III. Основные субъекты цирковой деятельности

На протяжении XX века в России формировалась цирковая система.

В советские годы было создано Всесоюзное творческо-производственное объединение "Союзгосцирк", которое монопольно управляло творческим составом и имущественным комплексом циркового дела. Социально-экономические изменения конца 80-х годов прошлого века повлекли за собой организационную перестройку цирковой системы, в результате чего была создана Государственная компания "Российский цирк", ставшая правопреемником Союзгосцирка.

В целях сохранения единого государственного циркового комплекса, укрепления его материально-технической базы и закрепления правовых основ деятельности цирковых организаций эта компания была преобразована в федеральное казенное предприятие "Российская государственная цирковая компания" (далее - Российская государственная цирковая компания).

Вместе с тем ряд цирков использовали возможность свободно выбирать форму организации своей работы. Наряду с Российской государственной цирковой компанией появились другие субъекты цирковой деятельности, которые также активно участвуют в современном творческом процессе.

В настоящее время субъектами цирковой деятельности в Российской Федерации являются:

Российская государственная цирковая компания;

федеральные государственные цирки - Большой Московский государственный цирк на проспекте Вернадского и Большой Санкт-Петербургский государственный цирк;

государственные цирки, учредителями которых являются субъекты Российской Федерации (Государственный цирк Республики Бурятия, Казанский государственный цирк, Государственный цирк Республики Саха (Якутия), Государственный цирк Республики Удмуртия, Киноцирковое объединение Хабаровского края);

частные цирковые организации, самая крупная из которых - Московский цирк на Цветном бульваре им. Ю. Никулина;

цирковые продюсеры, импресарио, агенты и т.п., работающие как с образованием, так и без образования юридического лица.

Таким образом, за последние два десятилетия прежняя строго централизованная система управления отечественным цирком значительно трансформировалась. Ряд государственных цирков не входят в состав Российской государственной цирковой компании, работают цирки, учрежденные субъектами Российской Федерации, появились частные цирки. Кроме того, десятки посреднических фирм занимаются распространением циркового продукта в России и за рубежом.

Вместе с тем в сфере циркового искусства сохраняется тенденция концентрации творческого состава в рамках крупных систем, что соответствует мировым трендам. Основным субъектом цирковой деятельности остается Российская государственная цирковая компания, которая в настоящее время функционирует в организационно-правовой форме федерального казенного предприятия, распоряжающегося имуществом, закрепленным за ним на праве оперативного управления, имеет 58 филиалов, из них 41 стационарных цирков, 5 цирков-шапито, 1 зооцирк, 4 дирекции "Цирк на сцене", Центр циркового искусства, Питомник экзотических животных, художественно-производственный комбинат, гостиница "Арена", 2 базы отдыха. Численность работников Российской государственной цирковой компании составляет 5276 человек, в том числе - 1396 артистов, также используется 1467 цирковых животных 140 видов. Численность работников Российской государственной цирковой компании составляет 7000 человек, в том числе - 1300 артистов, также используется 2000 цирковых животных 140 видов.

(в ред. распоряжения Правительства РФ от 13.12.2017 N 2792-р)

(см. текст в предыдущей редакции)

Помимо субъектов, профессионально занимающихся цирковой деятельностью, существуют цирковые кружки, студии, любительские цирковые коллективы. Однако любительское цирковое движение не получает должной поддержки со стороны государства и профессиональных цирков.

В цирковом пространстве функционируют общественные объединения циркового профиля, призванные представлять и защищать интересы цирков и цирковых деятелей. К ним относятся Российский союз цирковых деятелей, Ассоциация артистов цирка, Ассоциация любительских цирков России. Кроме того, созданы Академия циркового искусства и Цирковой клуб при Центральном доме работников искусств.

Общественные объединения и организации не оказывают пока заметного влияния на развитие циркового дела в стране.

Необходимо создание условий для развития любительского циркового движения, активизации деятельности существующих общественных институтов, повышения их роли в формировании механизмов самоорганизации циркового сообщества.