3. Развитие здравоохранения

Анализ состояния дел в здравоохранении в Северо-Западном федеральном округе свидетельствует о своевременности реализации приоритетного национального проекта "Здоровье", в рамках которого увеличилось финансирование программ, создающих условия, благоприятные для рождения и воспитания детей, снижения смертности и увеличения продолжительности жизни населения. На всей территории округа был внедрен новый стандарт диспансерного наблюдения ребенка 1-го года жизни, предусматривающий дополнительные осмотры специалистами. Увеличилось финансирование перинатальных центров.

Началась реализация программ по совершенствованию медицинской помощи людям с сердечно-сосудистыми, онкологическими заболеваниями и людям, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях.

Осуществляются мероприятия по программе развития службы крови в целях создания единой информационной базы данных по заготовке, переработке и хранению крови и ее компонентов. Кроме того, осуществляются мероприятия, направленные на развитие системы массового безвозмездного донорства, а также на модернизацию учреждений службы крови.

В 2009 - 2010 годах, несмотря на кризис, в Северо-Западном федеральном округе улучшились показатели естественного прироста населения. Удалось переломить негативную тенденцию снижения рождаемости. Произошло снижение общей смертности населения. Смертность от сердечно-сосудистых болезней сократилась на 4,1 процента, число погибших в результате дорожно-транспортных происшествий уменьшилось на 14 процентов.

До 2015 года предусматривается закрепить указанные позитивные направления и развить их к 2020 году, преодолеть рубеж 72,5 года по продолжительности жизни в Северо-Западном федеральном округе.

В числе проблем развития здравоохранения в регионе необходимо отметить следующие:

необходимость модернизации материально-технической базы, ремонт и техническое переоснащение лечебных учреждений. Не менее одной третьей лечебных учреждений Северо-Западного федерального округа требуют капитального ремонта, некоторые находятся в аварийном состоянии;

недостаточное развитие информационно-технической инфраструктуры;

необходимость увеличения зарплат врачам, нормативного обеспечения медицинским оборудованием, расходными материалами, лекарствами и питанием больных, что может быть решено за счет внедрения федеральных стандартов медицинской помощи;

напряженность ситуации с обеспечением медицинских учреждений кадрами врачей, среднего и младшего медицинского персонала.

В большинстве субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Западного федерального округа, обеспеченность медицинскими кадрами ниже среднероссийского показателя, при этом в Калининградской, Псковской и Вологодской областях обеспеченность врачами в 1,4 - 1,5 раза ниже средних показателей обеспеченности врачами по Российской Федерации.

В целях повышения уровня оказания услуг в сфере здравоохранения Северо-Западного федерального округа необходимо предусмотреть следующее:

развитие медико-генетической службы, в том числе неонатального скрининга на наследственные заболевания, и других направлений перинатальной диагностики;

внедрение новых организационных технологий в оказании медицинской помощи матерям и детям;

дальнейшее развитие сети перинатальных центров с последующим их оснащением путем реконструкции и реструктуризации имеющихся лечебных учреждений;

укрепление материально-технической базы существующих учреждений материнства и детства;

создание системы выездных бригад врачей-педиатров, акушеров и гинекологов с целью углубленных осмотров женщин и детей, выявления хронических форм патологии, оказания детям и женщинам консультативной и лечебно-профилактической помощи;

реализация мероприятий по внедрению медицинских технологий по выхаживанию новорожденных детей с низкой и экстремально низкой массой тела;

организация и оснащение современным компактным и мобильным диагностическим оборудованием детских медицинских учреждений и учреждений родовспоможения, что позволит увеличить эффективность их деятельности, а также прибывающих выездных бригад;

развитие телемедицинской сети для комплексного решения проблем детства и материнства в округе;

организация и ежегодное проведение углубленной диспансеризации детей (14-летних), направленной на сохранение репродуктивного здоровья.

Главными стратегическими целями в сфере здравоохранения являются укрепление и сохранение здоровья населения в каждом субъекте Российской Федерации, входящем в состав Северо-Западного федерального округа, на основе развития системы учреждений здравоохранения, формирования здорового образа жизни, использования передовых технологий, создания и сохранения научного потенциала отрасли, развития специализированной (высокотехнологичной) медицинской помощи, в том числе на основе разработки технологической платформы, касающейся медицины будущего.

Для решения проблем в здравоохранении предусматривается:

развитие семейной медицины как основы по оказанию первичной медико-санитарной помощи;

обеспечение рентабельности оказываемых медицинских услуг на основе принципов одноканального финансирования и применения медико-экономических стандартов, а также финансирование учреждений по принципам бюджетирования, ориентированного на результат и использование в решении проблем здравоохранения программно-целевого метода;

реформирование управления медицинскими учреждениями через введение системы менеджмента качества;

целевое финансирование приоритетных направлений деятельности здравоохранения в регионах Северо-Западного федерального округа, разработка и реализация программ поддержания здоровья женщин и детей, профилактики и лечения наиболее распространенных и социально значимых заболеваний;

оптимизация системы медицинской помощи, в частности оказание в амбулаторном секторе максимально возможного объема медицинских услуг на основе развития стационарозамещающих технологий и таких форм обслуживания, как дневной стационар, стационар на дому, а также реорганизация ряда поликлиник в общеврачебные групповые практики с одновременным созданием системы амбулаторных диагностических центров, специализирующихся на конкретных заболеваниях, и развитием существующих педиатрических и родовспомогательных учреждений.

В стационарном секторе целесообразно осуществить:

оптимизацию структуры стационарных медицинских учреждений, в том числе с организацией специализированных межрайонных центров (отделений) и поэтапным созданием головных региональных центров;

повышение доступности наиболее дорогостоящих видов специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи;

обеспечение работы круглосуточной телемедицинской связи между стационарами муниципального и субъектового подчинения;

интенсификацию работы стационарной койки за счет развития новых видов лечения и системы долечивания и реабилитации.

Кроме того, необходимо дооснащение медицинских учреждений оборудованием согласно федеральному стандарту, доукомплектование подготовленными кадрами в целях повышения готовности лечебно-профилактических учреждений к приему большого числа пациентов в обустроенные приемно-диагностические отделения, где есть возможность наблюдать больного в течение нескольких часов или суток, проводить диагностические мероприятия, оказывать неотложную помощь и реанимационные мероприятия.

Необходимо стимулировать развитие системы диагностических и профилактических центров для беременных, а также расширение возможностей отделений в стационарах, занимающихся вопросами патологии беременности и предупреждением заболеваний младенцев.

Проводимое сокращение круглосуточного коечного фонда должно быть компенсировано развитием стационарозамещающих технологий, дневными стационарами всех типов как при больницах, так и при поликлиниках и амбулаториях. Кроме того, дополнительно должны быть развернуты подразделения сестринского ухода, которые оказывают паллиативную медицинскую помощь.