5. Развитие образования

Необходимым условием для формирования в Северо-Западном федеральном округе инновационной экономики является модернизация и развитие системы образования, которая служит основой динамичного экономического роста, социального благополучия общества и безопасности страны. Образование играет решающую роль в формировании нового поколения профессиональных кадров, образует личность и формирует сам образ жизни населения.

В Северо-Западном федеральном округе наблюдаются следующие положительные изменения в системе образования, связанные с продолжением реализации основных направлений комплексного проекта модернизации образования:

введение единой независимой оценки качества образования;

расширение общественного участия в управлении образованием;

переход на нормативное подушевое финансирование общеобразовательных учреждений;

переход на новую систему оплаты труда педагогических работников всей региональной системы образования, что позволит установить зависимость роста заработной платы от повышения уровня ответственности за качество образования;

развитие новых форм дошкольного образования (компенсирующих и оздоровительных групп, групп круглосуточного пребывания детей, адаптационных групп и групп развития);

апробация модели сетевого взаимодействия общеобразовательных учреждений с использованием дистанционных общеобразовательных технологий, а также создание условий для интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательную среду;

внедрение проекта создания цифровой школы XXI века в рамках реализации приоритетного национального проекта "Образование" с целью инновационного развития школьной инфраструктуры на базе общеобразовательных учреждений, в том числе оснащение школ персональными компьютерами, мультимедийной и цифровой техникой, подключение школ к сети Интернет, создание сайтов образовательных учреждений в сети Интернет, переподготовка преподавателей в области информационно-коммуникационных технологий;

интеграция высшего и среднего профессионального образования путем включения учреждений профессионального образования в состав высших учебных заведений.

В рамках приоритетного национального проекта "Образование" осуществлялось участие образовательных учреждений высшего профессионального образования Северо-Западного федерального округа в формировании сети ведущих вузов страны - федеральных государственных автономных образовательных учреждений высшего профессионального образования "Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова" и "Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта", а также федеральных государственных бюджетных образовательных учреждений высшего профессионального образования "Санкт-Петербургский государственный политехнический университет", "Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики" и "Санкт-Петербургский государственный горный университет".

Состояние системы дошкольного, школьного и профессионального образования в Северо-Западном федеральном округе характеризуется следующими основными проблемами:

дефицит мест в дошкольных образовательных учреждениях в городах и районных центрах наряду с низкой обеспеченностью их финансовыми ресурсами;

нахождение части зданий и сооружений учебных заведений в регионах в аварийном состоянии. Не все школы обеспечены водоснабжением и водоотведением и центральным отоплением;

невысокий уровень заработной платы, влекущий за собой снижение числа молодых педагогов и увеличение количества учителей пенсионного возраста;

необходимость сохранения малокомплектных школ, вызванная отдаленностью населенных пунктов и низкой плотностью населения в сельской местности;

наличие дисбаланса в отношениях рынка труда и образования, вызванного отсутствием у органов исполнительной власти отдельных регионов механизмов влияния на процесс регулирования подготовки учащихся в школах и учреждениях профессионального образования.

Указанные проблемы в гораздо меньшей степени характерны для г. Санкт-Петербурга, являющегося образовательным центром федерального уровня.

В основу формирования Стратегии положены принципы, реализуемые в приоритетном национальном проекте "Образование", в частности открытость образования к внешним запросам, конкурсное выявление и поддержка лидеров, адресность инструментов ресурсной поддержки и комплексный характер принимаемых решений.

Предусматривается осуществлять реализацию и развитие мероприятий, предусмотренных Федеральной целевой программой развития образования на 2011 - 2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. N 61. Задачи и ключевые мероприятия указанной Программы учтены при формировании Стратегии.

