3. Развитие информационно-телекоммуникационной инфраструктуры

3. Развитие

информационно-телекоммуникационной инфраструктуры

Открытое акционерное общество "Северо-Западный Телеком" (с 1 апреля 2011 г. открытое акционерное общество "Северо-Западный Телеком" присоединилось к оператору дальней связи открытого акционерного общества междугородной и международной электрической связи "Ростелеком") к 2010 году в области информационных и телекоммуникационных технологий решены следующие задачи:

за счет внедрения универсальных услуг связи с использованием таксофонов обеспечен повсеместный доступ к услугам связи (установлено 26 тыс. таксофонов универсального обслуживания в Северо-Западном федеральном округе);

в рамках реализации приоритетного национального проекта "Образование" более 2 тыс. общеобразовательных школ обеспечены компьютерами и подключены к информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - сеть Интернет);

проведена модернизация сетей фиксированной внутризоновой телефонной связи, в результате которой уровень цифровизации сетей достиг 68 процентов.

В результате демонополизации телекоммуникационного рынка обеспечено динамичное развитие отрасли связи.

Продолжается активное развитие услуг широкополосного доступа к сети Интернет. Уровень проникновения таких услуг в 2010 году достиг 20 процентов, количество абонентов превысило 900 тыс. человек.

Протяженность магистральных и зоновых линий связи (линий связи на участках между областными центрами, областными центрами и районными центрами, а также между районными центрами) составляет 16,34 тыс. километров, в том числе волоконно-оптические линии связи - 13,83 тыс. километров.

По состоянию на 2010 год в структуре филиалов федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" по Северо-Западному федеральному округу насчитывается 9 почтамтов, свыше 4 тыс. стационарных отделений почтовой связи и 53 передвижных отделения почтовой связи.

Около 90 процентов доходов филиалы федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" получают от услуг почтовой связи, оказываемых по универсальным или общероссийским тарифам, производительность труда почтовых работников округа выше, чем в среднем по Российской Федерации. Дальнейший рост объемов и качества почтовых услуг наиболее эффективен в направлении оптимизации почтовой сети, размещения и автоматизации операционных окон, строительства новых и реконструкции имеющихся отделений почтовой связи, а также в обеспечении почтовых маршрутов.

В настоящее время между Федеральным агентством связи и федеральным государственным унитарным предприятием "Почта России" как оператором универсального обслуживания заключены 18 договоров на оказание универсальных услуг связи по передаче данных и предоставлению доступа к сети Интернет с использованием пунктов коллективного доступа на территории Северо-Западного федерального округа (всего функционирует 2253 пункта коллективного доступа).

Услуги подвижной радиотелефонной связи в Северо-Западном федеральном округе оказывают крупные операторы связи.

Уровень доступа услуг подвижной радиотелефонной связи в Северо-Западном федеральном округе в среднем составляет 150 процентов.

В перспективных планах операторов связи предусмотрено развитие сетей 3-го поколения. Одновременно идет постепенный переход опорной сети к современным технологиям, что в дальнейшем позволит обеспечить переход к сети широкополосного беспроводного доступа.

Значительные успехи в развитии информационной и телекоммуникационной инфраструктуры Северо-Западного федерального округа не исключают существования проблем, требующих решения.

Низкая платежеспособность потребителей, проживающих в малых городах и сельской местности, и отсутствие механизмов субсидированного развития инфраструктуры с участием государства не позволяют открытому акционерному обществу междугородной и международной электрической связи "Ростелеком" формировать ответственные планы развития на этих территориях, что увеличивает цифровое неравенство, снижает качество жизни жителей, проживающих на этих территориях.

Кроме того, в настоящий момент фактический износ основных фондов почтовой отрасли составляет более 50 процентов.

Практически все сельские отделения почтовой связи требуют серьезной реконструкции или строительства новых зданий. Их площади не позволяют эффективно оказывать весь спектр современных услуг (стандартный пункт коллективного доступа к сети Интернет занимает от 40 до 80 процентов площади клиентского зала стандартного почтового вагона-дома в северном исполнении). В половине сельских отделений связи нет воды и канализации. Около 10 процентов отделений почтовой связи находятся в аварийном состоянии.

