4. Система образования (с учетом федеральных образовательных учреждений)

4. Система образования (с учетом федеральных

образовательных учреждений)

Основной характеристикой современной образовательной сети Центрального федерального округа является ее многообразие, позволяющее удовлетворять различные образовательные и воспитательные потребности детей, подростков и молодежи. Система образования округа включает в себя более 25,4 тыс. различных образовательных учреждений (свыше 6,68 млн. учащихся).

Основное направление развития системы образования связано с реализацией национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" и внедрением результатов комплексных проектов модернизации образования, реализуемых в рамках приоритетного национального проекта "Образование".

В Центральном федеральном округе количество образовательных учреждений высшего профессионального образования в 2000 - 2009 годах выросло в 1,4 раза. В основном рост был обеспечен за счет увеличения количества негосударственных учреждений. При этом численность студентов государственных учреждений увеличилась в 1,3 раза, а негосударственных - в 2,8 раза.

В Центральном федеральном округе осуществляет образовательную деятельность уникальный научно-образовательный комплекс - федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова", деятельность которого регулируется отдельным федеральным законом.

В рамках развития сети национальных исследовательских университетов 14 высшим учебным заведениям Центрального федерального округа установлена категория "национальный исследовательский университет" (8 из них расположены в г. Москве).

Высшие учебные заведения Центрального федерального округа должны способствовать максимальной интеграции образовательной деятельности и стратегического развития территорий. Кроме того, должна осуществляться межвузовская интеграция.

Развитие системы образования Центрального федерального округа будет происходить на фоне интенсивного развития экономики и осложнения демографических процессов, а именно сокращения численности молодого населения и волнообразного изменения численности детей и подростков в 2010 - 2020 годах. В связи с этим в среднесрочной и долгосрочной перспективе стратегическими приоритетами развития системы образования станут продолжение политики социально ориентированного характера, поддержание системы доступного и высококачественного образования, в том числе обеспечение доступного дошкольного образования, повышение качества общего образования, сохранение уровня системы начального и среднего профессионального образования, высшего и дополнительного профессионального образования, а также продолжение компьютеризации и интернетизации образовательного процесса и развитие вариативности образовательных программ.

Направлениями развития образования являются:

совершенствование содержания и технологий образования в условиях введения и реализации федеральных государственных образовательных стандартов;

создание условий для социализации, социальной адаптации и формирования здорового образа жизни детей, подростков и молодежи, а также для обеспечения их безопасности;

развитие системы оценки и контроля качества образования и обеспечение публичной доступности ее результатов;

совершенствование сети и институциональной структуры системы образования;

развитие кадрового ресурса системы образования;

совершенствование экономических и организационно-управленческих механизмов системы образования;

развитие материально-технической базы образовательных учреждений.

Кроме того, необходимо развивать сферу дошкольного образования (в первую очередь обеспечить население местами в дошкольных учреждениях). Несмотря на ожидающееся сокращение численности воспитанников дошкольных учреждений, обеспеченность дошкольными учреждениями и их оснащенность недостаточны. Требуется увеличение количества мест на 15 - 20 процентов. От доступности и качества дошкольных учреждений в определенной степени зависит и уровень рождаемости. Морально и физически устаревшие дошкольные учреждения, замещаемые новыми объектами, могут переоборудоваться для нужд учреждений социальной защиты (обслуживание потребностей пожилых людей, численность которых увеличивается).

В долгосрочной перспективе структурное развитие сети общеобразовательных учреждений будет идти в направлении постепенного увеличения доли учреждений, предоставляющих образовательные услуги повышенного уровня (с углубленным изучением отдельных предметов). Другим стратегическим направлением развития общего образования также должно стать повышение его воспитательной функции - в условиях свободного гражданского общества школа наряду с семьей может и должна оказывать организующее воздействие на процесс формирования личности детей и подростков.

С целью постоянного повышения качества профессионального образования с учетом потребностей экономики (рынка труда) требуется проводить изменение содержания образовательных программ в учреждениях начального профессионального образования, средних специальных учебных заведениях и высших учебных заведениях.

Основными направлениями развития системы профессионального образования, которая в наибольшей степени представлена федеральными учреждениями, на период до 2020 года являются:

оптимизация сети учреждений профессионального образования;

создание образовательных учреждений профессионального образования, реализующих образовательные программы разного уровня;

подготовка высококвалифицированных рабочих кадров и специалистов, востребованных на рынке труда Центрального федерального округа в рамках дальнейшего развития и совершенствования производственно-образовательных комплексов;

организация системы общественной сертификации и контроля качества профессионального образования всех уровней с учетом потребностей рынка труда;

участие в разработке системы государственных образовательных (профессиональных) стандартов;

пропаганда через средства массовой информации специальностей (профессий), необходимых для развития экономики России;

развитие профессиональной ориентации школьников;

повышение мотивации к трудовой деятельности по профессиям, востребованным на рынке труда.

Развитие профессионального образования в Центральном федеральном округе направленно на наиболее полную увязку квалификации трудовых ресурсов и потребностей экономики округа и Российской Федерации в целом.

Примерами развития сети образовательных учреждений, готовящих специалистов, востребованных на рынке труда Центрального федерального округа в рамках развития экономических специализаций округа, являются проекты создания следующих университетов:

региональный университет в Калужской области (предполагается создание университетского комплекса инновационного типа с включением в его состав структурных подразделений по подготовке в рамках начального и среднего профессионального образования, а также ресурсных центров коллективного пользования научным оборудованием). Кроме того, в период до 2015 года будет реализован проект создания центра прикладного образования, включающего в себя 2 образовательных центра - учебный центр подготовки кадров для автомобильной промышленности и ресурсный центр для подготовки кадров для фармацевтической отрасли;

университет комплексного развития сельских территорий в Тамбовской области (позволит замкнуть образовательно-научно-производственный цикл кластерного развития регионального агропромышленного комплекса). Кроме того, предусматривается интенсивное развитие центра кластерного развития промышленности Тамбовской области на базе федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Тамбовский государственный технический университет", способствующего привлечению представителей бизнеса на условиях отраслевой кооперации.

Обучение и подготовку высококвалифицированных кадров для лесной отрасли на принципах углубления связей учебных заведений различного уровня и научно-исследовательских институтов будут осуществлять 3 государственных высших учебных заведения, 6 государственных учреждений среднего профессионального образования лесного и лесотехнического профиля, 1 институт дополнительного профессионального образования и 1 научно-исследовательский институт лесного профиля.

В условиях сокращения численности молодых людей студенческого возраста перед учреждениями высшего профессионального образования стоит задача по их интеграции в межрегиональные межвузовские связи. Кроме того, высшим учебным заведениям предстоит найти свое место в вертикальной цепочке образовательных услуг и последующего трудоустройства их выпускников.

В системе высшего профессионального образования на долгосрочную перспективу запланирован перевод высших учебных заведений в режим автономных учреждений.

В целях реализации научного потенциала высших учебных заведений и его практического применения будет продолжена практика создания инновационных центров, аккумулирующих возможности высших учебных заведений Центрального федерального округа разной направленности, а также создания малых предприятий при высших учебных заведениях.

Для обеспечения интеграции образования и науки, профессионального образования и производства предусматривается создание и поддержка деятельности интегрированных научно-производственно-образовательных структур, университетских комплексов и научно-учебно-производственных центров.