4.1. Рекомендации по поведению в нетипичных (сложных) ситуациях

В ходе проведения опроса могут возникнуть следующие ситуации.

Проблема 1. Отсутствует доступ к респонденту:

Ситуация 1. Респондент избегает контакта.

Ситуация 2. Респондент отказывается от участия, например из-за:

- высокой занятости ("Нет времени");

- низкой значимости темы обследования ("Это не важно, ничего не изменит");

- опасений по поводу предоставления данных ("Это конфиденциальная информация и это коммерческая тайна");

- непонимания вопросов из формы статистического наблюдения;

- опасения возможных санкций.

Ситуация 3. Респондент не помнит необходимые сведения для заполнения бланка формы статистического наблюдения, не хочет тратить время, чтобы вспомнить, и пр.

Ситуация 4. Респондент помнит информацию, но не хочет ее предоставлять из-за опасения санкций.

Ситуация 5. Респондент предоставляет информацию, которая выглядит недостоверной.

Проблема 2. Внешнее негативное вмешательство при проведении опроса:

Ситуация 6. Респондент отвлекается от проведения интервью (например, на телефонный звонок).

Ситуация 7. Происходит серьезное внешнее вмешательство, прерывающее опрос (например, у респондента возникает необходимость уйти, в проведение опроса вмешиваются третьи лица).

Проблема 3. Искажение данных:

Ситуация 8. Респондент не видит разницу между понятиями, используемыми в бланке формы выборочного федерального статистического наблюдения.

Ситуация 9. Респондент намеренно дает неточные либо некорректно сформулированные ответы на вопросы (например, "около двух миллионов", "много", "незначительные" и т.п.).