузки следующим порядком (рисунок 32).

00000358.png

Рисунок 32 - Непропитанные шпалы в полувагоне

1 - увязка "шапки"; 2 - удлиненная прокладка; 3 - ограждение

штабеля; 4 - ограждение дверей (стен); 5 - прокладка;

6 - подкладка

Закрытые торцевые двери полувагона (стены) ограждают шпалами, которые укладывают нижней пластью друг на друга поперек вагона в один или несколько рядов. К лесным скобам устанавливают вертикально по одной шпале нижней пластью к стене полувагона и закрепляют их к лесным скобам и нижним увязочным устройствам полувагона увязками из проволоки диаметром не менее 4 мм в одну нить. Шпалы размещают четырьмя штабелями по длине полувагона. Каждый штабель размещают на двух подкладках. Крайние штабели располагают на расстоянии от ограждения дверей, достаточном для установки ограждения штабеля. После укладки шпал до высоты от пола 1,0 м устанавливают по всему периметру полувагона вертикально вплотную друг к другу шпалы ограждения штабелей. У боковых стен в местах расположения удлиненных прокладок шпалы ограждения штабелей не устанавливают. Прямоугольную часть штабелей формируют до уровня ниже верхней кромки вертикально установленных шпал на величину 120 - 150 мм. Для обеспечения механизированной выгрузки каждый штабель разделяют по высоте на две-три части прокладками. Вблизи этих прокладок в один из крайних штабелей для заведения стропов при выгрузке пропускают проволоку диаметром не менее 4 мм, концы которой выводят выше боковых стен полувагона и закрепляют вокруг шпал, расположенных вертикально. В "шапке" шпалы размещают шестью ярусами по высоте порядком, аналогичным порядку формирования и крепления "шапки" на платформе (пункт 3.2.1 настоящей главы). При этом доски ограждения "шапки" не устанавливают.

3.2.3. Пропитанные шпалы перевозят только в полувагонах. Штабели формируют без "шапок", до высоты на 120 - 150 мм ниже уровня ограждения. Порядок размещения и крепления шпал аналогичен порядку для непропитанных шпал. Для ограждения применяют шпалы только типов I и II по ГОСТ 78. Шпалы, установленные вертикально у боковых стен полувагона, должны быть одного типа.

3.2.4. Пиломатериалы длиной 2,7 - 2,8 м (за исключением шпал) на платформе размещают в пределах основного габарита погрузки порядком, предусмотренным пунктом 3.2.1 настоящей главы. При формировании "шапки" по краям каждого яруса устанавливают несколько единиц пиломатериалов "на ребро". Количество этих единиц пиломатериалов должно обеспечивать форму поперечного сечения "шапки", соответствующую основному габариту погрузки. В каждом ярусе "шапки" пиломатериалы укладывают плашмя до середины высоты вертикально установленных пиломатериалов. Каждую "шапку" увязывают дополнительно средней увязкой из проволоки диаметром 6 мм в две нити, которую устанавливают посередине между удлиненными прокладками.

3.2.5. Пиломатериалы длиной 2,7 - 3,0 м (за исключением шпал) в полувагонах размещают в пределах основного габарита погрузки аналогично изложенному в пункте 3.2.2 настоящей главы. При этом ограждение торцевых дверей (стен) выполняют с использованием пиломатериалов длиной 2700 - 2850 мм, уложенных пластью друг на друга, или пачек пиломатериалов указанной длины; ограждение прямоугольной части штабелей выполняют с использованием пиломатериалов толщиной не менее 50 мм и длиной не более 2760 мм, установленных вертикально. "Шапки" штабелей формируют и увязывают порядком, аналогичным изложенному в пункте 3.2.4 настоящей главы.

3.2.6. Перевозку непакетированных пиломатериалов длиной менее 2,7 м, шпальной вырезки длиной 2,75 м, дров, а также отходов деревообработки (опилок, стружек, щепы) производят в полувагонах с наращенными стенами и дверями (рисунок 33).

