VI. Требования к структуре программы подготовки специалистов среднего звена

VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ

СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА

6.1. ППССЗ предусматривает изучение следующих учебных циклов:

общеобразовательного;

общего гуманитарного и социально-экономического;

профессионального;

и разделов:

учебная практика;

производственная практика (по профилю специальности);

производственная практика (преддипломная);

промежуточная аттестация;

государственная итоговая аттестация.

6.2. Обязательная часть ППССЗ по учебным циклам должна составлять около 70 процентов от общего объема времени, отведенного на их освоение. Вариативная часть (около 30 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательной организацией.

Общеобразовательный учебный цикл состоит из учебных дисциплин и профильных учебных дисциплин, реализующих федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования.

Общий гуманитарный и социально-экономический учебный цикл состоят из дисциплин.

Профессиональный учебный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей в соответствии с видами деятельности. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная и (или) производственная практика (по профилю специальности).

6.3. Обязательная часть общего гуманитарного и социально-экономического учебного цикла ППССЗ углубленной подготовки должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин - "Основы философии", "История", "Психология общения", "Иностранный язык", "Физическая культура".

Обязательная часть профессионального учебного цикла ППССЗ углубленной подготовки должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Объем часов на дисциплину "Безопасность жизнедеятельности" составляет 68 часов, из них на освоение основ военной службы - 48 часов.

6.4. Образовательной организацией при определении структуры ППССЗ и трудоемкости ее освоения может применяться система зачетных единиц, при этом одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.

Таблица 2

Структура программы подготовки специалистов среднего звена

углубленной подготовки

(в ред. Приказа Минпросвещения России от 17.05.2021 N 253)

(см. текст в предыдущей редакции)

Индекс

Наименование предметных областей, учебных циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту

Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося (час/нед.)

В том числе часов обязательных учебных занятий

Индекс и наименование учебных предметов, дисциплин, междисциплинарных курсов, учебных практик

Код формируемой компетенции

ОУЦ.00

Общеобразовательный учебный цикл, реализующий федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования.

Предметные результаты освоения основной образовательной программы устанавливаются для учебных предметов на базовом и углубленном уровнях.

Предметные результаты освоения основной образовательной программы для учебных предметов на базовом уровне ориентированы на обеспечение преимущественно общеобразовательной и общекультурной подготовки.

Предметные результаты освоения основной образовательной программы для учебных предметов на углубленном уровне ориентированы преимущественно на подготовку к последующему профессиональному образованию, развитие индивидуальных способностей обучающихся путем более глубокого, чем это предусматривается базовым курсом, освоением основ наук, систематических знаний и способов действий, присущих данному учебному предмету.

Предметные результаты освоения интегрированных учебных предметов ориентированы на формирование целостных представлений о мире и общей культуры обучающихся путем освоения систематических научных знаний и способов действий на метапредметной основе.

Предметные результаты освоения основной образовательной программы должны обеспечивать возможность дальнейшего успешного профессионального обучения или профессиональной деятельности.

Учебный план профиля обучения и (или) индивидуальный учебный план должны содержать 11 (12) учебных предметов и предусматривать изучение не менее одного учебного предмета из каждой предметной области, определенной Стандартом, в том числе общими для включения во все учебные планы являются учебные предметы "Русский язык", "Литература", "Иностранный язык", "Математика", "История" (или "Россия в мире"), "Физическая культура", "Основы безопасности жизнедеятельности", "Астрономия".

