1. Машиностроительный комплекс

По своему значению для инновационного развития и модернизации экономики как Северо-Западного федерального округа, так и России в целом машиностроительный комплекс занимает ведущее место. Велика его роль в обеспечении экономической и военной безопасности страны, импортозамещении, занятости населения (значительная часть предприятий имеет градообразующий характер), бюджетных доходах, перспективах наращивания и диверсификации экспортного потенциала. Особенностью машиностроительного комплекса является высокий уровень межтерриториального кооперирования в рамках округа.

Развитие отдельных направлений машиностроения в Северо-Западном федеральном округе обусловлено возможностями использования:

выгодного экономико-географического положения и экономических связей с ведущими западными машиностроительными фирмами;

удобства сбыта продукции на рынках России и стран ближнего зарубежья;

развитой транспортно-логистической инфраструктуры;

растущего спроса на машиностроительную продукцию для целого ряда базовых секторов экономики округа (нефтегазовый комплекс, энергетика, металлургия, транспорт, агропромышленный комплекс, лесной и рыбохозяйственный комплексы и др.);

территориальных ресурсов для размещения производственных объектов комплекса;

потенциала научно-образовательного комплекса г. Санкт-Петербурга и других субъектов Российской Федерации, входящих в состав округа;

квалифицированных кадров и производственного потенциала предприятий.

В регионах, к конкурентным преимуществам которых относится выход к морям и крупным внутренним водным пространствам, приоритетными направлениями развития машиностроения являются судостроительная и судоремонтная индустрия, производство и техническое обслуживание подъемно-транспортного оборудования портов и логистических терминалов, а также производство силового оборудования.

В Ленинградской области судостроительная отрасль представлена предприятиями гг. Выборга, Шлиссельбурга и др.

Крупнейшие предприятия судостроительной отрасли расположены непосредственно в гг. Санкт-Петербурге, Калининграде и Архангельской области. В субъектах Российской Федерации, входящих в состав Северо-Западного федерального округа, размещены судостроительные и судоремонтные предприятия, обслуживающие в том числе корабли Балтийского и Северного флотов. Кроме того, в округе расположено большое число предприятий судового машиностроения и судового приборостроения, а также ряд научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций судостроения.

Машиностроительные предприятия, ориентированные на обслуживание портовой инфраструктуры и транспорта, размещены в г. Санкт-Петербурге, Ленинградской и Калининградской областях.

Ленинградская и Калининградская области и г. Санкт-Петербург, разместив на своей территории сеть автосборочных производств, используют следующие конкурентные преимущества:

близость к сухопутной государственной границе Российской Федерации;

развитая сеть автомобильных дорог регионов;

наличие морских портов;

наличие территорий для размещения сборочных производств;

высокий уровень покупательной способности населения регионов.

В г. Санкт-Петербурге размещены предприятия по производству внедорожников "Шевроле Каптива", "Опель Антара", седана "Шевроле Круз", автомобилей класса "Е" "Тойота Камри", "Ниссан Теана" и "Ниссан Икс-Трейл", грузовых автомобилей различного назначения "ЯРОВИТ", а также автобусов большого класса.

В Ленинградской области помимо предприятия автомобилестроения планируется выход на проектную мощность предприятия по производству шин (г. Всеволожск) и завода по производству автомобильного стекла (г. Кириши).

В Калининградской области расположено предприятие по производству автомобилей "Киа", "БМВ", "ЖМ ДАТ", "Хаммер", "Шевроле", "Опель" и "Кадиллак".

В регионах Северо-Западного федерального округа, ориентированных на лесозаготовку и комплексную лесопереработку, существует высокий потенциал развития машиностроения, ориентированного на заготовку, транспортировку, первичную и глубокую переработку древесного сырья. В настоящий момент этот потенциал используется лишь частично.

Дефицит производственных мощностей наблюдается в сфере добычи и переработки минералов. Предприятия, ориентированные на производство горного оборудования и карьерной техники, расположены в г. Санкт-Петербурге.

Наукоемкое машиностроение локализовано преимущественно в г. Санкт-Петербурге, где развита база для разработки новых типов оборудования на уровне современных стандартов. В области судостроения это проектно-конструкторские бюро, проектирующие перспективную морскую технику для освоения арктического шельфа, ледокольного флота и судов для транспортировки углеводородов.

Продукция авиационной промышленности представляет собой широкую номенклатуру комплектующих для летательных аппаратов различного назначения, в частности авиационные двигатели, агрегаты, оборудование и системы для военной и гражданской авиации, в том числе бортовая аппаратура, системы контроля авиадвигателей, регистрации полетных данных и бортовые вычислительные системы.

Предприятия и организации отрасли оказывают услуги и выполняют профильные работы научно-исследовательского, проектного производственного характера, занимаются послепродажным обслуживанием авиационной техники военного и гражданского назначения на территории Российской Федерации и за ее пределами.

