Документ не применяется. Подробнее см. Справку

3. Общие требования к проведению обследования территорий (рейдового мероприятия)

3. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ ОБСЛЕДОВАНИЯ ТЕРРИТОРИЙ

(РЕЙДОВОГО МЕРОПРИЯТИЯ)

Рейдовое мероприятие осуществляется в целях обнаружения нарушения требований природоохранного законодательства, повлекшего образование мест несанкционированного размещения ТБО, а также выявления лиц, совершивших данные противоправные действия. Рейдовое мероприятие проводится на основании приказа (распоряжения) руководителя (начальника) территориального органа Росприроднадзора, в котором указываются населенный(ые) пункт(ы) и маршрут территории, подлежащей обследованию.

При планировании обследования территории следует учитывать информацию, поступающую в Росприроднадзор и/или его территориальные органы от:

граждан и организаций,

средств массовой информации, в том числе посредством информационно-телекоммуникационной сети интернет (в том числе содержащуюся в средствах массовой информации),

федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации,

органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации,

органов местного самоуправления,

правоохранительных органов,

органов прокуратуры,

от иных источников, если полученная информация содержит сведения о нарушении требований природоохранного законодательства, повлекшего образование мест несанкционированного размещения ТБО.

Также при планировании маршрута особое внимание следует уделить территориям водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов с целью обнаружения и ликвидации несанкционированных свалок ТБО на указанных территориях. В границах водоохранных зон запрещается, в числе прочего, размещение мест захоронения отходов <1>. Выявленные правонарушения в данном случае могут квалифицироваться по ч. 2 ст. 8.12 КоАП РФ или ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ. Варианты квалификации рассматриваемых правонарушений представлены в Приложении 2.

--------------------------------

<1> П. 2 ч. 15 ст. 65 ВК РФ.

В целях методического руководства в ходе организации и проведения рейдовых мероприятий в работе государственных инспекторов по охране природы может применяться сводный перечень предусмотренных законодательством категорий земель по целевому назначению и видов вещных прав на земельные участки (Приложение 1).

Установление категории земель и правообладателей земельных участков может осуществляться на основании информации территориальных органов Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра), истребованной в соответствующих запросах.

Возможны ситуации, когда обследуемый участок находится на землях, государственная собственность на которые не разграничена. В таких случаях необходимо руководствоваться тем, что распоряжение такими земельными участками осуществляется соответствующими органами местного самоуправления <1>.

--------------------------------

<1> П. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".

Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде <1>.

--------------------------------

<1> Ч. 2 ст. 36 Конституции Российской Федерации.

Одна из целей охраны земель - предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности <1>. В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от захламления отходами производства и потребления <2>. Конкретизация этого требования раскрывается в ст. 42 ЗК РФ.

--------------------------------

<1> П. 1 ч. 2 ст. 12 ЗК РФ.

<2> П. 2 ч. 1 ст. 13 ЗК РФ.

Юридические лица, граждане обязаны возместить в полном объеме вред, причиненный в результате совершения ими земельных правонарушений. Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их захламлении осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет <1>.

--------------------------------

<1> Ст. 76 ЗК РФ.

Земли, нарушенные при складировании и захоронении бытовых и других отходов, подлежат рекультивации <1>.

--------------------------------

<1> П. 5 Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утвержденных Приказом Минприроды России и Роскомзема от 22.12.1995 N 525/67.

При проведении рейдовых мероприятий необходимо принимать меры к выявлению, фиксации и сбору доказательств фактов причинения вреда окружающей среде, в том числе почвам как объекту охраны окружающей среды (ст. 77, 78 Закона N 7-ФЗ).

Исчисление в стоимостной форме размера вреда, нанесенного почвам в результате нарушения законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, а также при возникновении аварийных и чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера производится на основании Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утвержденной Приказом Минприроды России от 08.07.2010 N 238 (далее - Методика). В соответствии с Методикой исчисляется в стоимостной форме размер вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, в том числе, в результате несанкционированного размещения отходов производства и потребления <1>, включая ТБО и мусор.

--------------------------------

<1> Пп. "а" п. 2, п. 9 Методики.

По фактам нарушений водного законодательства <1>, выявленных в ходе проведения рейдовых мероприятий, исчисление размера вреда производится в соответствии с Методикой исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, утвержденной Приказом Минприроды России от 13.04.2009 N 87.

--------------------------------

<1> Ст. 56 - 58 ВК РФ.

В работе по возмещению вреда необходимо считать приоритетным возмещение вреда посредством возложения на ответчика обязанности (на основании решения суда или арбитражного суда) по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ <1>. Это связано, прежде всего, со случаями, когда ответчиками являются органы местного самоуправления. Суммы по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, подлежат зачислению в бюджеты муниципальных районов, городских округов, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга по месту причинения вреда окружающей среде по нормативу 100 процентов <2>.

--------------------------------

<1> Ч. 2 ст. 78 Закона N 7-ФЗ.

<2> Ч. 6 ст. 46 БК РФ.

В ходе проведения рейдового мероприятия обследование территории необходимо проводить с применением фото- и/или видеосъемки. Рекомендуемый образец заполнения фототаблицы содержится в Приложении 4.

В ходе фиксации результатов рейдового мероприятия является целесообразным составление планов, схем обследуемой территории, с указанием мест выявленных нарушений требований природоохранного законодательства, в том числе повлекшие образование мест несанкционированного размещения ТБО.

По результатам рейдового мероприятия составляется акт обследования территории (акватории) на предмет соблюдения природоохранных требований (далее - Акт) (Приложение 3).

В Акте в том числе отражается информация о применении фото- и/или видеосъемки, о составлении планов, схем, фототаблиц, которые являются приложением к Акту.

Если обнаруженные в ходе рейдового мероприятия нарушения требований природоохранного законодательства, повлекшие образование мест несанкционированного размещения ТБО, являются основаниями для привлечения к административной ответственности, то принимаются меры для возбуждения дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями КоАП РФ.

Нарушение природоохранного законодательства, выразившееся в несанкционированном размещении ТБО, возможно квалифицировать по следующим составам правонарушений: ч. 2 ст. 8.6, ст. 8.2, ч. 2 и ч. 3 ст. 8.31, ч. 2 ст. 8.12 или ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ. Варианты квалификации рассматриваемых правонарушений и перечень уполномоченных на их рассмотрение государственных органов представлены в Приложении 2.