Для развития современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, реализации общих задач и подготовки технических решений в Северо-Западном федеральном округе необходимо учитывать следующие факторы:

увеличение численности пользователей услуг широкополосного доступа к телекоммуникационным системам;

переход к сетям связи нового поколения;

100-процентная цифровизация телефонной сети;

необходимость существенного сокращения операционных расходов на содержание и эксплуатацию сетей;

увеличение объемов почтовых услуг на 70 процентов за счет повышения доступности традиционных и внедрения новых;

улучшение качества обслуживания населения и хозяйствующих субъектов Северо-Западного федерального округа - сокращение сроков доставки почтовых отправлений и сроков обслуживания в почтовых отделениях;

повышение доходов обособленных структурных почтовых подразделений за счет увеличения производительности труда и уменьшения транспортных и эксплуатационных расходов на 90 процентов и, как следствие, доступность почтовых тарифов для населения и предприятий, а также обеспечение роста тарифов, не превышающего уровень инфляции.

В перспективе развития сетей подвижной радиотелефонной связи предусмотрено осуществление следующих мероприятий:

строительство сетей широкополосного беспроводного доступа к телекоммуникационным системам;

строительство высокоскоростных транспортных сетей;

увеличение покрытия сетей 2-го и 3-го поколения в целях обеспечения широкополосного доступа в том числе к сети Интернет;

переход к интегрированным решениям в отношении подвижной радиотелефонной и фиксированной сети связи;

развитие сервисов на базе интеллектуальной сети с современными технологиями;

внедрение новых сервисных услуг.

Реализация стратегической инициативы, обеспечивающей увеличение показателя широкополосного доступа к информационным сетям и переход к сетям связи нового поколения, приводит к тому, что оказание услуг широкополосного доступа будет осуществляться по всей лицензионной территории.

Одной из главных целей является модернизация информационных технологий, социальных телекоммуникаций, достижение максимальной оперативности предоставления и доступности государственных и муниципальных услуг, повышение эффективности государственного и муниципального управления, а также уровня информированности и мобильности населения за счет современных технологий.

К числу основных задач, по данным субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Западного федерального округа, относятся следующие задачи:

оказание государственных и муниципальных услуг через многофункциональные центры на основе доступа ко всем информационным данным в формате "одного окна" и через электронные каналы связи;

внедрение социальных карт граждан, обеспечивающих получение государственных услуг и облегчающих участие в программах медицинского и социального страхования, и их совмещение с электронными картами, открывающими доступ к банковским продуктам;

формирование единой системы организационно-технических норм, требований методических материалов, обеспечивающих эффективное развитие информационно-технологической инфраструктуры в соответствии с приоритетами модернизации системы государственного управления;

разработка и внедрение в систему органов государственной власти и местного самоуправления электронных административных регламентов;

реализация на территории округа концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства на основе современных программных решений;

стандартизация, унификация и обеспечение совместимости всех решений в рамках информатизации, а также совершенствование нормативной правовой и методической базы, регламентирующей процессы информатизации;

обеспечение безопасности информационных систем, их защиты, сохранности, целостности и достоверности;

создание информационно-технологической инфраструктуры архивов, библиотек и музеев, постепенный переход архивных, библиотечных и музейных фондов в электронный вид, а также обеспечение пользователям доступа к электронным фондам указанных организаций с использованием сети Интернет.

В целях увеличения доступности услуг связи, увеличения количества пользователей широкополосного доступа к телекоммуникационным системам и создания сетей связи нового поколения предлагаются следующие технические решения:

цифровизация телефонной сети связи общего пользования путем замены аналоговых автоматических телефонных станций на цифровые автоматические телефонные станции новых генераций со своей архитектурой построения;

развитие мультисервисной инфраструктуры;

переход к сетям связи нового поколения.

В итоге к 2020 году уровень цифровизации достигнет 100 процентов.

Внедрение новых радиотехнологий широкополосного доступа позволит жителям малых городов и сельским жителям получить современный качественный доступ к информационным ресурсам.

Важное значение в связи с этим приобретает реализация концепции технологической платформы "Национальная информационная спутниковая система".

Реализация инновационных проектов с использованием российского оборудования связи позволит достигнуть следующих результатов:

обеспечение инновационного технологического развития российской телекоммуникационной промышленности;

повышение конкурентоспособности российского оборудования;

получение наилучших экономических результатов для операторов связи за счет внедрения новых перспективных услуг.