00000359.png

Рисунок 33

1 - подкладка; 2 - боковая стойка; 3 - торцевая стойка; 4,

6, 9 - доска (горбыль); 5 - увязка; 7 - прокладка;

8 - стяжка

Наращивание стен и дверей выполняют до высоты прямоугольной части в пределах основного или зонального габарита погрузки следующим порядком. В полувагоне устанавливают восемь пар боковых и шесть торцевых стоек. Боковые стойки устанавливают и закрепляют в соответствии с положениями пункта 1.6 настоящей главы. Каждую угловую торцевую стойку скрепляют с соседней боковой стойкой увязкой из проволоки диаметром 6 мм в две нити. Среднюю торцевую стойку скрепляют с угловыми стойками на высоте 300 - 400 мм от пола доской (горбылем) толщиной 25 - 30 мм гвоздями длиной не менее 100 мм по два в каждое соединение. Наращивание стен выполняют досками или горбылем толщиной 25 - 30 мм, которые прибивают к стойкам изнутри вагона без зазоров гвоздями длиной не менее 100 мм по два в каждое соединение. Наращивание стен начинают и заканчивают на расстоянии 80 - 90 мм ниже соответственно верхнего обвязочного бруса кузова полувагона и верха стоек. Наращивание торцевых дверей (стен) выполняют досками (горбылем) длиной не менее ширины кузова.

После погрузки каждую пару противоположных боковых стоек скрепляют между собой стяжками из проволоки диаметром 6 мм в две нити или четырехзвенными стяжками.

Размещение пиломатериалов, шпальной вырезки и отходов деревообработки производят ниже уровня наращенных стен не менее чем на 50 мм четырьмя штабелями прямоугольного сечения в два-три яруса. Штабели размещают на двух подкладках сечением не менее 50 x 150 мм. Между ярусами укладывают по две прокладки толщиной 30 - 35 мм. В крайних штабелях прокладки со стороны торцевых дверей (стен) должны иметь толщину не менее 50 мм.

В зависимости от применяемых при выгрузке технологий и механизмов допускается размещать пиломатериалы, шпальную вырезку и отходы деревообработки длиной более 1,6 м без применения подкладок и прокладок.

Допускается пиломатериалы длиной до 1,6 м включительно и отходы деревообработки размещать без применения подкладок и прокладок.

Погрузку щепы, стружки, опилок производят навалом ниже уровня наращенных стен не менее чем на 50 мм.

Допускается погрузка непакетированных пиломатериалов длиной менее 2,7 м, шпальной вырезки длиной 2,75 м, дров, а также отходов деревообработки (опилок, стружек, щепы) в полувагонах без наращивания кузова с погрузкой ниже уровня верхнего обвязочного бруса не менее чем на 50 мм.

3.3. Размещение и крепление непакетированных пиломатериалов длиной 3,0 м и более.

3.3.1. Пиломатериалы в полувагонах размещают в пределах основного или зонального габаритов погрузки, на платформах - в пределах основного габарита погрузки. Каждый штабель пиломатериалов размещают на трех поперечных подкладках (рисунки 34 и 35). При размещении в полувагонах под крайние штабели со стороны торцевых дверей (стен) укладывают по одной утолщенной подкладке. Крайние подкладки должны быть расположены на расстоянии 300 - 800 мм от торцов штабеля. При размещении в полувагонах с открытыми дверями утолщенные подкладки укладывают максимально близко к торцевыми дверям. Формирование штабелей производят в соответствии с положениями пункта 1.4 настоящей главы.

Прямоугольную часть штабеля разделяют по высоте прокладками. В зависимости от применяемых при выгрузке технологий и механизмов допускается размещение пиломатериалов без применения прокладок.

Каждый штабель пиломатериалов ограждают стойками:

- штабель длиной от 3,0 до 5,0 м включительно - двумя парами стоек;

- штабель длиной свыше 5,0 до 8,0 м включительно - тремя парами стоек;

- штабель длиной свыше 8,0 до 12,0 м включительно - четырьмя парами стоек.

