10. Молодежная политика

В Северо-Западном федеральном округе доля молодежи в общем числе населения Северо-Западного федерального округа составляет примерно 25 процентов, что связано со значительным количеством лиц пенсионного возраста. Наиболее высока доля молодежи в южных областях и г. Санкт-Петербурге, существенно ниже она в северных регионах. Понижен ее удельный вес в сельской местности региона. Особенно значительна доля молодежи в общем объеме иногородних (иностранных) работников (около 50 процентов).

В настоящее время в субъектах Российской Федерации, входящих в состав Северо-Западного федерального округа, проживает 3,5 млн. молодых людей, что составляет значительную часть (более 25 процентов) общего числа населения.

Основными направлениями в работе с молодежью в Северо-Западном федеральном округе планируются:

вовлечение молодежи в социальную практику (необходимо разработать эффективные модели и формы вовлечения молодежи в трудовую и экономическую деятельность, в том числе трудовых объединений и студенческих отрядов, уделить внимание развитию молодежных бирж труда и других форм занятости, разработать комплекс мероприятий, направленных на формирование культуры межнационального сотрудничества, а также повысить эффективность патриотического воспитания молодежи);

формирование системы поддержки инициативной и талантливой молодежи (следует существенно увеличить количество молодых людей, участвующих в профессиональных и творческих конкурсах, спортивных соревнованиях и научных олимпиадах);

обеспечение эффективной социализации молодежи, находящейся в трудной жизненной ситуации (необходимо предпринять меры, направленные на повышение эффективности и расширение сети региональных (муниципальных) служб социальной реабилитации несовершеннолетних).

Результатом реализации Стратегии станет наличие разнообразных возможностей для самовыражения молодых людей всех категорий, повышение социальной активности, активное участие в жизни общества, формирование культуры межнационального сотрудничества, предупреждение деструктивного и девиантного поведения. Кроме того, отдельным значимым результатом реализации Стратегии станет возвращение в общество и к созидательному труду молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Популярной и привлекательной в молодежной среде станет активная жизненная позиция, подкрепляемая действиями и достижениями.

В числе основных социально-экономических проблем, которые характерны для молодежи Северо-Западного федерального округа, можно отметить такие, как высокий удельный вес безработных (до 16 - 18 процентов общей численности молодежи), сложность в решении жилищного вопроса, стремление выехать в крупные города и распространение нежелательных стереотипов повседневной жизни, алкоголизация и наркотизация. Специфические проблемы, требующие решения, возникают в молодежной среде в отношении демографического поведения и создания семей. Из общего числа молодых людей в возрасте 25 - 34 года около 25 процентов никогда не были в браке (в возрасте 30 - 39 лет - 15 процентов), 10 процентов находятся в состоянии развода, еще 10 - 12 процентов проживают вместе, не зарегистрировав официально свои отношения, и лишь чуть более 50 процентов официально состоят в гражданском браке.

Тенденции, получившие развитие в сферах общественной жизни молодежи округа, различны. С одной стороны, происходит ухудшение ряда параметров, условий жизни молодых людей и перспективы их социального и профессионального становления, в частности:

ухудшается состояние здоровья, физическая и психическая дееспособность и репродуктивная функция молодого поколения;

снижается образовательный уровень и происходит деградация структуры занятости;

продолжается криминализация молодежной среды;

происходит деформация морально-нравственных ориентиров, трудовой мотивации и девальвируются такие базовые ценности, как семья и патриотизм;

в сложном положении находится выстроенная в советские годы система начального и среднего профессионального образования. Практически все крупные предприятия Северо-Западного федерального округа сталкиваются с нехваткой молодых квалифицированных кадров по широкому спектру профессий;

система высшего образования во многих регионах округа соответствует требованиям рынка труда лишь частично, не удовлетворяя требованиям структуры будущего рынка труда, соответствующего инновационным сценариям развития отраслей;

в значительной степени утеряна система и инфраструктура внеучебной и общественной активности молодежи;

недостаточны меры по государственной поддержке и обеспечению молодых семей жильем.

С другой стороны, можно говорить и о положительных тенденциях в молодежной среде, в частности:

растет самостоятельность, практичность и расчетливость молодых людей, ответственность за свою судьбу;

возрастает мобильность, восприимчивость к новому и адаптивность к жизненным переменам;

увеличивается престиж образования среди молодежи;

растет экономическая заинтересованность в сохранении своего здоровья.

Актуальными проблемами молодежной политики в Северо-Западном федеральном округе на современном этапе являются:

слабая межотраслевая координация в сфере молодежной политики;

отсутствие современной научно-методической базы для разработки, реализации и контроля эффективности молодежных программ и системы мониторинга состояния молодежной среды;

отсутствие системной поддержки деятельности молодежных и детских общественных объединений;

ограниченность инфраструктуры учреждений и социальных служб для молодежи, направлений их деятельности, адекватно отвечающих потребностям, интересам и проблемам молодежи;

недостаточный уровень кадрового и финансового обеспечения молодежной политики.

Стратегической целью молодежной политики в Северо-Западном федеральном округе является создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации, развитие потенциала молодежи и его использование в интересах инновационного развития округа и страны в целом.

Достижение поставленной цели предполагается осуществить за счет решения следующих задач:

создание благоприятных условий для обучения и профессионального становления молодежи;

вовлечение молодежи в эффективные социальные практики (учебные, трудовые, семейные);

развитие эффективных моделей и форм вовлечения молодежи в трудовую и экономическую деятельность, включая деятельность трудовых объединений, студенческих отрядов, развитие молодежных бирж труда и других форм занятости молодежи;

реализация программ поддержки молодежного предпринимательства, в том числе в инновационных секторах экономики;

пропаганда семейных ценностей среди молодежи и формирование механизмов поддержки, в том числе создание стартовых возможностей для молодой семьи;

поддержка и развитие механизмов удовлетворения потребностей молодежи в доступном жилье.

Основными задачами молодежной политики в области создания равных условий для развития молодежи являются:

развитие целевых программ по всему спектру вопросов жизни молодежи в обществе;

оказание информационно-консалтинговой помощи и разработка специальных проектов, уравнивающих возможности молодежи, проживающей в сельских и удаленных районах округа;

развитие системы предоставления социальных услуг несовершеннолетним и молодым людям, находящимся в трудной жизненной ситуации;

внедрение моделей и программ развития навыков и умений самостоятельной жизни у людей, испытывающих трудности в интеграции и социализации;

обеспечение отдыха и оздоровления детей и молодежи.

Основными направлениями решения указанных задач молодежной политики должны стать:

обеспечение прав и гарантий молодежи в сфере труда и занятости;

гарантированное предоставление молодежи социальных услуг, организация отдыха и досуга молодых граждан;

содействие предпринимательской деятельности молодежи;

гражданское и патриотическое воспитание, физическое и духовное развитие молодежи, поддержка деятельности молодежных и детских общественных объединений;

государственная поддержка молодых семей;

поддержка талантливой и одаренной молодежи;

проведение профилактики правонарушений среди молодежи, ее алкоголизации и наркотизации.

Выполнение указанных задач позволит повысить качество человеческого потенциала для молодежи, вступающей в рынок труда региона в последующие десятилетия, противостоять оттоку за границу наиболее инициативных и высококвалифицированных молодых кадров, ориентированных на занятость в инновационных секторах экономики. Вместе с тем эти задачи требуют комплексных межотраслевых решений, смежных с решениями задач в сферах образования, здравоохранения, социальной защиты, и развития приоритетных отраслей экономики регионов Северо-Западного федерального округа.