Качества интервьюера, повышающие эффективность его деятельности

Эффективность проведения опроса во многом зависит от предварительной подготовки интервьюера, а также от проявления интервьюером ряда необходимых качеств. Интервьюер должен обладать следующими качествами, необходимыми для проведения интервью:

- Речь. Интервьюер должен уметь понятно говорить, обладать хорошей дикцией.

- Внешность. Внешность должна быть нейтральной, располагающей к доверию, не вызывающей опасений. Для поддержания нейтрального образа важно выбирать нейтрально-деловой стиль одежды. Внешний облик интервьюера должен минимально демонстрировать его личные пристрастия, социальную принадлежность. Основное требование к одежде - аккуратность, опрятность всего внешнего облика.

- Настроение. В ходе проведения опроса необходимо демонстрировать общую позитивную настроенность на общение, энергичность, интерес к опросу, доброжелательность и толерантность как базовую черту личности. Как показывает практика, пессимистично настроенные интервьюеры получают в среднем в 4 раза больше отказов от участия в опросе <*>.

--------------------------------

<*> Мягков А.Ю., Журавлева И.В. Эффект ожиданий интервьюера в персональном интервью//Социологический журнал. 2004. N 3 - 4.

- Психологическая устойчивость. Интервьюер должен демонстрировать готовность к нейтральному восприятию отказов от интервью.

Выделяется несколько стилей поведения, на которые целесообразно ориентироваться при проведении опроса и которые рекомендуется вырабатывать интервьюерам в ходе подготовки к проведению интервью. К таким стилям можно отнести следующие:

- "Ответственный человек". Суть стиля заключается в умении хорошо организовывать свою деятельность, в проявлении ответственности, дисциплинированности, честности, надежности, пунктуальности в работе.

- "Человек, вызывающий доверие". Для данного стиля необходимы навыки установления отношений сотрудничества с незнакомыми людьми, нейтрализации возможной агрессивности, подозрительности респондентов.

- "Человек, который умеет хранить тайны". Для данного стиля характерны умение сохранять конфиденциальность и навыки демонстрации респонденту готовности к защите полученных сведений.

- "Человек, который может выслушать". В данном стиле важны навыки нейтрального, безоценочного слушания, умение задавать вопросы и фиксировать ответы "автоматически", не выказывая ничем своего одобрения или неодобрения ответов респондента, не подталкивая его к какому-либо ответу.

- "Человек, с которым интересно, приятно поговорить". Для данного стиля необходимы навыки формирования позитивной атмосферы интервью, умение не только получить от респондента требуемую информацию, но и дать ему взамен чувство морального удовлетворения.