Решение Верховного Суда РФ от 05.06.2012 N АКПИ12-708 <О признании частично недействующим пункта 38.6 Административного регламента по предоставлению Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в Российской Федерации, утв. Приказом ФМС России от 29.02.2008 N 41>

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 5 июня 2012 г. N АКПИ12-708

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Емышевой В.А.,

при секретаре К.,

с участием прокурора Степановой Л.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Л. о признании частично недействующими пунктов 37, 38.6 Административного регламента по предоставлению Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в Российской Федерации, утвержденного приказом Федеральной миграционной службы от 29 февраля 2008 г. N 41,

установил:

приказом Федеральной миграционной службы (далее - ФМС России) от 29 февраля 2008 г. N 41 утвержден Административный регламент по предоставлению Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в Российской Федерации (далее - Административный регламент). Приказ зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 14 апреля 2008 г., N 11525, и опубликован в "Российской газете" 14 мая 2008 г., N 101.

Согласно абзацу первому пункта 37 Административного регламента заявление подается лично дееспособным иностранным гражданином, имеющим разрешение на временное проживание и достигшим 18-летнего возраста, в территориальный орган ФМС России по разрешенному месту временного проживания.

Пунктом 38.6 Административного регламента предусмотрено, что иностранный гражданин одновременно с подачей заявления представляет должностному лицу документ, подтверждающий наличие жилого помещения на основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Л. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими пункта 37 Административного регламента в части содержащегося в них требования о необходимости личного присутствия при подаче заявления и соответствующих документов иностранного гражданина, обращающегося за предоставлением вида на жительство, пункта 38.6 Административного регламента в части, возлагающей на иностранного гражданина обязанность представлять в территориальный орган ФМС России одновременно с заявлением о выдаче вида на жительство документ, подтверждающий наличие у данного гражданина жилого помещения на основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

По мнению заявителя, оспариваемые нормы не соответствуют Федеральному закону от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ), Федеральному закону от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ), которые не устанавливают обязанность иностранного гражданина лично подавать заявление о предоставлении гражданства и не содержат такого основания для отказа в предоставлении вида на жительство, как непредставление гражданином документа, подтверждающего наличие у него жилого помещения на основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В обоснование заявленного требования указал, что пункт 37 Административного регламента нарушает его право на получение государственной услуги по оформлению вида на жительство через представителя, предусмотренное Гражданским кодексом Российской Федерации, пункт 38.6 Административного регламента незаконно возлагает на иностранного гражданина обязанность представить документ, подтверждающий наличие у него жилого помещения.

В судебном заседании Л. и его представитель Х. поддержали заявленные требования.

Представители Федеральной миграционной службы Ш., О., представитель Министерства юстиции Российской Федерации И., возражая против доводов заявителя, пояснили, что пункт 37 Административного регламента соответствует части 1 статьи 8 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ, требование о предъявлении иностранным гражданином документа, подтверждающего наличие жилого помещения, установленное пунктом 38.6 Административного регламента, направлено на выявление оснований, предусмотренных подпунктом 9 пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ, а также в целях соблюдения прав и законных интересов граждан, предоставляющих иностранному гражданину жилое помещение для постоянного проживания. Административный регламент утвержден ФМС России в соответствии с предоставленными службе законом полномочиями, оспариваемые нормы не нарушают прав и охраняемых законом интересов граждан.

Выслушав объяснения заявителя и его представителя, представителей заинтересованных лиц, проверив материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей заявленные требования подлежащими частичному удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 5 статьи 8 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ порядок выдачи вида на жительство, форма заявления о выдаче вида на жительство, а также порядок подачи заявления в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, утверждается федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции. Перечень документов, представляемых одновременно с заявлением о выдаче вида на жительство, в том числе представляемых в форме электронного документа, утверждается федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции.

Согласно Положению о Федеральной миграционной службе (далее - Положение), утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 19 июля 2004 г. N 928, ФМС России является федеральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере миграции и осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции (пункт 1); к основным задачам ФМС России отнесено оформление и выдача иностранным гражданам и лицам без гражданства документов для въезда в Российскую Федерацию, проживания и временного пребывания в Российской Федерации (подпункт 3 пункта 2); ФМС России организует и осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке полномочия по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в Российской Федерации (абзац третий подпункта 4 пункта 6); директор ФМС России вправе издавать нормативные правовые акты ФМС России (подпункт 1.2 пункта 10).