2106

1404

ОУП.00

Обязательные предметные области

756

Предметная область "Русский язык и литература"

Изучение предметной области "Русский язык и литература" - языка как знаковой системы, лежащей в основе человеческого общения, формирования российской гражданской, этнической и социальной идентичности, позволяющей понимать, быть понятым, выражать внутренний мир человека, в том числе при помощи альтернативных средств коммуникации, должно обеспечить:

сформированность представлений о роли языка в жизни человека, общества, государства, способности свободно общаться в различных формах и на разные темы;

включение в культурно-языковое поле русской и общечеловеческой культуры, воспитание ценностного отношения к русскому языку как носителю культуры, как государственному языку Российской Федерации, языку межнационального общения народов России;

сформированность осознания тесной связи между языковым, литературным, интеллектуальным, духовно-нравственным развитием личности и ее социальным ростом;

сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания других культур, уважительного отношения к ним;

приобщение к российскому литературному наследию и через него - к сокровищам отечественной и мировой культуры;

сформированность чувства причастности к российским свершениям, традициям и осознание исторической преемственности поколений;

свободное использование словарного запаса, развитие культуры владения русским литературным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами русского речевого этикета;

сформированность знаний о русском языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение базовых понятий лингвистики, аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.

ОУП.01. Русский язык

ОК 10

ОУП.02. Литература

Предметная область "Родной язык и родная литература"

Изучение предметной области "Родной язык и родная литература" должно обеспечить:

сформированность представлений о роли родного языка в жизни человека, общества, государства, способности свободно общаться на родном языке в различных формах и на разные темы;

включение в культурно-языковое поле родной литературы и культуры, воспитание ценностного отношения к родному языку как носителю культуры своего народа;

сформированность осознания тесной связи между языковым, литературным, интеллектуальным, духовно-нравственным развитием личности и ее социальным ростом;

сформированность устойчивого интереса к чтению на родном языке как средству познания культуры своего народа и других культур, уважительного отношения к ним;

приобщение к литературному наследию и через него - к сокровищам отечественной и мировой культуры;

сформированность чувства причастности к свершениям, традициям своего народа и осознание исторической преемственности поколений;

свободное использование словарного запаса, развитие культуры владения родным литературным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;

сформированность знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение базовых понятий лингвистики, аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.

ОУП.03. Родная литература

ОК 10

Предметная область "Иностранные языки"

Предметные результаты изучения предметной области "Иностранные языки" должны отражать:

сформированность коммуникативной иноязычной компетенции, необходимой для успешной социализации и самореализации, как инструмента межкультурного общения в современном поликультурном мире;

владение знаниями о социокультурной специфике страны/стран изучаемого языка и умение строить свое речевое и неречевое поведение адекватно этой специфике;

умение выделять общее и различное в культуре родной страны и страны/стран изучаемого языка;

достижение порогового уровня владения иностранным языком, позволяющего выпускникам общаться в устной и письменной формах как с носителями изучаемого иностранного языка, так и с представителями других стран, использующими данный язык как средство общения;

сформированность умения использовать иностранный язык как средство для получения информации из иноязычных источников в образовательных и самообразовательных целях.

ОУП.04. Иностранный язык

ОК 10

Предметная область "Общественные науки"

Изучение предметной области "Общественные науки" должно обеспечить:

сформированность мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся, российской гражданской идентичности, поликультурности, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным Конституцией Российской Федерации;

понимание роли России в многообразном, быстро меняющемся глобальном мире;

сформированность навыков критического мышления, анализа и синтеза, умений оценивать и сопоставлять методы исследования, характерные для общественных наук;

формирование целостного восприятия всего спектра природных, экономических, социальных реалий;

сформированность умений обобщать, анализировать и оценивать информацию: теории, концепции, факты, имеющие отношение к общественному развитию и роли личности в нем, с целью проверки гипотез и интерпретации данных различных источников;

владение знаниями о многообразии взглядов и теорий по тематике общественных наук. применение на практике нормы антикоррупционного законодательства;

ОУП.05. Обществознание

ОК 10 - 12

Предметная область "Математика и информатика"

Изучение предметной области "Математика и информатика" должно обеспечить:

сформированность представлений о социальных, культурных и исторических факторах становления математики и информатики;

сформированность основ логического, алгоритмического и математического мышления;

сформированность умений применять полученные знания при решении различных задач;