Стратегической целью государственной политики в области образования в Северо-Западном федеральном округе является повышение доступности и качества образовательных услуг, соответствующих требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина. Реализация этой цели предполагает решение следующих задач:

внедрение эффективных организационно-экономических механизмов на всех уровнях управления системой образования, обеспечивающих ее соответствие перспективным тенденциям экономического развития и общественным потребностям, а также повышение практической ориентации отрасли и ее инвестиционной привлекательности;

совершенствование и развитие нормативной правовой базы, включая разработку и реализацию целевых региональных программ по развитию системы образования;

формирование межмуниципальных сервисных центров и служб, агентских соглашений, обеспечивающих функционирование межрегиональных систем образования;

внедрение механизмов эффективного использования субвенций, а также стимулирующих фондов развития на региональном и муниципальном уровнях;

создание фондов развития систем образования всех уровней (региональных, муниципальных и межшкольных), аккумулирующих ресурсы многоканального финансирования и стимулирующих проектно-программную деятельность образовательных учреждений и организаций;

формирование механизмов независимой (объективной) оценки качества образования, в том числе с участием потребителей, а также общей системы контрольно-надзорной деятельности в системе образования Северо-Западного федерального округа;

обеспечение инновационного характера образования в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов и их региональных компонентов, в том числе построение единой образовательной информационной сети в рамках Северо-Западного федерального округа, обеспечивающей доступность дистанционных программ общего и профессионального образования, информационных и образовательных ресурсов нового поколения, создание областных образовательных порталов.

Использование потенциала ведущих вузов будет способствовать формированию и развитию конкурентоспособного человеческого капитала в федеральном округе на основе создания и реализации инновационных услуг и разработок. Эти вузы получили право реализовывать основные образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования на основе самостоятельно разработанных образовательных стандартов, что дает им возможность наиболее полно реализовать свои задачи и функции как уникальных научных и образовательных центров современной России.

Задачей федерального университета является организация и координирование в Северо-Западном федеральном округе работы по сбалансированному обеспечению крупных программ социально-экономического развития территории и регионов квалифицированными кадрами, а также научными, техническими и технологическими решениями, в том числе путем доведения результатов интеллектуальной деятельности до практического применения.

Национальный исследовательский университет призван взять на себя основную нагрузку в кадровом и научном обеспечении запросов высокотехнологичного сектора российской экономики.

Модернизация институтов образования как инструментов социального развития включает в себя:

развитие государственно-частного партнерства в сфере образования в субъектах Российской Федерации, входящих в состав Северо-Западного федерального округа, и округе в целом, привлечение частного бизнеса в систему образования;

создание в округе системы выявления и поддержки одаренных детей и талантливой молодежи;

развитие инфраструктуры социальной мобильности обучающихся;

реструктуризацию сетей общего образования на основе перехода к сетевым моделям организации образовательного процесса, формирование сетей центральных школ, школьных округов в муниципальных образованиях, базовых школ, отвечающих требованиям качественного общего образования, а также социально-культурных образовательных комплексов и ресурсных центров дополнительного и профессионального образования детей и взрослых;

формирование межведомственной инфраструктуры защиты детства (территориальных центров комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения и реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья и девиантного поведения);

создание условий для непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров, в том числе оптимизация сети учреждений профессионального образования на основе результатов комплексного анализа перспектив развития экономики и промышленного потенциала Северо-Западного федерального округа и регионального рынка труда.

Решение задач модернизации институтов образования как институтов социального развития предусматривает:

формирование стабильно функционирующей системы доступного качественного общего и высшего профессионального образования нового поколения для всех жителей Северо-Западного федерального округа, реализующего программы индивидуального и группового образования, включая образовательные программы дошкольного обучения, специального и дополнительного образования, профильного обучения в старшей школе, программы непрерывного профессионального образования;

повышение качества образовательных стандартов, отвечающих современным требованиям рынка труда и инновационной экономики;

повышение качества условий и организации образовательного процесса, гарантирующих обеспечение безопасности жизни обучающихся, применение сберегающих технологий обучения, а также соблюдение прав всех участников процесса обучения;

создание сети социально-культурных образовательных комплексов, социальных образовательных учреждений на основе межведомственной интеграции, обеспечивающих выполнение всего спектра социальных, культурных и образовательных услуг, с учетом потребностей населения;

обеспечение активного участия общественности и работодателей в формировании общественного заказа и бизнес-заказа на весь спектр образовательных услуг и программ, а также в контроле и оценке качества образовательных результатов и условий организации образовательного процесса на основе международных норм и стандартов.

В связи с этим доля затрат на образование в совокупном объеме валового регионального продукта Северо-Западного федерального округа должна увеличиться с 3,9 процента в 2010 году до 6,5 процента к 2020 году.