II. Нормативная часть

2.1. С целью построения математических моделей для учреждений культурно-досугового типа и центральных библиотек субъектов Российской Федерации были выделены следующие укрупненные группы услуг, охватывающие их основную деятельность.

Для культурно-досуговых учреждений:

- Организация деятельности клубных формирований.

- Организация и проведение различных по форме и тематике культурно-массовых мероприятий.

- Оказание методической, консультативной помощи в подготовке и проведении культурно-досуговых мероприятий.

Для библиотек:

- Обслуживание пользователей.

- Информационная, библиографическая деятельность.

- Методическая и организационно-массовая работа (включая научную работу для универсальных научных библиотек, детских библиотек).

2.2. Экспертным путем определены факторы, оказывающие влияние на трудоемкость работ по группам услуг.

На трудоемкость работ КДУ по группе услуг "организация деятельности клубных формирований" оказывают влияние следующие факторы:

- количество клубных формирований;

- количество обучающих формирований (лекториев, курсов, школ и т.п.) (для дома (дворца/центра) культуры);

- количество фольклорных коллективов (для дома (дворца/центра) народного творчества);

- число участников клубных формирований;

- число участников обучающих формирований (для дома (дворца/центра) культуры);

- число участников фольклорных коллективов (для дома (дворца/центра) народного творчества);

- наполняемость клубных формирований.

На трудоемкость работ КДУ по группе услуг "организация и проведение различных по форме и тематике культурно-массовых мероприятий" оказывают влияние следующие факторы:

- число мероприятий;

- число посетителей мероприятий;

- число участников смотров и фестивалей (для дома (дворца/центра) народного творчества);

- число зрителей смотров и фестивалей (для дома (дворца/центра) народного творчества);

- количество проведенных конкурсов (для дома (дворца/центра) народного творчества);

- число участников конкурсов (для дома (дворца/центра) народного творчества);

- количество проведенных марш-парадов, концертов (для дома (дворца/центра) народного творчества);

- число участников марш-парадов, концертов (для дома (дворца/центра) народного творчества);

- количество проведенных экспедиций (для дома (дворца/центра) народного творчества).

На трудоемкость работ КДУ по группе услуг "оказание методической, консультативной помощи в подготовке и проведении культурно-досуговых мероприятий" оказывают влияние следующие факторы:

- количество проведенных культурных мероприятий;

- количество мероприятий по оказанию методической помощи в проведении культурно-досуговых мероприятий;

- число посетителей мероприятий по оказанию методической помощи.

На трудоемкость работ библиотек по группе услуг "обслуживание пользователей" влияют следующие факторы:

- число зарегистрированных пользователей библиотеки;

- число зарегистрированных пользователей до 14 лет включительно (для детской библиотеки);

- число зарегистрированных пользователей от 15 до 24 лет включительно (для юношеской библиотеки);

- количество выданных экземпляров за отчетный год, всего (печатные документы, электронные издания, аудиовизуальные материалы);

- количество экземпляров выданных в течение года книг;

- количество выданных изданий в рельефно-точечном формате (для специализированной библиотеки для инвалидов по зрению);

- количество выданных аудиоматериалов (для специализированной библиотеки для инвалидов по зрению);

- численность обслуженных на дому читателей библиотеки (для специализированной библиотеки для инвалидов по зрению);

- количество выездов к читателям на собственном автотранспорте (для специализированной библиотеки для инвалидов по зрению);

- число посещений библиотеки;

- число абонентов МБА;

- число персональных компьютеров.

На трудоемкость работ библиотек по группе услуг "информационная, библиографическая деятельность" влияют следующие факторы:

- объем собственных баз данных;

- объем библиографических баз данных;

- состояние и количество экземпляров библиотечного фонда;

- объем электронного каталога;

- число посещений Веб-сайтов библиотеки;

- число документовыдач;

- количество выполненных справок.

На трудоемкость работ библиотек по группе услуг "методическая и организационно-массовая работа" влияют следующие факторы:

- число посещений;

- число посещений массовых мероприятий;

- число посадочных мест для пользователей;

- количество опубликованных научных статей (для научных библиотек);

- количество выполненных научно-исследовательских работ (для научных библиотек);

- число изданных методических пособий (для научных библиотек);

- число проведенных групповых чтений с чтецом (для специализированной библиотеки для инвалидов по зрению);

- число проведенных индивидуальных чтений с чтецом (для специализированной библиотеки для инвалидов по зрению);

- количество методических выездов.

2.3. С помощью метода корреляционно-регрессионного анализа установлена теснота связи между численностью работников учреждений культуры и показателями деятельности (факторами трудоемкости). Для этого рассчитаны парные коэффициенты корреляции.