сформированность представлений о математике как части общечеловеческой культуры, универсальном языке науки, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления;

ОУП.06. Математика

ОК 10

Предметная область "Естественные науки"

Изучение предметной области "Естественные науки" должно обеспечить:

сформированность основ целостной научной картины мира;

формирование понимания взаимосвязи и взаимозависимости естественных наук;

сформированность понимания влияния естественных наук на окружающую среду, экономическую, технологическую, социальную и этическую сферы деятельности человека;

создание условий для развития навыков учебной, проектно-исследовательской, творческой деятельности, мотивации обучающихся к саморазвитию;

сформированность умений анализировать, оценивать, проверять на достоверность и обобщать научную информацию;

сформированность навыков безопасной работы во время проектно-исследовательской и экспериментальной деятельности, при использовании лабораторного оборудования.

ОУП.07. Естествознание

ОК 10

ОУП.08. Астрономия

Предметная область "Физическая культура, экология и основы безопасности жизнедеятельности"

Изучение предметной области "Физическая культура, экология и основы безопасности жизнедеятельности" должно обеспечить: сформированность экологического мышления, навыков здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни, понимание рисков и угроз современного мира;

знание правил и владение навыками поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, социального и техногенного характера;

владение умением сохранять эмоциональную устойчивость в опасных и чрезвычайных ситуациях, а также навыками оказания первой помощи пострадавшим;

умение действовать индивидуально и в группе в опасных и чрезвычайных ситуациях,

ОУП.09. Основы безопасности жизнедеятельности

ОК 10

ОУП.10. Физическая культура

ПУП.00

Профильные учебные предметы

648

В результате изучения профильных учебных предметов обучающийся должен:

уметь:

узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением;

устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусств;

пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;

выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

выбора путей своего культурного развития;

организации личного и коллективного досуга;

выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;

самостоятельного художественного творчества;

знать:

основные виды и жанры искусства;

изученные направления и стили мировой художественной культуры;

шедевры мировой художественной культуры;

особенности языка различных видов искусства;

ПУП.01. История мировой культуры

ОК 10

ПК 1.1 - 1.6, 2.2, 2.4, 2.8.

уметь:

проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;

критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);

анализировать историческую информацию, представленную в разных системах (текстах, картах, таблицах, схемах, аудиовизуальных рядах);

различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;

устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;

участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;

знать:

основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории;

периодизацию всемирной и отечественной истории;

современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;

историческую обусловленность современных общественных процессов;

особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;

ПУП.02. История

ОК 10, 11

уметь:

анализировать музыкальную и поэтическую стороны народного музыкального творчества;

определить связь творчества профессиональных композиторов с народными национальными истоками;

использовать лучшие образцы народного творчества для создания обработок, современных композиций на основе народно-песенного материала;

исполнять произведения народного музыкального творчества на уроках по специальности;

знать:

основные жанры отечественного народного музыкального творчества;

условия возникновения и бытования различных жанров народного музыкального творчества;

специфику средств выразительности музыкального фольклора;

особенности национальной народной музыки и ее влияние на специфические черты композиторских школ;

историческую периодизацию и жанровую систему отечественной народной музыкальной культуры;

методологию исследования народного творчества;

основные черты фольклора зарубежных стран, жанры, музыкальные особенности, условия бытования;

ПУП.03. Народная музыкальная культура

ОК 10

ПК 1.1 - 1.6, 2.2, 2.4, 2.8

уметь:

работать с литературными источниками и нотным материалом;

в письменной или устной форме излагать свои мысли о музыке, жизни и творчестве композиторов или делать общий исторический обзор, разобрать конкретное музыкальное произведение;

определять на слух фрагменты того или иного изученного произведения;

применять основные музыкальные термины и определения из смежных музыкальных дисциплин при анализе (разборе) музыкальных произведений;

знать:

основные этапы развития музыки, формирование национальных композиторских школ;

условия становления музыкального искусства под влиянием религиозных, философских идей, а также общественно-политических событий;

этапы исторического развития отечественного музыкального искусства и формирование русского музыкального стиля;

основные направления, проблемы и тенденции развития современного русского музыкального искусства.

