20. Оборонно-промышленный комплекс

Центральный федеральный округ занимает 1-е место среди федеральных округов по выпуску продукции оборонного назначения и по объемам научно-технической продукции.

Распределение оборонных предприятий и организаций по субъектам Российской Федерации неравномерно. Более половины оборонных организаций расположено в г. Москве. Кроме того, крупнейшие предприятия расположены в Московской области, в гг. Туле, Рыбинске (Ярославская область), Коврове (Владимирская область), Рязани и Воронеже.

Развитие оборонно-промышленного комплекса, направленное на решение оборонных и социально-экономических задач страны, осуществление сценария долгосрочного инновационного развития экономики, а также расширение военно-технического и экономического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами относятся к числу высших приоритетов политики государства.

Организациям оборонно-промышленного комплекса, расположенным на территории Центрального федерального округа, отводится значимая роль в реализации таких приоритетных направлений государственной политики в области развития оборонно-промышленного комплекса на период до 2020 года, как:

технологическая модернизация оборонно-промышленного комплекса с целью повышения качества и конкурентоспособности продукции оборонно-промышленного комплекса в обеспечении реализации государственной программы вооружения, комплексного плана военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, решения социально-экономических задач страны;

совершенствование организационно-технологической и институциональной структуры оборонно-промышленного комплекса, системы управления, государственного регулирования и контроля деятельности оборонно-промышленного комплекса;

обеспечение инновационного развития оборонно-промышленного комплекса, реализация его конкурентных преимуществ, продвижение технологий и продукции оборонно-промышленного комплекса на высокотехнологичные рынки товаров и услуг, развитие современных форм международного сотрудничества;

развитие кадрового и наращивание интеллектуального потенциала оборонно-промышленного комплекса и обеспечение социальной защищенности работников оборонно-промышленного комплекса.

Указанные организации примут участие в решении задач, поставленных в утвержденных стратегиях развития отраслей оборонно-промышленного комплекса, которые осуществляются в рамках единого комплекса более 10 федеральных целевых программ, реализуемых в оборонно-промышленном комплексе.

В целях развития практики использования достижений оборонно-промышленного комплекса в гражданском производстве должен быть активнее задействован весь спектр институтов и механизмов ускоренного внедрения инноваций и коммерциализации технологий. Развитие этого направления связано с созданием инновационной инфраструктуры, адекватной специфике деятельности оборонно-промышленного комплекса, преимущественно за счет средств федерального бюджета.

Повышение конкурентоспособности гражданской (технологически близкой военной) продукции за счет освоения передовых технологий, созданных в интересах обороны, и снижение себестоимости военной и гражданской продукции при расширении масштабов производства продукции двойного назначения являются приоритетами развития организаций оборонно-промышленного комплекса, расположенных на территории Центрального федерального округа.

В целях создания благоприятных условий для осуществления инновационных процессов в оборонно-промышленном комплексе необходимо систематически выявлять проблемы коммерциализации, отрабатывать и нормативно закреплять рациональные механизмы и процедуры по всем звеньям инновационной цепочки от отбора результатов научно-технической деятельности оборонно-промышленного комплекса, созданных в интересах обороны и имеющих высокий коммерческий потенциал, до генерации на их основе нововведений, способных к реализации по двойному или коммерческому назначению без ущерба для безопасности страны.

Среди важнейших направлений работ по использованию научно-технических достижений оборонно-промышленного комплекса в гражданском производстве следует выделить:

определение мер государственной поддержки, экономического стимулирования и внедрение механизмов трансфера технологий, включая программный метод;

установление единого для государственных заказчиков порядка приобретения, учета и охраны результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, созданных в результате исполнения государственного оборонного заказа;

установление порядка доступа бизнес-структур, заинтересованных в подъеме российской промышленности, к результатам оборонных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, имеющих потенциал двойного использования, и информации об их правообладателях.

Для обеспечения технологической модернизации производства организаций оборонно-промышленного комплекса наряду с государственными капитальными вложениями, выделяемыми на технологическую модернизацию производств в рамках гособоронзаказа и федеральных целевых программ, используются механизмы субсидирования из федерального бюджета части процентной ставки привлеченных коммерческих кредитов на техническое перевооружение и закупку техники.

В частности, с 2009 года в федеральном бюджете предусмотрены также средства для предоставления субсидий организациям оборонно-промышленного комплекса на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях и государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" на осуществление инновационных и инвестиционных проектов по выпуску высокотехнологичной продукции. Правила, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 марта 2009 г. N 265, устанавливают порядок и условия предоставления указанной государственной поддержки.

Механизм государственной поддержки направлен на стимулирование инновационной активности организаций комплекса и обновление основных фондов организаций комплекса в целях освоения и расширения производств высокотехнологичной продукции двойного и гражданского назначения в первую очередь с использованием научно-технического и технологического задела оборонных производств.

Кроме того, для стимулирования спроса на высокотехнологичную продукцию гражданского назначения предусмотрены меры государственной поддержки, в том числе:

предоставление субсидий российским лизинговым компаниям на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на закупку воздушных судов российского производства с последующей их передачей российским авиакомпаниям по договорам лизинга;

предоставление субсидий российским транспортным компаниям на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на закупку гражданских судов, изготовленных на российских верфях, а также лизинговых платежей по договорам лизинга, заключенным с российскими лизинговыми компаниями на приобретение гражданских судов, изготовленных на российских верфях.

Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" наряду с указанными мерами предусмотрены:

субсидии российским производителям самолетов и вертолетов, а также авиационных двигателей на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях и в государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" в 2008 - 2011 годах на техническое перевооружение на срок до 5 лет, а также части затрат на уплату лизинговых платежей за технологическое оборудование, поставляемое российскими лизинговыми компаниями по договорам лизинга, заключенным с 2006 года;

субсидии организациям оборонно-промышленного комплекса - головным исполнителям (исполнителям) государственного оборонного заказа на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях и в государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)".

Указанные меры позволят обеспечить полный цикл стимулирования инновационной деятельности от стадии идеи до стадии внедрения в производство перспективных технологий, сократить сроки их внедрения, а также получить от реализации этого механизма существенный межотраслевой мультипликативный эффект в части взаимного трансфера технологий и повышение эффективности использования средств федерального бюджета, выделяемых на создание и внедрение перспективных и прорывных технологий, так как средства будут направляться на поддержку проектов, уже имеющих определенные результаты.