00000360.png

Рисунок 34 - Непакетированные пиломатериалы на платформе

1 - подкладка; 2 - стойка; 3 - стяжка; 4 - прокладка;

5 - утолщенная прокладка; 6 - удлиненная прокладка;

7 - прокладка "шапки"; 8 - верхний поперечный брусок;

9 - увязка "шапки"

00000361.png

Рисунок 35 - Непакетированные пиломатериалы в полувагоне:

а) в пределах основного габарита погрузки; б) в пределах

зонального габарита погрузки

1 - подкладка; 2 - утолщенная подкладка; 3 - стойка;

4 - стяжка; 5 - удлиненная прокладка; 6 - прокладка;

7 - верхний поперечный брусок; 8 - увязка "шапки";

9 - прокладка "шапки"

Размещение штабелей, сформированных из пиломатериалов различной длины, состыкованных по длине, допускается только в полувагонах с ограждением штабелей выше боковых стен полувагона, выполненным в соответствии с положениями пункта 1.4 настоящей главы.

3.3.2. Формирование "шапки" производят следующим порядком (рисунок 36).

00000362.png

Рисунок 36 - "Шапка" из непакетированных пиломатериалов

1 - поперечный брусок; 2 - стяжка; 3 - удлиненная прокладка;

4 - стойка; 5 - прокладка (для основного габарита погрузки);

6 - увязка

На прямоугольную часть штабеля укладывают три удлиненные прокладки, на которые размещают пиломатериалы в пределах верхней суженной части габарита погрузки. При погрузке с использованием основного габарита погрузки "шапку" разделяют на две части равной высоты тремя прокладками сечением не менее 25 x 100 мм. На верхнюю плоскость "шапки" укладывают поперечные бруски сечением не менее 50 x 150 мм. Ширина "шапки" поверху должна определяться исходя из максимально допустимой длины поперечных брусков, которая должна быть не менее чем на 100 мм меньше ширины очертания соответствующего габарита погрузки на высоте расположения верхней плоскости бруска. Удлиненные прокладки, прокладки "шапки" и поперечные бруски должны располагаться над прокладками прямоугольной части штабеля; их концы должны выступать за пределы "шапки" с обеих сторон на величину 75 - 100 мм. По концам удлиненных прокладок, прокладок и поперечных брусков на расстоянии не менее 50 мм от их торцов делают зарубки глубиной 10 - 15 мм для закрепления проволочных увязок. Каждый поперечный брусок прибивают к каждой крайней единице пиломатериалов верхнего яруса двумя гвоздями длиной не менее 100 мм. Пиломатериалы в "шапке" скрепляют увязками из проволоки диаметром 6 мм в две нити с каждой стороны. Нити увязки помещают в зарубки удлиненной прокладки, прокладки и поперечного бруска и скручивают на участках между ними.

Максимальные допускаемые размеры "шапки" приведены на рисунке 37.

00000363.png

Рисунок 37 - Максимальные допускаемые размеры "шапки":

а) при погрузке с использованием основного

габарита погрузки;

б) при погрузке с использованием зонального

габарита погрузки

1 - стойка; 2 - стяжка; 3 - увязка "шапки"; 4 - поперечный

брусок; 5 - удлиненная прокладка; 6 - прокладка "шапки"

Допускается формировать "шапку" из пиломатериалов различной длины, за исключением двух верхних ярусов, двух нижних ярусов "шапки", а также двух ярусов, расположенных непосредственно под прокладками и над прокладками, разделяющими "шапку" по высоте. Торцы "шапки" должны быть выровнены.

Все единицы пиломатериалов, расположенные по периметру "шапки", должны иметь длину, равную длине "шапки".

3.3.3. При погрузке непакетированных пиломатериалов допускается применять средства защиты штабелей от атмосферного воздействия и загрязнения при условии обоснования их прочности и надежности крепления к вагону.

3.4. Размещение и крепление пакетированных пиломатериалов.

3.4.1. Пакеты пиломатериалов формируют с использованием многооборотных полужестких стропов (ГОСТ 14110) типов ПС-01, ПС-02, ПС-04, ПС-05 или одноразовых средств пакетирования (брусково-проволочная увязка, увязка из стальной или полимерной ленты).