ПУП.04. Музыкальная литература (зарубежная и отечественная)

ОК 10

ПК 1.1 - 1.6, 2.2, 2.4, 2.8

Обязательная часть учебных циклов ППССЗ

3726

2484

ОГСЭ.00

Общий гуманитарный и социально-экономический учебный цикл

530

354

В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся должен:

уметь:

ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основах формирования культуры гражданина и будущего специалиста;

знать:

основные категории и понятия философии;

роль философии в жизни человека и общества;

основы философского учения о бытии;

сущность процесса познания;

основы научной, философской и религиозной картин мира;

об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;

о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий;

48

ОГСЭ.01. Основы философии

ОК 1, 3 - 8, 11

уметь:

ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире;

выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем;

демонстрировать гражданско-патриотическую позицию;

знать:

основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже XX и XXI вв.;

сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX - начале XXI вв.;

основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира;

назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности;

о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций;

содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения;

48

ОГСЭ.02. История

ОК 1, 3, 4, 6, 8, 11

уметь:

применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности;

использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения;

знать:

взаимосвязь общения и деятельности;

цели, функции, виды и уровни общения;

роли и ролевые ожидания в общении;

виды социальных взаимодействий;

механизмы взаимопонимания в общении;

техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения;

этические принципы общения;

источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов;

48

ОГСЭ.03. Психология общения

ОК 1 - 9

ПК 2.1 - 2.9

уметь:

общаться (устно и письменно) на иностранном языке на профессиональные и повседневные темы;

переводить (со словарем) иностранные тексты профессиональной направленности;

самостоятельно совершенствовать устную и письменную речь, пополнять словарный запас;

знать:

лексический (1200 - 1400 лексических единиц) и грамматический минимум, необходимый для чтения и перевода (со словарем) иностранных текстов профессиональной направленности;

106

ОГСЭ.04. Иностранный язык

ОК 4 - 6, 8, 9

ПК 2.8

уметь:

использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;

знать:

о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;

основы здорового образа жизни.

208

104

ОГСЭ.05. Физическая культура

ОК 2 - 4, 6, 8

П.00

Профессиональный учебный цикл

3196

2130

ОП.00

Общепрофессиональные дисциплины

1224

816

В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен:

уметь:

ориентироваться в музыкальных произведениях различных направлений, стилей и жанров;

выполнять теоретический и исполнительский анализ музыкального произведения;

характеризовать выразительные средства в контексте содержания музыкального произведения;

анализировать незнакомое музыкальное произведение по следующим параметрам: стилевые особенности, жанровые черты, особенности формообразования, фактурные, метроритмические, ладовые особенности;

выполнять сравнительный анализ различных редакций музыкального произведения;

работать со звукозаписывающей аппаратурой;

знать:

о роли и значении музыкального искусства в системе культуры;

основные исторические периоды развития музыкальной культуры, основные направления, стили и жанры;

основные этапы развития отечественной и зарубежной музыки;

особенности национальных традиций, фольклорные истоки музыки;

творческие биографии крупнейших русских и зарубежных композиторов;

программный минимум произведений

симфонического, оперного, камерно-вокального, камерно-инструментального и других жанров музыкального искусства (слуховые представления и нотный текст);

теоретические основы музыкального искусства: элементы музыкального языка, принципы формообразования, основы гармонического развития, выразительные и формообразующие возможности гармонии;

ОП.01. Музыкальная литература (зарубежная и отечественная)

ОК 1 - 9

ПК 1.1, 1.3 - 1.5, 2.2, 2.4

уметь:

сольфеджировать одноголосные, двухголосные музыкальные примеры;

сочинять подголоски или дополнительные голоса в зависимости от жанровых особенностей музыкального примера;

