Решение Верховного Суда РФ от 16.04.2012 N АКПИ12-438 <Об отказе в удовлетворении заявления об оспаривании подпункта 3 пункта 1 Постановления Центризбиркома РФ от 16.02.2012 N 102/819-6 "О внесении изменений в Инструкцию по организации единого порядка установления итогов голосования, составления протоколов избирательных комиссий, определения результатов выборов, получения, передачи и обработки информации с использованием Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы" при проведении выборов Президента Российской Федерации, утвержденную постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 17 августа 2011 года N 26/255-6">

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 16 апреля 2012 г. N АКПИ12-438

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,

при секретаре А.,

с участием прокурора Степановой Л.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению М. об оспаривании подпункта 3 пункта 1 постановления Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 16 февраля 2012 г. N 102/819-6 "О внесении изменений в Инструкцию по организации единого порядка установления итогов голосования, составления протоколов избирательных комиссий, определения результатов выборов, получения, передачи и обработки информации с использованием Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы" при проведении выборов Президента Российской Федерации, утвержденную постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 17 августа 2011 года N 26/255-6",

установил:

в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 постановления Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 16 февраля 2012 г. N 102/819-6 "О внесении изменений в Инструкцию по организации единого порядка установления итогов голосования, составления протоколов избирательных комиссий, определения результатов выборов, получения, передачи и обработки информации с использованием Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы" при проведении выборов Президента Российской Федерации, утвержденную постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 17 августа 2011 года N 26/255-6" подпункт 2.6.2 данной Инструкции изложен в новой редакции.

Гражданка М. обратилась в Верховный Суд Российской федерации с заявлением об оспаривании подпункта 3 пункта 1 постановления Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 16 февраля 2012 г. N 102/819-6, в части погашения избирательных бюллетеней, испорченных избирателями при проведении голосования.

Как указывает заявительница, оспариваемые положения нормативного правового акта, предусматривающие погашение избирательных бюллетеней, испорченных избирателями при проведении голосования, противоречат пункту 3 статьи 76 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации", изданы с превышением компетенции ЦИК России и создают препятствия к осуществлению избирательных прав. Определяя свою гражданскую позицию на выборах, она была намерена воспользоваться своим правом и испортить бюллетень, выразив, таким образом, свое недоверие ко всем кандидатам.

М. извещена о времени и месте судебного заседания, в суд не явилась, просила суд рассмотреть дело в ее отсутствие.

Представитель ЦИК России Н. возражал против удовлетворения заявленных требований и пояснил суду, что оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют законодательству о выборах Президента Российской Федерации и не нарушают избирательные права граждан.

Выслушав объяснения представителя ЦИК России Н., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О выборах Президента Российской Федерации" наделена полномочиями издавать инструкции и иные нормативные акты по вопросам применения данного Федерального закона (статья 19).

В связи с принятием постановления ЦИК России от 27 декабря 2011 г. N 82/635-6 "О порядке видеонаблюдения в помещении для голосования на выборах Президента Российской Федерации 4 марта 2012 года", постановления ЦИК России от 16 февраля 2012 года N 102/818-6 "Об Инструкции о порядке использования средств видеонаблюдения и трансляции изображения участковыми избирательными комиссиями на выборах Президента Российской Федерации 4 марта 2012 года" и постановления ЦИК России от 6 февраля 2012 г. N 96/769-6 "Об изготовлении бланков протоколов и сводных таблиц об итогах голосования при проведении выборов Президента Российской Федерации" постановлением ЦИК России от 16 февраля 2012 г. N 102/819-6 внесены изменения в Инструкцию по организации единого порядка установления итогов голосования, составления протоколов избирательных комиссий, определения результатов выборов, получения, передачи и обработки информации с использованием Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы" при проведении выборов Президента Российской Федерации.

Согласно пункту 2.6.2 Инструкции члены УИК с правом решающего голоса в присутствии лиц, указанных в пункте 2.3.2 данной Инструкции, подсчитывают и погашают, отрезая левый нижний угол, неиспользованные избирательные бюллетени, затем оглашают и вносят в строку 6 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы (при использовании технических средств подсчета голосов - только в увеличенную форму протокола) число погашенных избирательных бюллетеней, которое определяется как сумма числа неиспользованных избирательных бюллетеней и числа избирательных бюллетеней, испорченных избирателями при проведении голосования. Члены УИК избирательного участка, помещение для голосования которого оборудовано средствами видеонаблюдения и трансляции изображения, обеспечивают перестановку в центр изображения камеры видеонаблюдения N 2 стола, за которым производят действия, связанные с подсчетом и погашением неиспользованных избирательных бюллетеней.

Федеральный закон "О выборах Президента Российской Федерации" устанавливает, что после окончания голосования члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса в присутствии лиц, указанных в пункте 5 статьи 23 данного Федерального закона, подсчитывают и погашают, отрезая левый нижний угол, неиспользованные избирательные бюллетени, затем оглашают и вносят в строку 6 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы число погашенных избирательных бюллетеней, которое определяется как сумма числа неиспользованных избирательных бюллетеней и числа избирательных бюллетеней, испорченных избирателями при проведении голосования (пункт 3 статьи 73).

Следовательно, положения пункта 2.6.2 Инструкции, предусматривающие, что число погашенных избирательных бюллетеней, которое определяется как сумма числа неиспользованных избирательных бюллетеней и числа избирательных бюллетеней, испорченных избирателями при проведении голосования, соответствуют порядку подсчета голосов избирателей, установленному законодательством о выборах Президента Российской Федерации.

Заявитель ошибочно указывает на то, что пункт 2.6.2 Инструкции предусматривает погашение избирательных бюллетеней, испорченных избирателями при проведении голосования, и опущенных в опечатанный стационарный ящик для голосования. Федеральный закон "О выборах Президента Российской Федерации" в пункте 16 статьи 73 определяет, какие избирательные бюллетени считаются недействительными. Это избирательные бюллетени, которые не содержат отметок в квадратах, расположенных справа от сведений о зарегистрированных кандидатах, от позиции "За" или "Против" или в которых знак (знаки) проставлен (проставлены) более чем в одном квадрате. Недействительные избирательные бюллетени подсчитываются и суммируются отдельно.

Если избиратель считает, что при заполнении избирательного бюллетеня совершил ошибку, то согласно пункту 11 статьи 69 Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации" он вправе обратиться к члену избирательной комиссии, выдавшему избирательный бюллетень, с просьбой выдать ему новый избирательный бюллетень взамен испорченного. Член избирательной комиссии выдает избирателю новый избирательный бюллетень, делает соответствующую отметку в списке избирателей против фамилии данного избирателя и расписывается. На испорченном избирательном бюллетене член избирательной комиссии с правом решающего голоса делает соответствующую запись и заверяет ее своей подписью. Данная запись заверяется также подписью секретаря участковой избирательной комиссии, после чего такой избирательный бюллетень незамедлительно погашается.

В силу части 2 статьи 261 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие (бездействие) является законным.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194, 195, 198, 261 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

заявление М. об оспаривании подпункта 3 пункта 1 постановления Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 16 февраля 2012 г. N 102/819-6 "О внесении изменений в Инструкцию по организации единого порядка установления итогов голосования, составления протоколов избирательных комиссий, определения результатов выборов, получения, передачи и обработки информации с использованием Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы" при проведении выборов Президента Российской Федерации, утвержденную постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 17 августа 2011 года N 26/255-6" оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

Н.С.РОМАНЕНКОВ