Документ не применяется. Подробнее см. Справку

Установление необходимости дальнейших действий

2.80. Аудитор должен оценивать уместность ответных действий со стороны руководства и, если применимо, со стороны лиц, отвечающих за корпоративное управление.

2.81. К числу соответствующих факторов, которые следует принять во внимание при оценке уместности ответных мер со стороны руководства и, если применимо, со стороны лиц, отвечающих за корпоративное управление, относятся:

- ответные меры должны быть своевременными;

- факты несоблюдения или подозрения в несоблюдении были надлежащим образом исследованы;

- совершены или совершаются действия, направленные на то, чтобы исправить, восстановить, смягчить последствия установленного факта несоблюдения или подозрения в несоблюдении;

- совершены или совершаются действия, направленные на то, чтобы остановить дальнейшее распространение несоблюдения, если оно еще не имело места;

- приняты или принимаются соответствующие меры, направленные на снижение риска повторного возникновения, например, дополнительные средства контроля или проведение обучения;

- факты несоблюдения или подозрения в несоблюдении были в соответствующих случаях раскрыты перед соответствующими инстанциями, и, если да, то раскрытие было адекватным.

2.82. С учетом ответных действий со стороны руководства и, если уместно, лиц, отвечающих за корпоративное управление, аудитор должен определить, требуется ли совершение дальнейших действий в общественных интересах.

2.83. Установление необходимости совершения дальнейших действий, а также характер и масштаб таких действий обусловлены различными факторами, среди которых:

- нормативно-правовая база;

- неотложный характер ситуации;

- распространенность ситуации в масштабах организации клиента;

- то, сохраняет ли аудитор уверенность в честности руководства и, в соответствующих случаях, лиц, отвечающих за корпоративное управление;

- возможность повторного возникновения фактов несоблюдения или подозрения в несоблюдении;

- существование достоверных доказательств нанесения фактического или потенциального существенного вреда интересам организации, инвесторов, кредиторов, наемных работников, или общественности в целом.

2.84. Ниже приведены примеры обстоятельств, которые могут заставить аудитора усомниться в честности руководства и, в соответствующих случаях, лиц, отвечающих за корпоративное управление:

- аудитор подозревает или имеет доказательства их участия или предполагаемого участия в несоблюдении;

- аудитор осведомлен о том, что они знают о таком несоблюдении и, в нарушение требований нормативных правовых актов, не довели или не санкционировали доведение данной ситуации до сведения соответствующих инстанций в разумные сроки.

2.85. При установлении необходимости, характера и масштаба дальнейших действий аудитор должен вынести профессиональное суждение и проанализировать, могла бы разумная и информированная третья сторона, взвесив все конкретные факты и обстоятельства, доступные аудитору на тот момент, заключить, что аудитор действовал надлежащим образом в общественных интересах.

2.86. К дальнейшим действиям со стороны аудитора относятся следующие:

- раскрытие ситуации перед соответствующей инстанцией даже в отсутствие требований нормативных правовых актов о таком раскрытии;

- отказ от выполнения задания и от профессиональных взаимоотношений, если это разрешено нормативными правовыми актами.

2.87. Если аудитор установит уместность отказа от задания и профессиональных взаимоотношений, то данное действие не будет заменой других действий, которые могут потребоваться для достижения целей аудитора в соответствии с положениями настоящего подраздела. Однако аудитору следует определить, не установлены ли ограничения в отношении дальнейших действий, доступных аудитору, а отказ от задания может быть единственной возможной мерой.

2.88. Если аудитор отказался от профессиональных взаимоотношений согласно пунктам 2.82 и 2.86, то он должен по запросу предполагаемого последующего аудитора предоставить все такие факты и иную информацию в отношении фактически выявленного или подозреваемого несоблюдения, о которых, по мнению предшествующего аудитора, следует знать его предполагаемому последующему аудитору до принятия им решения о начале выполнения аудиторского задания. Предшествующий аудитор должен выполнить вышеуказанное, несмотря на пункт 2.28, если это не запрещено нормативными правовыми актами. Если предполагаемый последующий аудитор не имеет возможности взаимодействовать с предшествующим аудитором, то он должен предпринять разумные действия, чтобы получить информацию об обстоятельствах смены аудитора, например, путем наведения справок у третьих лиц, исследования информации в отношении руководства или лиц, отвечающих за корпоративное управление.

2.89. Поскольку рассмотрение ситуации может потребовать комплексного анализа и суждений, аудитор может счесть необходимым получение внутренних консультаций или консультаций юриста в целях понимания вариантов профессиональных или правовых последствий совершения им определенных действий, либо на конфиденциальной основе проконсультироваться в саморегулируемой организации аудиторов или в органе, регулирующем аудиторскую деятельность.