записывать музыкальные построения средней трудности, используя навыки слухового анализа;

гармонизовать мелодии в различных жанрах;

слышать и анализировать гармонические и интервальные цепочки;

довести предложенный мелодический или гармонический фрагмент до законченного построения;

применять навыки владения элементами музыкального языка на клавиатуре и в письменном виде;

демонстрировать навыки выполнения различных форм развития музыкального слуха в соответствии с программными требованиями;

выполнять теоретический анализ музыкального произведения;

знать:

особенности ладовых систем;

основы функциональной гармонии;

закономерности формообразования;

формы развития музыкального слуха: диктант, слуховой анализ, интонационные упражнения, сольфеджирование;

ОП.02. Сольфеджио

ОК 1 - 9

ПК 1.1, 1.3, 1.5, 2.2, 2.7

уметь:

записывать, играть на клавиатуре, определять на слух и по нотам виды ладов;

записывать, играть на клавиатуре, определять на слух и по нотам отклонения и модуляции, используя знаки альтерации;

записывать, играть на клавиатуре, определять на слух и по нотам метроритмические построения, опираясь на жанровую природу ритмического движения;

записывать, играть на клавиатуре, определять на слух и по нотам интервалы и их обращения, аккорды и их обращения;

анализировать музыкальные построения с точки зрения музыкального синтаксиса;

использовать навыки владения элементами музыкальной речи на клавиатуре и в письменном виде;

знать:

круг понятий, необходимых для упражнений по развитию музыкального слуха: лад и его элементы, знаки альтерации;

нотацию и правописание;

ритм, метр, темп;

интервалы и их обращение, аккорды;

принципы построения интервалов и аккордов в тональности и от звука;

понятия мотива, фразы, предложения, периода;

виды периодов;

ОП.03. Музыкальная грамота

ОК 1 - 9

ПК 1.1, 1.4, 2.2, 2.7

уметь:

делать элементарный анализ нотного текста с объяснением роли выразительных средств в контексте музыкального произведения, анализировать музыкальную ткань с точки зрения: ладовой системы, особенностей звукоряда (использования диатонических или хроматических ладов, отклонений и модуляций);

гармонической системы;

фактурного изложения материала (типов фактур);

типов изложения музыкального материала;

использовать навыки владения элементами музыкального языка на клавиатуре и в письменном виде;

знать:

понятия звукоряда и лада, интервалов и аккордов, диатоники и хроматики, отклонения и модуляции;

типы фактур;

типы изложения музыкального материала;

ОП.04. Элементарная теория музыки

ОК 1 - 9

ПК 1.1, 1.4, 2.2, 2.7

уметь:

выполнять гармонический анализ музыкального произведения, характеризовать гармонические средства в контексте содержания музыкального произведения;

применять изучаемые средства в упражнениях на фортепиано, играть гармонические последовательности в соответствии с программными требованиями;

применять изучаемые средства в письменных заданиях на гармонизацию;

знать:

функциональную систему мажора-минора и особых диатонических ладов;

тональность, модальность;

выразительные и формообразующие возможности гармонии через последовательное изучение гармонических средств;

ОП.05. Гармония

ОК 1 - 9

ПК 1.1, 1.4, 2.2, 2.7

уметь:

выполнять анализ музыкальной формы;

рассматривать музыкальное произведение в единстве содержания и формы;

рассматривать музыкальные произведения в связи с жанром, стилем эпохи и авторским стилем композитора;

знать:

простые и сложные формы, вариационную и сонатную формы, рондо и рондо-сонату;

понятие о циклических и смешанных формах;

функции частей музыкальной формы;

специфику формообразования в вокальных произведениях;

ОП.06. Анализ музыкальных произведений

ОК 1 - 9

ПК 1.1, 1.4, 2.2, 2.4, 2.7

уметь:

делать компьютерный набор нотного текста в современных программах;

использовать программы цифровой обработки звука;

