3. Социально-экономическое развитие Архангельской области

Архангельская область (территория - 411 тыс. кв. километров, численность населения на 1 января 2011 г. - 1182,7 тыс. человек) имеет выход к Белому, Баренцеву, Печорскому и Карскому морям. Природные ресурсы представлены лесным фондом, полезными ископаемыми и морскими ресурсами. По уровню доходов на душу населения в 2010 году Архангельская область занимает 20-е место в Российской Федерации, по уровню валового регионального продукта на душу населения в 2009 году - 38-е место. Наибольший вклад в валовый региональный продукт вносят лесопромышленный комплекс (13 процентов), транспорт (14 процентов), торговля (14,8 процента) и строительство (5,2 процента). Заметно прибавляют темпы роста машиностроение и туризм. Производительность труда низкая - от 5 до 15 процентов соответствующего показателя в европейских странах. Более половины населения занято в секторах экономики с низким уровнем оплаты труда. Бюджет формируется в первую очередь за счет налога на прибыль, налога на доходы физических лиц и безвозмездных поступлений из федерального бюджета. По объему налоговых отчислений в консолидированный бюджет области лидируют транспорт, торговля, лесопромышленный комплекс и судостроение.

Положительное влияние на Архангельскую область могут оказать климатические изменения и возрастание значимости северных территорий, связанное с развитием разведки и добычи полезных ископаемых. Негативно сказаться на развитии области могут такие факторы, как старение населения и рост миграции (отток населения).

В долгосрочной перспективе значимым региональным вызовом станет рост конкуренции между регионами России за инвестиционные, административные и человеческие ресурсы. Для того чтобы успешно конкурировать с другими регионами, в области должны быть созданы благоприятные условия для работы и жизни населения, особенно профессиональных кадров.

Ключевыми проблемами развития экономики и социальной сферы являются:

относительно низкий уровень производительности труда; недостаточное развитие инфраструктуры (транспортно-логистической, энергетической и телекоммуникационной);

низкий уровень деловой активности и развития предпринимательства;

неблагоприятные условия для жизни (суровые климатические условия, низкий уровень развития жилищно-коммунального хозяйства и высокий уровень заболеваемости населения).

Область обладает рядом важных преимуществ, которые должны быть использованы для преодоления трудностей, возникающих при создании конкурентоспособной экономики и социальной сферы, - наличие развитого машиностроительного кластера, развитого транспортного узла, доступа к морю, богатых природных ресурсов, уникальных природных и культурно-исторических достопримечательностей, единственного в Северо-Западном федеральном округе профессионального исполнительского коллектива - Государственного академического Северного русского народного хора, реализующего государственную политику в части сохранения традиционного народного искусства Российской Федерации, а также близость к большому потребительскому рынку России и Европы.

Стратегическими приоритетами экономики Архангельской области являются:

судостроение, машиностроение, лесопромышленный комплекс, транспорт и туризм;

горнодобывающая промышленность и рыболовство;

торговля, пищевая промышленность, электроэнергетика и научно-образовательный комплекс;

химия и нефтехимия, связь и телекоммуникации, промышленность строительных материалов, строительство, ювелирная промышленность, сельское хозяйство и металлургия.

Судостроение получит развитие в связи с ростом оборонного заказа и спроса на платформы для добычи нефти и газа на шельфе. Потребуется проведение институциональных преобразований в отрасли, развертывание программ содействия технологической модернизации, а также продвижение продукции судостроительных предприятий на рынки.

Машиностроение получит развитие благодаря следующим предпосылкам:

наличие сильного кластера судостроения, квалифицированных инженеров и инженерной школы;

отсутствие жестких требований к масштабу операций в большинстве секторов промышленного машиностроения;

несущественное влияние удаленности от рынков сбыта на конкурентоспособность продукции и вследствие этого высокая добавленная стоимость;

возможность развития в данной отрасли предприятий среднего и малого бизнеса.

Лесопромышленный комплекс обладает достаточными запасами для развития деревообрабатывающих производств с более высокой добавленной стоимостью. Главное внимание должно быть уделено модернизации действующих целлюлозно-бумажных комбинатов с целью повышения их эффективности. Высоким потенциалом обладает мебельная промышленность. Актуально строительство лесных дорог.

Транспорт и логистика имеют потенциал развития в связи с проектами строительства глубоководного района морского порта Архангельск и железнодорожной магистрали "Белкомур", а также с развитием авиаперевозок. Осуществление этих проектов даст значительный импульс развитию транспортной сети региона.

Туризм получит развитие благодаря наличию в области таких уникальных объектов, как Соловецкий архипелаг, национальный парк Кенозерский, а также предпосылок для развития набирающего популярность экстремального туризма.

Разработка месторождений алмазов в ближайшее время расширится за счет освоения месторождения имени В. Гриба. Есть предпосылки для увеличения добычи полезных ископаемых - известняка, базальта, гипса, а также цинка и свинца.

Рыболовство будет основываться преимущественно на океаническом лове. На внутренних водоемах развитие этой отрасли связано с организацией аквакультуры.

Наиболее значительное влияние на темпы экономического роста и повышение степени диверсификации экономики Архангельской области окажут следующие стратегические проекты:

реконструкция аэропорта Архангельск;

строительство горно-обогатительного комбината на базе месторождения алмазов имени В. Гриба;

расширение яичного производства до 580 млн. штук яиц (Вельский район);

строительство жилого комплекса "Солнечный", г. Архангельск;

строительство железнодорожной магистрали Соликамск - Гайны - Сыктывкар - Архангельск ("Белкомур");

реконструкция и строительство объектов инфраструктуры в порту Архангельск;

строительство глубоководного района в северной части порта Архангельск;

строительство Мезенской приливной электростанции;

строительство деревообрабатывающего комбината в г. Архангельске (клееный брус, строганые изделия для каркасного домостроения);

строительство завода для выпуска автономных энергетических комплексов и сборных домов (пос. Волошка, Коношский район);

строительство завода по производству товарной беленой химико-термомеханической массы;

создание птицеводческого комплекса по производству мяса бройлеров;

создание производства древесных топливных гранул (пеллет) (пос. Березник, Виноградовский район);

создание экономической зоны туристско-рекреационного типа в Устьянском районе, в том числе лыжно-биатлонного стадиона;

модернизация картонно-бумажного производства и производства белых бумаг в г. Коряжме, а также перерабатывающих производств;

реконструкция производства картона в г. Новодвинске.

Важным для эффективного развития региональной экономики является развитие малого и среднего бизнеса. Основной прирост оборота в этом секторе должен произойти за счет торговли, машиностроения, судостроения, транспорта, лесопромышленного комплекса, строительства и туризма.