2.3. Эффективность работы интервьюеров

В целом под эффективностью работы интервьюеров следует понимать достижение поставленной цели (получение информации о затратах респондентов на производство и осуществление профессиональной деятельности) с наименьшими затратами (прежде всего, затратами времени). Чем быстрее интервьюер получит нужную информацию и передаст ее в органы государственной статистики, тем выше его эффективность. Помимо быстрых сроков проведения обследования, показателями эффективности работы интервьюеров также служат:

- комплексность и достоверность полученной информации от респондентов;

- отсутствие ошибок при подготовке отчетной документации;

- отсутствие претензий/нареканий со стороны респондентов;

- низкий процент респондентов, отказавшихся принять участие в обследовании, и др.

Эффективность проведения опроса, прежде всего, определяется такими качествами интервьюера, как:

- информированность о цели, задачах и контексте обследования - только зная, что и зачем вы делаете, вы сможете донести соответствующую информацию до респондента и убедить его принять участие в обследовании;

- вежливость и деликатность (если вы не проявите должного внимания к респонденту, он вряд ли согласится ответить на ваши вопросы);

- терпеливость (как правило, достижение результата не происходит так быстро и легко, как нам хотелось бы);

- готовность к общению (помните, что от вашего умения говорить, убеждать, договариваться зависит отношение и благосклонность к вам респондентов);

- пунктуальность (многие занятые респонденты не готовы тратить минуты на ожидание вашего прихода и прощать вас за опоздание);

- аккуратность и ответственность (что особенно важно при подготовке документов).

Для повышения эффективности интервьюера инструкция дополнена алфавитно-предметным указателем по ключевым словам и терминам, встречающимся в инструментарии выборочного обследования (Приложение 3).

Старайтесь подробно изучить его и развивать в себе указанные качества - и вы станете эффективным интервьюером.