2.4. Проведенный корреляционный анализ деятельности библиотек в целях определения нормативной штатной численности показал, что наибольшее влияние на трудоемкость оказываемых услуг работниками библиотек оказывают такие факторы, как книговыдача, численность зарегистрированных пользователей, число посещений, а наибольшее влияние на трудоемкость оказываемых услуг работниками культурно-досуговых учреждений такие факторы, как количество клубных формирований и число их участников, количество проведенных культурно-досуговых мероприятий и число их посетителей, количество народных коллективов. Степень влияния факторов трудоемкости на численность персонала определяется через максимальные коэффициенты корреляции.

2.5. Методическая последовательность разработки нормативов штатной численности такова:

- Создание разработочных таблиц для расчета корреляционно-регрессионных зависимостей численности работников (штатной и основного (творческого и библиотечного) персонала) от факторов трудоемкости.

- Проведение расчетов и вывод уравнений регрессии. Создание математических моделей зависимости численности персонала учреждений культуры от основных факторов трудоемкости, выраженных через основные показатели их деятельности.

- Проведение проектных расчетов нормативных значений, определение отклонений фактических значений от нормативных и выравнивание нормативных рядов.

- Построение таблиц нормативов численности (проектов) персонала учреждений культурно-досугового типа и библиотек по всем выделяемым типам организаций (для учреждений культурно-досугового типа: домов (дворцов/центров) культуры, в том числе сельских домов культуры, культурно-досуговых центров (центров культуры и досуга), домов (центров/дворцов) народного творчества (досуга и народного творчества), а также библиотек: центральных региональных детских, юношеских, универсальных научных и специализированных для инвалидов по зрению.

- Проведение апробации проектов нормативов штатной численности и их доработка.

2.6. Нормативы штатной численности основного персонала библиотек и основного (творческого) персонала учреждений культурно-досугового типа, разработанные на основе построения эконометрических моделей, представлены в таблицах 1 - 8.

2.7. Распределение общей нормативной численности основного (творческого) персонала учреждений культурно-досугового типа и библиотек по важнейшим профессионально-квалификационным группам остается прерогативой самих учреждений культуры (на основании устанавливаемых для них объемов услуг и финансирования).

2.8. Объективные различия организационно-технических условий деятельности домов (дворцов/центров) культуры, сельских клубов, культурно-досуговых центров, домов народного творчества (в квалификации персонала, организации труда и управления, масштабах внедрения новых информационных технологий, технической оснащенности учреждений культуры, наличии транспортных средств, средств связи и др.) обусловливают необходимость корректировки их нормативной численности с использованием корректирующих коэффициентов, что требует соответствующего обоснования и согласования с учредителями (органами управления культуры субъектов Российской Федерации или муниципальных образований).

2.9. Объективные различия организационно-технических условий деятельности центральных библиотек субъектов Российской Федерации: детских, юношеских, универсальных научных, специализированных для инвалидов по зрению (в квалификации персонала, организации труда и управления, масштабах внедрения новых информационных технологий, технической оснащенности учреждений культуры, наличии транспортных средств, средств связи и др.) обусловливают необходимость корректировки их нормативной численности, что требует обоснования и согласования с учредителями (соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации).

2.10. В целях обеспечения оптимальных организационно-экономических условий для оказания полномасштабных и качественных услуг культуры населению любого субъекта Российской Федерации и муниципального образования, недопущения необоснованного сокращения численности работников учреждений культуры обязательно следует учитывать фактические (реальные) условия деятельности, особенности и факторы, оказывающие существенное влияние на трудоемкость оказания услуг культуры, и корректировать с их учетом нормативные значения штатной численности персонала. Корректирующие коэффициенты могут устанавливаться как для отдельных учреждений культуры, так и для их определенных групп.

2.11. Типовые нормативы штатной численности носят рекомендательный характер. Нормативные значения численности основного творческого персонала домов (дворцов/центров) культуры, сельских клубов, культурно-досуговых центров, домов народного творчества, центральных региональных детских, юношеских, универсальных научных и специализированных библиотек для инвалидов по зрению соответствуют усредненным организационно-техническим условиям оказания ими услуг культуры. Общая штатная численность работников данных учреждений культуры определяется путем суммирования нормативной численности основного творческого персонала, нормативной численности административно-управленческого персонала, информационно-технического и младшего обслуживающего персонала (в соответствии с действующими нормативами).

При расчетах штатной численности библиотек следует применять Межотраслевые нормы времени на работы, выполняемые в библиотеках (Министерство труда и социального развития Российской Федерации, Центральное бюро нормативов по труду. - М., 1997. - 85 с.).