ориентироваться в частой смене компьютерных программ;

знать:

способы использования компьютерной техники в сфере профессиональной деятельности;

наиболее часто употребляемые компьютерные программы для записи нотного текста;

основы MIDI-технологий;

ОП.07. Музыкальная информатика

ОК 1 - 9

ПК 1.3, 2.5

уметь:

организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;

предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;

использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;

применять первичные средства

пожаротушения;

знать:

принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;

основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;

основы военной службы и обороны государства;

задачи и основные мероприятия гражданской обороны;

способы защиты населения от оружия массового поражения;

меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;

организацию и порядок призыва граждан на военную Службу и поступления на нее в добровольном порядке;

основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО;

область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;

порядок и правила оказания первой (доврачебной) медицинской помощи;

ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности;

применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью;

владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;

оказывать первую (доврачебную) медицинскую помощь.

68

ОП.08. Безопасность жизнедеятельности

ОК 1 - 9

ПК 1.1 - 3.4

ПМ.00

Профессиональные модули

1972

1314

ПМ.01

Исполнительская деятельность

Сольное народное пение

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

иметь практический опыт:

чтения с листа и транспонирования сольных и ансамблевых вокальных произведений среднего уровня трудности;

самостоятельной работы с произведениями разных жанров, в соответствии с программными требованиями;

чтения ансамблевых и хоровых партитур;

ведения учебно-репетиционной работы;

применения фортепиано в работе над сольными и ансамблевыми вокальными произведениями;

аккомпанемента голосу в работе над произведениями разных жанров (в соответствии с программными требованиями);

сценических выступлений с сольными и хоровыми номерами;

уметь:

использовать технические навыки и приемы, средства исполнительской выразительности для грамотной интерпретации нотного текста;

профессионально и психофизически владеть собой в процессе репетиционной и концертной работы с сольными и ансамблевыми программами;

использовать слуховой контроль для управления процессом исполнения;

применять теоретические знания в исполнительской практике;

пользоваться специальной литературой;

слышать партии в ансамблях с различным количеством исполнителей;

согласовывать свои исполнительские намерения и находить совместные художественные решения при работе в ансамбле и хоре;

самостоятельно работать над исполнительским репертуаром (в соответствии с программными требованиями);

использовать выразительные возможности фортепиано для достижения художественной цели в работе над исполнительским репертуаром;

использовать навыки актерского мастерства в работе над сольными и хоровыми произведениями, в концертных выступлениях;

знать:

сольный репертуар средней сложности, включающий произведения основных вокальных жанров народной музыки;

художественно-исполнительские возможности голосов;

особенности развития и постановки голоса, основы звукоизвлечения, технику дыхания;

профессиональную терминологию;

ансамблевый репертуар, включающий произведения основных вокальных жанров народной музыки;

художественно-исполнительские возможности голосов в вокальном ансамбле и хоре;

особенности работы в качестве артиста-вокалиста в составе народного хора и ансамбля, специфику репетиционной работы вокального ансамбля;

исполнительский учебный репертуар для фортепиано (в соответствии с программными требованиями);

специальную учебно-педагогическую литературу по фортепиано;

выразительные и технические возможности фортепиано;

МДК.01.01. Сольное и ансамблевое пение

ОК 1 - 9

ПК 1.1 - 1, 6

МДК.01.02. Основы сценической подготовки

Хоровое народное пение

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

иметь практический опыт:

чтения с листа и транспонирования сольных и ансамблевых вокальных произведений среднего уровня трудности;

самостоятельной работы с произведениями разных жанров, в соответствии с программными требованиями;

чтения ансамблевых и хоровых партитур;

ведения учебно-репетиционной работы;

применения фортепиано в работе над сольными и ансамблевыми вокальными произведениями;

аккомпанемента голосу в работе над произведениями разных жанров (в соответствии с программными требованиями);

сценических выступлений с сольными и хоровыми номерами;

знать:

