6. Социально-экономическое развитие Калининградской области

Калининградская область (территория - 15,1 тыс. кв. километров, население - 941,1 тыс. человек, из них 77 процентов - горожане) является уникальным регионом по своему географическому положению. Это единственный субъект Российской Федерации, изолированный от основной части страны территорией 2 других государств, что затрудняет взаимодействие Калининградской области с другими российскими регионами и создает немало связанных с этим проблем. В то же время близость к промышленно развитым странам Европы, потенциальным рынкам сбыта и источникам инвестиций является конкурентным преимуществом области.

В Калининградской области создана особая экономическая зона. Область является частью региона Балтики, что определяет ее стратегический потенциал для России с учетом того обстоятельства, что "Балтийский пояс роста" наиболее динамичное пространство современной Европы, а Северо-Западный федеральный округ является ключевым для развития всей российской экономики.

Ряд показателей социально-экономического развития свидетельствует о группе нерешенных проблем, которые могут оказаться существенными с точки зрения конкурентоспособности области и ее эффективной интеграции в процессы, определяющие основные направления развития.

По-прежнему высока (хотя быстро сокращается) доля населения с доходами ниже прожиточного минимума, что представляет угрозу для социальной стабильности и может являться косвенным признаком высокой доли теневой экономики.

Структура валового регионального продукта Калининградской области свидетельствует о достаточно высокой степени диверсификации экономики. В области не существует отраслей и кластеров, которые могли бы монопольно определять основные экономические тенденции развития. С одной стороны, это является признаком устойчивости экономической системы и (косвенно) указывает на достаточно эффективный слой среднего и малого бизнеса. С другой стороны, в условиях растущей конкуренции в регионе Балтики отсутствие крупных производств и сервисных отраслей снижает возможности макрорегионального позиционирования и определения собственной специализации, востребованной в окружающем экономическом пространстве.

Конкурентоспособность региона уже в ближайшей перспективе будет во многом зависеть от его способности занять свою (макрорегиональную) нишу специализации и развернуть инфраструктуру, необходимую для приема инвестиций в эти зоны активности. К числу ключевых отраслей экономики, имеющих шансы для своего развития в условиях северо-западной части России и макрорегиона Балтики, следует отнести:

транспортно-логистический комплекс (доля валового регионального продукта - 9 процентов);

энергетический комплекс (доля валового регионального продукта - 10 процентов);

агропромышленный комплекс и пищевую промышленность, включая промышленную рыбопереработку (доля валового регионального продукта - 10 процентов);

туристско-рекреационный комплекс (доля валового регионального продукта - 2 процента).

Особое место занимает морской транспорт, который может стать одним из ключевых элементов специализации Калининградской области. Не менее существенной характеристикой области является дорожная сеть, перспективы которой должны быть связаны с интеграцией в общеевропейскую сеть высокоскоростных магистралей, тем более что через территорию Калининградской области проходят важные европейские коридоры.

Калининградский рыбохозяйственный комплекс является самым молодым в России. Его нынешнее состояние оценивается как устойчивое, хотя в 2005 году в рыбной промышленности Калининградской области наблюдался спад, обусловленный отсутствием необходимого количества добывающих судов в районах промысла. Тем не менее состояние рыбной и пищевой отрасли экспертами считается стабильным. Обеспечивается ежегодное увеличение производства по вылову рыбы (5 - 8 процентов) и по выпуску товарно-пищевой продукции (10 - 12 процентов).

Рыбное хозяйство Калининградской области обладает целым рядом конкурентных преимуществ. В то же время существует значительное количество факторов, сдерживающих рост производства в рыбохозяйственном комплексе.

В числе других отраслей специализации важное место занимают судостроительная промышленность и получившее значительное развитие в последние годы автомобилестроение.

Важнейшим фактором развития Калининградской области до 2020 года является ее выгодное расположение в Балтийском регионе, практически в центре Европы, рядом с наиболее развитыми в экономическом отношении странами мира. Это определяет возможности создания в области современной экономики, основанной на инновациях.

Калининградская область обладает также значительными ресурсами для производства рыбной продукции для российского и зарубежных рынков. Вполне достаточны ресурсы для сельского хозяйства, позволяющие обеспечить продовольственную безопасность региона. В достаточных размерах имеются ресурсы строительного сырья для местных нужд. Определенные запасы нефти и газа имеются в прибрежной зоне области. Мировое значение имеют запасы янтаря. Через территорию области проходят важные транспортные артерии, связывающие Центральную и Северную Европу. Чрезвычайно благоприятны условия для развития туризма и рекреаций.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2009 г. N 1353-р принято решение о сооружении Балтийской атомной станции общей мощностью 2300 МВт (2 x 1150 МВт).

Сооружение Балтийской атомной станции позволит не только полностью обеспечить энергобезопасность области, но и решить следующие задачи:

обеспечение газозамещения;

достижение социально приемлемого уровня тарифа на электроэнергию;

превращение региона в экспортера электроэнергии в страны Балтии, Польшу, Швецию и Германию.

Главной стратегической целью экономического и социального развития области является повышение уровня жизни населения до европейского уровня на основе укрепления социально-экономических связей с остальной территорией Российской Федерации и использования в полной мере преимуществ, связанных с расположением области в европейском макрорегионе.

До 2020 года предусматривается увеличение численности населения области до 1 млн. жителей, темпов роста реальных доходов населения (в среднем за год) к концу периода - до 108 процентов, увеличение обеспеченности жильем - до 28 - 30 кв. метров на 1 человека, продолжительности жизни - до 74 лет. Темпы роста валового регионального продукта составят в среднем за период 105 - 106 процентов, индекс промышленного производства составит 106 - 107 процентов, индекс инвестиций в основной капитал - 107 - 108 процентов.

Важнейшим стратегическим приоритетом в развитии экономики является коренное улучшение транспортных связей с остальной территорией России. Главным направлением будет создание альтернативных железнодорожных коридоров через Литву, Польшу, Белоруссию и Украину, развитие современных авиасвязей, развитие надежной паромной линии в направлении Балтийск - Усть-Луга - Санкт-Петербург, строительство верфи в пос. Взморье.

В промышленности предусматривается инновационная реконструкция существующих предприятий вагоностроения, судостроения, превращение в полноценную отрасль автомобилестроения, повышение эффективности рыбохозяйственного комплекса, создание высокотехнологичных предприятий пищевой промышленности, строительство вертикально интегрированного птицеводческого и птицеперерабатывающего комплексов, строительство комплекса по глубокой переработке высокопротеиновых сельскохозяйственных культур.

В научном обслуживании получит развитие инновационный центр на базе созданного федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта", а также создание предприятия по проектированию и производству микросхем в г. Гусеве.

Важное значение будет иметь строительство федерального центра высоких медицинских технологий в области сердечно-сосудистой хирургии в г. Калининграде, а также развитие фармацевтической промышленности.

В сельском хозяйстве сохранится специализация на молочно-мясном животноводстве, свиноводстве, птицеводстве, овощеводстве и садоводстве.

Увеличится значимость туристско-рекреационного комплекса региона, расположенного на пересечении ведущих европейских туристических маршрутов. В сферу туристической деятельности помимо побережья Балтийского моря и г. Калининграда войдут многие малые города области.

Опережающее развитие получит строительство инфраструктурных объектов г. Калининграда в связи с проведением чемпионата мира по футболу 2018 года.