В г. Санкт-Петербурге расположены наиболее крупные предприятия и организации Северо-Западного федерального округа, производящие и разрабатывающие авиационные двигатели, приборы и специальную технику, а также предприятия энергомашиностроения.

В Вологодской области специализация экономики региона на производстве металлургической, лесной и пищевой продукции обусловила развитие машиностроения, ориентированного на производство транспортных средств, оборудования для деревообработки и мясомолочной промышленности.

Основными тенденциями развития машиностроительного комплекса являются следующие:

постоянно растет спрос в том сегменте рынка продукции машиностроения, в котором существует дефицит производственных мощностей не только в Северо-Западном федеральном округе, но и в Российской Федерации (специализированная строительная, дорожная, лесная, горная и карьерная техника, силовые агрегаты, средства транспорта различного назначения, средства малой механизации, станочный парк, сварочное оборудование и сельскохозяйственная техника);

доля типовых проектов и однотипной продукции, которые предлагаются потребителям всеми сегментами экономики, неуклонно снижается, соответственно повышаются требования как к уровню специализации выпускаемой техники и оборудования, так и к возможностям их переналадки.

Эти тенденции могут рассматриваться как факторы, способствующие развитию машиностроения, так и как факторы риска. В частности, дефицит машиностроительной продукции привел к расширению сети сборочных производств, а также инициировал возникновение бизнеса в сегменте поставок импортной техники и оборудования.

Существенное влияние на развитие автомобилестроения в регионе г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области оказывает увеличение числа компаний, ориентированных на поставку, дооборудование и сервисное обслуживание импортной автомобильной, тракторной и специальной техники.

Увеличение спроса на специализированную технику создает потенциал развития сети опытно-конструкторских предприятий. Так, в условиях перспектив по созданию в Северо-Западном федеральном округе предприятий по производству металлорежущего инструмента с использованием технических алмазов, добываемых на месторождениях имени Ломоносова и имени В. Гриба в Архангельской области, существует равная вероятность реализации этого проекта предприятиями отрасли на базе действующих предприятий либо организации простого экспорта алмазного сырья.

Главными приоритетами в развитии машиностроительного комплекса Северо-Западного федерального округа до 2020 года и в дальнейшем являются:

судостроение;

энергомашиностроение;

производство инновационного оборудования;

производство техники для нефтегазовой промышленности;

производство техники для лесопромышленного и рыбохозяйственного комплексов;

радиоэлектронная промышленность;

производство медицинского оборудования;

производство техники для городского хозяйства, в том числе малой снегоуборочной техники;

производство техники импортозамещающего назначения;

производство техники, заменяющей труд низкой квалификации и престижности.

Стратегической задачей является возрождение станкостроительной промышленности.

Автомобилестроение следует развивать по интенсивному пути без строительства новых заводов на основе превращения действующих сборочных производств в современные предприятия, способные генерировать и осваивать инновационные технологии.

Повышение эффективности деятельности машиностроительного комплекса связано с формированием судостроительного, энергомашиностроительного, приборостроительного и автомобильного кластеров на инновационной основе с учетом разработки технологических платформ, касающихся освоения океана, авиационной мобильности и авиационных технологий, национальной космической технологической платформы, технологий мехатроники встраиваемых систем управления, радиочастотной идентификации и роботостроения.

Необходимо довести долю машиностроения в промышленности Северо-Западного федерального округа к 2020 году до 30 процентов, а его долю в экспорте - до 20 процентов.

В машиностроительном комплексе до 2020 года целесообразно осуществление следующих стратегических проектов:

восстановление станкостроительных предприятий (г. Санкт-Петербург, Вологодская область);

строительство завода по производству энергетического оборудования (г. Санкт-Петербург);

модернизация и развитие предприятий точного машиностроения и приборостроения (г. Санкт-Петербург, Новгородская, Псковская и Вологодская области, Республика Карелия);

модернизация и развитие предприятий машиностроительной отрасли (Мурманская область);

модернизация и развитие предприятий радиоэлектронной промышленности (г. Санкт-Петербург, Новгородская и Псковская области);

строительство предприятий по производству автокомпонентов (Ленинградская, Псковская и Новгородская области);

модернизация и развитие предприятий судостроения и судоремонта (г. Санкт-Петербург, Ленинградская, Архангельская и Мурманская области);

модернизация и развитие предприятий по производству медицинского оборудования (г. Санкт-Петербург, Новгородская и Псковская области);

модернизация и развитие производства железнодорожных вагонов нового поколения (г. Санкт-Петербург, Ленинградская, Калининградская и Псковская области);

формирование автомобильного, судостроительного и приборостроительного кластеров на основе развития производственных связей между предприятиями и формирования общих элементов инфраструктуры.