Административный регламент определяет сроки и последовательность действий (административных процедур) ФМС России, территориальных органов ФМС России и их структурных подразделений, а также порядок взаимодействия ФМС России, территориальных органов и их структурных подразделений с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в Российской Федерации (пункт 1).

Таким образом, Административный регламент принят ФМС России во исполнение предписаний федерального законодательства и в пределах компетенции ФМС России.

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ в течение срока действия разрешения на временное проживание и при наличии законных оснований иностранному гражданину по его заявлению может быть выдан вид на жительство. Заявление о выдаче вида на жительство подается иностранным гражданином в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции не позднее чем за шесть месяцев до истечения срока действия разрешения на временное проживание. Заявление о выдаче вида на жительство может быть подано в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.

Из приведенных нормативных положений следует, что заявление может быть подано или лично гражданином или в форме электронного документа. При этом законом не предусмотрен порядок обращения граждан по вопросу выдачи вида на жительство через представителя по доверенности.

Пункт 37 Административного регламента, предусматривающий, что заявление о выдаче вида на жительство подается лично дееспособным иностранным гражданином, не противоречит пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ.

Необходимость личного обращения иностранным гражданином с заявлением о выдаче вида на жительство обусловлена тем, что в соответствии с Административным регламентом сотрудник, осуществляющий прием заявителей, проверяет исполнение реквизитов заявления, наличие всех представленных документов, правильность их оформления и соответствие законным основаниям получения вида на жительство; факт проверки, а также подлинность подписи заявителя удостоверяется подписью уполномоченного сотрудника на бланке заявления (приложение N 2); заявитель информируется о сроке рассмотрения его заявления и порядке получения вида на жительство, а также об основаниях отказа в выдаче вида на жительство, установленных Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ; иностранный гражданин лично под роспись предупреждается о том, что в выдаче вида на жительство ему может быть отказано либо выданный вид на жительство может быть аннулирован в случаях, предусмотренных статьей 9 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ (пункты 45, 46, 48, 90).

Не противоречит пункт 37 и Федеральному закону от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ, который непосредственно не регулирует вопросы получения вида на жительство.

Пунктом 38.6 Административного регламента в перечень документов, которые иностранный гражданин представляет одновременно с заявлением о получении вида на жительство, включен документ, подтверждающий наличие у него жилого помещения.

Как пояснили в судебном заседании представители ФМС России, требование пункта 38.6 Административного регламента является обязательным для всех иностранных граждан, направлено на выявление оснований, предусмотренных подпунктом 9 пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ; непредставление иностранным гражданином документа о наличии жилого помещения на основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, является основанием для отказа в принятии заявления к рассмотрению.

Подпунктом 9 пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ предусмотрено, что вид на жительство иностранному гражданину не выдается, а ранее выданный вид на жительство аннулируется в случае, если данный иностранный гражданин по истечении трех лет со дня въезда не имеет в Российской Федерации жилого помещения на основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Из приведенного нормативного положения следует, что для иностранного гражданина, прожившего в Российской Федерации менее трех лет со дня въезда в Российскую Федерацию, отсутствие жилого помещения на основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, не является основанием для отказа в получении вида на жительство.

Следовательно, установленное пунктом 38.6 Административного регламента положение о необходимости представления документа, подтверждающего наличие жилого помещения на основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, для иностранных граждан, находящихся в Российской Федерации менее трех лет со дня въезда в Российскую Федерацию, не соответствует подпункту 9 пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ, нарушает право иностранных граждан на получение вида на жительство и подлежит признанию недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.

Что касается иностранных граждан, проживших более трех лет со дня въезда в Российскую Федерацию, требование о предоставлении документа, подтверждающего наличие жилого помещения на основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обусловлено необходимостью подтверждения юридически значимого обстоятельства, являющегося в силу подпункта 9 пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ основанием к отказу в выдаче вида на жительство.

Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

заявление Л. удовлетворить частично. Признать недействующим со дня вступления решения в законную силу пункт 38.6 Административного регламента по предоставлению Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в Российской Федерации, утвержденного приказом Федеральной миграционной службы от 29 февраля 2008 г. N 41, в части, обязывающей иностранных граждан, находящихся в Российской Федерации менее трех лет со дня въезда в Российскую Федерацию, представлять документ, подтверждающий наличие жилого помещения на основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

В.А.ЕМЫШЕВА