сольный и хоровой исполнительский репертуар средней сложности, включающий произведения основных вокальных жанров народной музыки;

художественно-исполнительские возможности голосов;

особенности развития и постановки голоса, основы звукоизвлечения, технику дыхания;

профессиональную терминологию;

ансамблевый репертуар, включающий произведения основных вокальных жанров народной музыки;

художественно-исполнительские возможности голосов в вокальном ансамбле и хоре;

особенности работы в качестве артиста-вокалиста в составе хора и ансамбля, специфику репетиционной работы хора и вокального ансамбля;

исполнительский учебный репертуар для фортепиано (в соответствии с программными требованиями);

специальную учебно-педагогическую литературу по фортепиано;

выразительные и технические возможности фортепиано;

уметь:

использовать технические навыки и приемы, средства исполнительской выразительности для грамотной интерпретации нотного текста;

профессионально и психофизически владеть собой в процессе репетиционной и концертной работы с хоровыми, ансамблевыми и сольными программами;

использовать слуховой контроль для управления процессом исполнения;

применять теоретические знания в исполнительской практике;

пользоваться специальной литературой;

слышать партии в хоре и ансамбле с различным количеством исполнителей;

согласовывать свои исполнительские намерения и находить совместные художественные решения при работе в ансамбле и хоре;

самостоятельно работать над исполнительским репертуаром;

использовать выразительные возможности фортепиано для достижения художественной цели в работе над

исполнительским репертуаром;

использовать навыки актерского мастерства в работе над сольными и хоровыми произведениями, в концертных выступлениях.

МДК.01.01. Хоровое и ансамблевое пение

ОК 1 - 9

ПК 1.1 - 1.6, 2.1 - 2.7

МДК.01.02. Основы сценической подготовки

ПМ.02

Педагогическая деятельность

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

иметь практический опыт:

организации обучения обучающихся с учетом базовых основ педагогики;

организации обучения обучающихся пению с учетом их возраста и уровня подготовки;

организации индивидуальной художественно-творческой работы с детьми с учетом возрастных и личностных особенностей;

знать:

основы теории воспитания и образования;

психолого-педагогические особенности работы с детьми дошкольного и школьного возраста;

требования к личности педагога;

творческие и педагогические вокальные школы, современные методики постановки голоса, преподавания специальных (вокальных и хоровых) дисциплин;

педагогический (вокальный и хоровой) репертуар детских музыкальных школ;

профессиональную терминологию;

порядок ведения учебной документации в организациях дополнительного образования, общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях;

технику и приемы общения (слушания, убеждения) с учетом возрастных и индивидуальных особенностей собеседников;

особенности организации педагогического наблюдения, других методов педагогической диагностики, принципы и приемы интерпретации полученных результатов;

требования охраны труда при проведении учебных занятий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и вне организации (на выездных мероприятиях);

уметь:

делать педагогический анализ ситуации в классе индивидуального творческого обучения;

использовать теоретические сведения о личности и межличностных отношениях в педагогической деятельности;

определять важнейшие характеристики голоса обучающегося и планировать его дальнейшее развитие;

пользоваться специальной литературой;

МДК.02.01. Педагогические основы преподавания творческих дисциплин

ОК 1 - 9

ПК 2.1 - 2.9

МДК.02.02. Учебно-методическое обеспечение учебного процесса

ПМ.03

Организационная деятельность

ПМ.03.01

Организационная деятельность

Сольное народное пение

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

иметь практический опыт:

дирижирования в работе с творческим коллективом;

постановки концертных номеров и фольклорных программ;

чтения с листа многострочных хоровых и ансамблевых партитур;

самостоятельной работы по разучиванию и постановке произведений разных жанров;

ведения учебно-репетиционной работы;

уметь:

организовывать репетипионно-творческую и хозяйственную деятельность творческих коллективов;

определять музыкальные диалекты;

анализировать исполнительскую манеру;

аранжировать песни для сольного и хорового исполнения;

использовать слуховой контроль для управления процессом исполнения;

применять теоретические знания в исполнительской практике;

пользоваться специальной литературой;

исполнять инструментальную партию на простейших инструментах в концертных номерах;

знать:

сольный, ансамблевый и хоровой исполнительский репертуар, и практику его использования в творческих коллективах;

основные этапы истории песенных и певческих стилей различных регионов России;

профессиональную терминологию;

основные положения теории менеджмента, особенности предпринимательства в профессиональной сфере.

МДК.03.01.01. Дирижирование, чтение хоровых и ансамблевых партитур

ОК 1 - 9

ПК 3.1 - 3.4

МДК.03.01.02. Областные певческие стили, расшифровка и аранжировка народной песни

МДК.03.01.03. Организация управленческой и творческой деятельности

ПМ.03.02

Организационная деятельность

Хоровое народное пение

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

иметь практический опыт:

дирижирования в работе с творческим коллективом;

постановки концертных номеров и фольклорных программ;

чтения с листа многострочных хоровых и ансамблевых партитур;

самостоятельной работы по разучиванию и постановке произведений разных жанров;

ведения учебно-репетиционной работы;

уметь:

организовывать репетиционно-творческую и хозяйственную деятельность творческих коллективов;

определять музыкальные диалекты;

анализировать исполнительскую манеру;

аранжировать песни для сольного и хорового исполнения;

использовать слуховой контроль для управления процессом исполнения;

применять теоретические знания в исполнительской практике;

пользоваться специальной литературой;

исполнять инструментальную партию на простейших инструментах в концертных номерах;

знать:

сольный, ансамблевый и хоровой исполнительский репертуар, и практику его использования в творческих коллективах;

основные этапы истории песенных и певческих стилей различных регионов России;

профессиональную терминологию;

знать основные положения теории менеджмента, особенности предпринимательства в профессиональной сфере.

МДК.03.02.01. Дирижирование, чтение хоровых и ансамблевых партитур

ОК 1 - 9

ПК 3.1 - 3.4

МДК.03.02.02. Областные певческие стили, расшифровка и аранжировка народной песни

МДК.03.02.03. Организация управленческой и творческой деятельности

Вариативная часть учебных циклов ППССЗ (определяется образовательной организацией самостоятельно)

864

576

УП.00

Учебная практика

1026

684

УП.01. Сольное и хоровое пение, в том числе учебная практика по педагогической работе

УП.02. Хоровой класс

УП.03. Основы народной хореографии

УП.04. Ансамблевое исполнительство

ОК 1 - 9

ПК 1.1 - 1.6, 2.1 - 2.9, 3.1 - 3.4

Всего часов обучения по учебным циклам ППССЗ

5616

3744

ПП.00

Производственная практика (по профилю специальности)

5 нед.

180

ОК1 - 9, 11, 12

ПК 1.1 - 1.6, 2.1 - 2.9, 3.1 - 3.4

ПП.01

Исполнительская практика

4 нед.

144

ПП.02

Педагогическая практика

1 нед.

36

ПДП.00

Преддипломная практика

1 нед.

ПА.00

Промежуточная аттестация

13 нед.

ГИА.00

Государственная итоговая аттестация

4 нед.

ГИА.01

Подготовка выпускной квалификационной работы

2 нед.

ГИА.02

Защита выпускной квалификационной работы

1 нед.

ГИА.03

Государственный экзамен

1 нед.

Таблица 3

Срок получения СПО по ППССЗ углубленной подготовки в очной форме обучения составляет 199 недель, в том числе:

Общеобразовательный учебный цикл

39 нед.

Обучение по учебным циклам, в том числе учебная практика

104 нед.

Производственная практика (по профилю специальности)

5 нед.

Производственная практика (преддипломная)

1 нед.

Промежуточная аттестация

13 нед.

Государственная итоговая аттестация

4 нед.

Каникулы

33 нед.

Итого

199 нед.